СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О специфических нарушениях письма и чтения у учащихся с НОДА

Нажмите, чтобы узнать подробности

О некоторых специфических нарушениях письма и чтения у учащихся нач.классов, имеющих НОДА

Просмотр содержимого документа
«О специфических нарушениях письма и чтения у учащихся с НОДА»

О специфических нарушениях письма и чтения у учащихся с НОДА



В зависимости от локализации поражения мозга, а так­же от характера нарушений его созревания и недостаточ­ности развития интегративной деятельности у учащихся с НОДА наблюдаются различные формы дисграфии и дис­лексии. 

Нарушения письма и чтения у детей с церебраль­ным параличом могут быть связаны и с недостаточностью их зрительных впечатлений и представлений, несформи­рованностью оптико-пространственного гнозиса (буквы не узнаются, долго не запоминаются, с трудом формируется звуко-буквенный анализ, смешиваются на письме буквы, особенно сходные по начертанию).
Особенностью нарушений письма у детей с церебраль­ным параличом является его зеркальность, которая про­является по преимуществу на начальных этапах обучения и наиболее часто — у детей с правосторонним гемипарезом при письме левой рукой. В ряде случаев нарушения при письме имеют место в виде пропусков слогов и букв, в сме­шениях и заменах близких по месту и способу артикуля­ции согласных звуков.
Таким образом, у детей с НОДА часто выявляются различ­ные нарушения речи (в среднем их частота составляет 70-80%). Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависят от локализации и тяжести пораже­ния мозга. При детском церебральном параличе отмечается взаимосвязь двигательных и речевых расстройств.

Речевые нарушения у детей с церебральным параличом включают:

    • фонетико-фонематические, проявляющиеся в рамках различных форм дизартрии;

    • особенности усвоения лексической системы языка, обус­ловленные спецификой самого заболевания;

    • нарушения грамматического строя речи, неразрывно связанные с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс;

    • нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют особую специфику при разных формах церебрального паралича;

    • все формы дисграфии и дислексии.


Система логопедического воздействия при всех формах дизартрии у детей с церебральным параличом имеет комп­лексный характер. Основными направлениями логопедичес­кой работы при НОДА являются: коррекция звукопроизно­шения в сочетании с формированием звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания. Специфика этой работы заключается в ее сочетании с дифференцированным артикуляционным мас­сажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментоз­ным лечением. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематического квалифи­цированного проведения.
Высокий уровень реабилитации детей с церебральным параличом возможен только лишь при организации комп­лексной медико-психолого-педагогической системы реа­билитации, внедрении новейших достижений научно-прак­тической работы с этими детьми.
Взаимодействие специалистов разных профилей — вра­чей, психологов, педагогов, логопедов — должно сохранять в поле зрения каждого из них «целостного ребенка», а не парциальное нарушение клинического, социально-психоло­гического или педагогического уровня. При этом усилия всех специалистов необходимо сконцентрировать на соци­альной адаптации ребенка с церебральным параличом, а ча­стные задачи лечения, обучения, коррекции должны слу­жить средствами достижения этой цели.