СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О воинском долге в Российской армии (перед просмотром фильма "В бой идут одни старики").

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке рассматривается понятие долга и воинского долга со времен Петра Первого и до наших дней.

Просмотр содержимого документа
«О воинском долге в Российской армии (перед просмотром фильма "В бой идут одни старики").»

Беседа с учащимися на тему:

«О долге и чести воинской в Российской армии».

Перед просмотром фильма «В бой идут одни старики».

В главной роли Леонид Быков.


Народное предание гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может, поскольку это святое дело тех, кто ест хлеб родной своей земли, пьет ее воду, любуется ее красотой.

Профессия воина, защитника всегда была почетной на Руси. В фильме, который вы будете смотреть после беседы, потомственный офицер-пограничник произнес фразу, ставшую крылатой, - «есть такая профессия – Родину защищать» . Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с иноземными захватчиками за свое национальное существование. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества. Память о наших предках, их делах и свершениях во имя Родины должна жить вечно. Интерес к истории закономерен. Один умный человек сказал, что «без прошлого нет будущего». Чем совершеннее становится общество, тем дороже ему прошлое, тем острее стремление познать его в полном объеме. Одним из лучших достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс нравственности в русской армии. Речь идет прежде всего о таких непреходящих ценностях, как честь и воинский долг, о системе воспитания этих прекрасных качеств у русских солдат и офицеров. На протяжении почти трех столетий отечественная мысль пополнялась богатейшим материалом на тему обучения и воспитания войск. Многие полководцы и военачальники, офицеры и генералы русской армии прекрасно понимали значение нравственного элемента в обучении и воспитании войск и тем самым объективно становились носителями национально-патриотических идей.

Воинская честь – это самая главная добродетель солдата, она заставляет его быть бескомпромиссным к самому себе, избавляет его сердце от трепета перед возможной смертью или увечьем, делает саму мысль о пощаде, дарованной врагами, невыносимой. Недаром каждое утро полковые трубачи сзывали русские войска на учения или бой звуками кавалерийского сбора:

…Да посрамлен будет тот малодушный,

Кто без приказа отступит на шаг!

Долгу, чести, клятве преступник –

На Руси будет принят как злейший враг.

Совершенствовалось оружие, стратегия, но неизменным на протяжении веков оставались героизм русских войск, их стойкость в бою, способность к самопожертвованию, верность присяге и воинскому долгу.

Величие и могущество, которых достигла Россия к концу 18 века, не были щедрым даром провидения. Они явились результатом колоссального напряжения всех материальных и духовных сил народа и страны. Царь Петр Первый, полководец и дипломат, не только продолжил благие начинания своих предшественников, но и активной созидательной деятельностью способствовал тому, чтобы вывести страну на новые рубежи, сделать ее мировой державой. Полководцы и флотоводцы, солдаты и матросы России, одерживая победы над врагами Отечества, укрепляли тем самым государство, служа прогрессивному общенародному делу. Такова диалектика исторического развития.

Российская армия того периода была не только опорой политических устремлений царизма, она способствовала осуществлению целей, носивших подлинно национальный характер.

Положения Петра Первого об обучении и воспитании явились составной частью глубоких преобразований в армии и на флоте. «Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради надлежит их равным образом отечески содержать», - говорится в приказах и уставах основателя регулярной армии. Но мы знаем, отцы не балуют, а воспитывают своих чад.

В средневековье родители отдавали своих восьмилетних сынов на учебу к рыцарям-воспитателям, где те упражнялись в искусстве владения мечом, щитом, копьем, в умении правильного обращения с боевым конем. Суровым довольно таки было детство средневековых мальчишек. Но чтобы выжить, они должны были учиться искусству владения мечом и конем, быть людьми высокой чести и долга.

Воспитание и обучение офицеров и солдат при Петре Первом было поставлено в тесную зависимость от практических задач, связанных с формированием регулярной армии, способной противостоять сильным европейским армиям. Выше всего Петр Первый ставил нравственное воспитание армии. Он указывал, что все материальные условия есть не более, как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент. Средствами для воспитания высоких нравственных начал в русской армии, по его мнению, являлись дисциплина, требование от офицеров твердого характера, сознательного отношения к своему долгу, а также личный пример служения Отечеству. «В службе честь» - вот наиглавнейший завет Петра Первого, вошедший в плоть и кровь русского офицерства, ставший основой воспитательной работы.

