О теоретико – методологических основах инновационных подходов в современной системе среднего-профессионального образования
Студитских Ю.А., заместитель директора по учебной работе Рыльского АТК-филиала МГТУ ГА
- Понятие «инновация» имеет латинское происхождение (in— в; novus— новое ) и в переводе означает «обновление, новинка, изменение»;
- Инновационная образовательная деятельность - это деятельность по преобразованию
педагогического процесса, по введению в него
новшеств, направленных на его совершенствование;
- Инновационный процесс в сфере образования - это обновление и изменение концепций образования,
содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания;
- Инновационный потенциал образовательного учреждения - это его ресурсы, необходимые и достаточные для внедрения нововведений,
обеспечивающих повышение качества образования.
Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничего в мире не может быть хорошим.
Георг Лихтенберг
- Новая гуманистическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой среднего профессионального образования важную задачу : подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Изменения в образовательной системе СПО нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образования
Инновационная деятельность в сфере образования урегулирована
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273- ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
- Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/a9a28ae49b86df0327132598d1e9b42bffda4ab6/
Актуализированный ФГОС СОО в ПОО
ПРИКАЗУ МИНИ С Т Е Р С Т В А
ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
ОТ 12 АВГУСТА 2022 Г. N 732 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕ Р А Л Ь НЫЙ
Г О С У Д А Р С Т ВЕН НЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ, У Т ВЕ Р Ж Д ЕН НЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 МАЯ 2 0 1 2 Г . N 4 1 3"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 сентября 2 0 2 2 г . Р егистр а ционный
№ 70034
Основные направления:
- Интенсификация учебного процесса через
- отбор наиболее эффективных педагогических методов, форм, технологий
- Профессионализация части содержания по ряду общеобразовательных дисциплин
- Интеграция содержания блока
- общеобразовательных дисциплин с содержанием
- профессиональных модулей и циклов образовательной программы СПО
- Цифровизация - применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Цель:
разработка и внедрение в образовательные
организации, реализующие образовательные
программы среднего профессионального
образования, методики преподавания
общеобразовательных дисциплин с учетом
профессиональной направленности программ
среднего профессионального образования,
реализуемых на базе основного общего образования,
предусматривающие интенсивную
общеобразовательную подготовку обучающихся с
включением прикладных модулей, соответствующих
профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и
электронного обучения.
Сегодня необходимо:
- Обновление содержания общеобразовательных учебных предметов с включением прикладных модулей, соответствующих
профессиональной направленности профессий и специальностей;
- Введение практики интеграции содержания общеобразовательных
учебных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями;
- Использование эффективных образовательных технологий, в том
числе технологий электронного и дистанционного обучения;
- Повышение квалификации педагогов цикла общеобразовательных дисциплин, профональных дисциплин, прохождение стажировок мастерами производственного обучения на площадках авиационных предприятий
https://firpo.ru/activities/projects/p_12.html
М е т о дич е с к ие м а т ериалы по 1 3 о б я за те льным общеобразовательным дисциплинам.
- Методика преподавания общеобразовательной
дисциплины;
- Методические рекомендации по организации обучения;
- Примерная рабочая программа (база+профиль);
- Примерный УМК;
- Примерный ФОС.
Инновационная деятельность преподавателя
- нововведения в целях, задачах, содержании образования;
- новшества в формах обучения и воспитания;
- нововведения в методах, в приемах, в средствах и технологиях обучения и воспитания;
- в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов.
Инновационные средства обучения
- аудио-визуальные средства (видеопроектор, диктофон, мультимедиа-проектор, веб-камера);
- автоматизированная система обучения;
- персональный компьютер;
- интерактивная доска;
- электронный учебник, локальная или всемирная сеть Интернет;
- интернет-сервер; веб-страница, электронная почта; электронная система управления; т. д
Инновационные формы занятий
- виртуальные экскурсии;
- учебно-практические конференции (вебинары)
Инновационные методам обучения:
- интерактивное обучение
- проблемное изложение;
- исследовательский метод
- (проектная деятельность);
- эвристический метод (час т и ч но - поис к овы й ,
- обучения (МАО): мозговой штурм, дискуссии, дебаты, учебные диалоги и т. п.
- методы структурирования материала: опорные конспекты, кластеры,
- программирование и
- другие.
- #1: Интерактивные уроки
- #2: Использование технологии виртуальной реальности
- № 3: Использование ИИ в образовании #4: Смешанное обучение
- # 5: 3D-печать
- #6: Используйте процесс дизайн- мышления
- #7: Проектное обучение
- # 8: Обучение на основе запросов #9: Головоломка
- # 10: Обучение облачным вычислениям # 11: Перевернутый класс
- # 12: Обучение сверстников
- # 13: Обратная связь с коллегами # 14: Перекрестное обучение #15: Индивидуальное обучение
- Таким образом, теоретико-методологические основы инновационного процесса обучения базируются на следующих принципах:
- 1.Учебный процесс должен вызывать заинтересованность обучающихся;
- 2.Учебные задачи должны вызывать затруднения, побуждать к размышлению, обсуждению, выдвижению гипотез.
Предлагаю в своей работе:
- Использовать инновационные формы и методы проведения занятий, побуждая обучающихся к размышлению, выдвижению гипотез, научно-исследовательской деятельности .
Спасибо за внимание