УДК 372.878
О ЦЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Симоненкова Н. С.,
Курский государственный университет
г. Курск, Россия
Науч. руководитель – Рудзик М.Ф.,
Курский государственный университет
г. Курск, Россия
Аннотация: В данной статье автор акцентирует внимание на важности и ценности последовательного и систематического музыкально-певческого воспитания детей в младшем школьном возрасте для дальнейшего процесса развития их музыкальности, исполнительского творчества и общей культуры личности.
Ключевые слова: музыка, младший школьный возраст, музыкально-певческое воспитание.
Abstract: In this article, the author focuses on the importance and value of consistent and systematic musical and singing education of children at primary school age for the further development of their musicality, performing creativity and general culture of personality.
Keywords: music, primary school age, musical and singing education.
Во все времена музыка являлась важным фактором развития эстетического, духовного и психологического мира ребенка. Очень точно объяснял эту значимость известный советский педагог ХХ века В. А. Сухомлинский, который говорил, что «музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» [Сухомлинский, с. 288].
Известно, что музыка оказывает воздействие на все стороны личности, она развивает мышление ребёнка, способствует формированию эмоциональной сферы, содействует становлению его личности. В общении с музыкой ребёнок становится более восприимчивым к окружающей и внутренней красоте.
Великий композитор Д. Д. Шостакович писал: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Любите и изучайте великое искусство музыки! Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках» [Цитаты]. Подтверждал данные мысли и В. А. Сухомлинский, который указывал, что «музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления» [Сухомлинский, с. 198].
Не подлежит сомнению, что музыка – это движущая сила, активно влияющая на развитие человека. Наибольшее воздействие музыка оказывает на формирование эмоциональной, физической, психологической сфер подрастающего поколения. Даже самые инертные дети под воздействием музыки раскрываются и становятся более активными, давая волю фантазии, воображению и воле.
В детском возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память, пробуждаются музыкальные способности и дарования, зарождается художественное восприятие, которое получает свое развитие в условиях вариативных форм музыкального образования. Наряду с этим приобщение детей к музыке предполагает их вовлечение в активную творческую деятельность, увлекательную и доступную для определенного возраста. Все это говорить о многозадачности музыкально-образовательного процесса, эффективность которого достижима при условии его систематичности и последовательности.
Музыкальное воспитание необходимо начинать с ранних лет, но это совсем не значит, что ребёнок обязан вырасти музыкальным гением. Речь идёт не об этом. Музыка, как говорилось выше, даёт всестороннее развитие, человек учится чувствовать и проживать моменты в другой плоскости. Советский психолог, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР Анна Александровна Люблинская отмечала, что каждый новый год в жизни ребёнка даёт новые музыкальные ощущения, знакомит с неизвестными ранее инструментами, звуками, тембрами, а вместе с тем даёт новые чувства и эмоции. С развитием опорно-двигательной системы, музыка находит отклик и в движениях, что помогает на эмоциональном уровне запомнить мелодию [Зимина, с. 44].
Обращаясь к музыке, ребёнок включается в процесс пения, при этом развивается певческий голос, а, следовательно, голосовой аппарат, правильное дыхание, что благотворно влияет на все функции организма. Кроме эстетического воспитания, ученые отмечают влияние музыки на физическое развитие организма. Она вызывает в организме рефлекторные реакции, таким образом вызывая изменения в кровообращении и дыхании. Русский психиатр В. М. Бехтерев утверждал, что музыка влияет на рост или ослабевание возбуждения в организме человека, а советский физиолог П. К. Анохин, изучивший влияние мажорного и минорного ладов на состояние ребёнка, отмечал, что правильно подобранные музыкальные компоненты формируют личность и помогают при выполнении работы или отдыхе [Методика, с. 8].
Учеными доказано, что самым доступным для детей видом музыкальной деятельности является пение. Успешное певческое развитие младших школьников обусловливается системным подходом в обучении и воспитании, который требует бережного отношения к голосу ребенка и постепенного раскрытия его возможностей. Важно грамотно подбирать методы и средства обучения, готовить детский голосовой аппарат к фонации, формировать правильное звукоизвлечение, развивать артикуляцию и дикцию.
В связи с тем, что голосовой аппарат, характерный для возраста 7-10 лет отличается тонкими связками, поверхностным дыханием, малоподвижным небом и др., а звучание голоса – лёгкое, недостаточно опористое, необходимо особенно аккуратно подходить к подбору репертуара, учитывая диапазон голоса. Подбирая репертуар, следует ориентироваться на его содержание, музыка и слова должны быть понятными для детского восприятия и выполнять функцию эстетического воспитания.
Не менее важным является взаимопонимание между педагогом и обучающимся, педагог обязан учитывать физиологические и психологические особенности школьника, быть в первую очередь партнером и другом, только при таком взаимодействии можно достичь положительных результатов. Задача педагога – не только не навредить неокрепшему аппарату, но и заложить крепкий фундамент для дальнейшего развития общих и специальных музыкальных способностей, не забывая о нравственных ориентирах и приобщении ребенка к подлинным ценностям.
Особое внимание в процессе музыкально-певческого воспитания детей должно уделяться соразмерному отношению к их способностям, талантам и потребностям. В частности, отметим, что гармоничное эстетическое воспитание певческой культуры детей основывается на их всестороннем развитии. От природы человек одарен силой голоса, выполняющего не только функции общения, но и уникального музыкального инструмента. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков.
Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Однако, развивать только голосовой аппарат невозможно без развития музыкального слуха, чувства ритма и метра, грамотной и четкой дикции, звукообразования, дыхания и многих других факторов. Следовательно, сам по себе голос – это всего лишь один из ключей к феномену пения, которое представляет собой невероятно трудоемкий процесс, требующий всесторонней задействованности организма и непрерывности процесса обучения.
Это значит, что задавать правильный вектор музыкально-певческого воспитания необходимо с раннего детства. Младший школьный возраст является наиболее приемлемым в отношении всестороннего воспитания и развития. Ребенок этого возраста, подобен лакмусовой бумажке, готовой впитывать в себя знания и умения.
Наиболее важной здесь выступает заповедь «не навреди», т. к. открытый к новому организм не способен фильтровать получаемую информацию. Поэтому наибольшая ответственность ложится на педагога, который является наставником в процессе вокального исполнительства. Для него важно, чтобы певческие навыки и исполнительский опыт младших школьников развивался постепенно, техника голоса нарабатывалась от занятия к занятию, от выступления к выступлению, и при этом дети четко понимали, что происходит в их организме в процессе пения. Именно понимание и знание, полученное на уровне детского восприятия, поможет понять, как работает невероятная сила певческого искусства.
Литература:
Зимина А. Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду: пособие для музыкального руководителя. М.: Просвещение, 1971. С. 44.
Методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. воспитание» / под ред. Н. А. Ветлугиной. 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1989. С. 8-11.
Музыка как средство воспитания ребенка. URL: https://revolution.allbest.ru/music/00474296_0.html (дата обращения: 01.11.2021).
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1973. 154 с.
Цитаты известных личностей. URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/647198-dmitrii-dmitrievich-shostakovich-liubite-i-izuchaite-velikoe-iskusstvo-muzyki-ono-ot/ (дата обращения: 01.11.2021).