Таким же духом были проникнуты военные законы в период правления Екатерины Второй. Основные положения обучения и воспитания войск были изложены в «Инструкции пехотного (конного) полка». Главной обязанностью полкового командира считалось «честь и право полка своего весьма удерживать». По «Инструкции» командиры обязаны были воспитывать у солдат «храбрость и верность», «изъяснить…что никакие страхи и трудности храбрость и верность российских солдат никогда поколебать не могли».

Большое влияние на направление воинского воспитания оказали русский полководец Румянцев и фельдмаршал Потемкин. Они в своей деятельности по обучению и воспитанию войск стремились всемерно развивать у солдат смелость и решительность. Развитие идей Румянцева и Потемкина нашло отражение в «Инструкции ротным командирам» полковника графа Воронцова (1774г.) Большое место в воспитании отводится боевым традициям. Воронцов указывал, что «надлежит внушать солдатам любовь и привязанность к полку, в котором он служит, а как честь, заслуженную полком, каждый старается переносить и на себя…то необходимо поддерживать и умножать подобное мнение, объясняя всякому полковую историю…». Ротные командиры, по мнению Воронцова, должны были неустанно внушать своим подчиненным, что беспокойное, трудное и опасное положение солдата сравнительно с другими людьми «отличается от них неоспоримою честью и славою, ибо воин превозмогает труды часто несносные и, не щадя своей жизни, обеспечивает своих сограждан, защищает их от врагов, обороняет Отечество».

Примечательно, что другой гениальный полководец Суворов обучение и воспитание солдат считал единым процессом, требующим от офицеров настойчивости, последовательности и продуманности. В послесловии к «Полковому учреждению» сказано: «Не надлежит мыслить, что слепая храбрость дает над неприятелем победу, но единственно смешанное с оною военное искусство».

Суворовские заветы нашли продолжателей в лице Кутузова, Багратиона, Прозоровского и других военачальников. Эти полководцы в своей воспитательной деятельности неизменно обращались к основам, заложенным их гениальным учителем.

Но давайте попробуем выразить понятия долг и воинская честь в строгую фразу. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» - отмечал В.И. Ленин.

В долге выражаются предъявляемые человеку требования, которые предстают перед ним как осознанные конкретные моральные обязанности. Без выполнения каждым этих обязанностей невозможно функционирование организаций, коллективов, семьи.

Долг, выражающий высокую и почетную обязанность военнослужащих по защите своего Отечества, называется воинским.

Осознанный долг является внутренним основанием поведения. Недаром так живуча крылатая фраза Гете: «Попробуй исполнять свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть». Если в категории долга требование общества выражено неукоснительным «надо», то честь требует выполнения своих обязанностей из-за необходимости сохранения престижа в глазах общественного мнения, стремления вести себя достойно в любой ситуации.

Яркие, почти документальные картины воинского быта, соблюдения воинской чести мы находим в произведениях Л. Толстого, В. Короленко, А. Куприна. В старых офицерских кодексах, таких, как «Правила учтивости офицера» (Морской кадетский корпус), «Наставление молодому офицеру» (Артиллерийский кадетский корпус), «Чести напоминание» (в драгунских полках) и других, на первом месте стояла категория воинской чести.

Однако все ее требования исходили из основных положений самодержавной идеологии: честь – это прежде всего верность царю и вере, которые требуют защищать императора, не жалея себя. Давайте перефразируем императора на народ, получится – верность правительству и вере, которые требуют защищать народ, не жалея себя.

Категория воинской чести раскрывает отношение человека к себе и общества к нему в соответствии с конкретными заслугами личности. Потемкин говорил: «…солдат есть название честное, коим и первые чины именуются…».

Понятие чести предполагает в отношении к человеку меру уважения и почестей, которые он заслужил своими делами.

Честь воина – это выражение осознания им своего достоинства и долга перед обществом, классом, коллективом, общественной ценности человека, одобрения его поступков и поведения.

Воинская служба не знает пауз, ее ритм динамичен и непрерывен. Нередко испытание повседневностью сложных будней труднее для человека, чем кратковременная проверка в исключительных условиях. Сила убеждения, долг и честь позволяют видеть великое в малом, усваивать глубокий смысл в повседневном труде, относиться к нему как к самой чести, оказанной тебе народом.

Честь воина – это честь гражданина России, стоящего на защите своей Родины. Воины, стоящие сегодня у пультов управления ракетами в отсеках подводных лодок, держащие рычаги управления боевых машин, охраняющие рубежи нашей Родины, верны чести своих предшественников.

Самую рельефную и выразительную характеристику русской армии дал в 1831 году Бернадотт, сказавший русским офицерам: «Для вас, русских, нет ничего невозможного; если бы ваш император был честолюбив, вас, русских, пришлось бы убивать каждого особенно, как убивают белых медведей на севере».