СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О воспитательной практике с применением техники "Форум - театр".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техника "Форум - театр" - актуальный метод профилактики конфликтного поведения у подростков.

Материал составлен на основе групповой работы с подростками.

Просмотр содержимого документа
«О воспитательной практике с применением техники "Форум - театр".»

Воспитательная практика для организации и проведения групповой работы

с учащимися подросткового возраста

на тему:


«Занятия с элементами техники «Форум-театр» как метод

профилактики конфликтного поведения подростков»



Автор работы:

педагог – психолог

I квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №6» города Мурома

Корнева Ирина Александровна



Оригинальная идея


В последнее время в современном обществе наблюдается рост напряжения и тревожности, которые порождают возникновение конфликтных ситуаций в различных сферах жизни.

Но социологи уверяют нас, что конфликты – это необходимый элемент жизни, являющийся нормой во взаимоотношениях между людьми.

Однако конфликтная ситуация порождает различные изменения, как на уровне личности, так и общества в целом, нередко такие изменения являются негативными.

Для того, чтобы научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации и приобрести навыки для предотвращения негативных последствий конфликтов, личности во время её становления необходимо правильно пройти процесс социализации.

Известно, что процесс социализации осуществляется в течение всей человеческой жизни, но основные её этапы – в детстве, подростковом и юношеском возрасте.

Особого внимания заслуживает подростковый возраст. В подростковом возрасте расширяется социальная среда, воздействующая на развитие личности. При взаимодействии с социальной средой подросток применяет уже усвоенные на ранних возрастных этапах образцы поведения, но продолжает усваивать новые его модели в расширенной социальной среде, в которой стремится обрести высокий социальный статус и признание в системе взаимоотношений с социумом. Это способствует возникновению различных конфликтных ситуаций.

Многолетняя работа с учащимися подросткового возраста показывает, что проблема возникновения конфликтов является для детей одной из наиболее актуальных. С конфликтами ребята сталкиваются в детско – родительских отношениях, в отношениях с одноклассниками и сверстниками, в отношениях с педагогами и окружающими людьми. Поэтому важно помочь подросткам грамотно разрешать конфликтные ситуации, тем самым способствовать их личностному становлению и успешной социализации, в процессе которой можно обучить подростка выстраивать конструктивные диалоги с социумом.

С этой целью в групповой работе с подростками я использую технику «Форум – театр».


От «задумки до результата»


Основоположником идеи «Форум – театр» является создатель народного театра Бразилии Августо Боаль. Главной темой его спектаклей являлась ситуация угнетения, поэтому созданный им театр носил одноимённое название - «Театр угнетенных». Суть представлений «Театра угнетённых» заключалась в поиске решения проблемы и выхода из сложной жизненной ситуации совместно со зрителями спектаклей.

Основная идея форум-театра – показать обществу необходимость участия каждого человека в построении лучшего будущего, объяснить людям, что в большинстве случаев улучшение их жизни и изменение социальной ситуации в стране зависит от них самих. Технология позволяет эффективно менять ситуацию в группах.

Метод «Форум-театр» имеет свои преимущества перед классической театральной постановкой в групповой коррекционной и профилактической работе.

Во – первых, это непосредственный контакт со зрителем.

Во – вторых, зритель приобретает возможность активного действия, ему необходимо следить за ситуацией, анализировать её, экспериментировать, предлагая своё решение в спорных вопросах.

В – третьих, «Форум – театр» предоставляет возможность участникам групповой работы попробовать себя в роли актера.

Для организации занятий в технике «Форум – театра» необходимо обратить внимание на этапы подготовки:

  • Выбор проблемы, который чаще всего исходит из реальных историй.

  • Создание сюжета сценария театрального действия.

  • Репетиция (при необходимости).

  • Анализ и корректирование сюжета спектакля.

  • Организация и показ спектакля.

Важно, чтобы сценарий спектакля был реальным, понятным, имел ярко выраженный образ угнетенной личности, и представлял возможность быть измененным в ходе обсуждения.

Для организации занятий – спектаклей в сценарий необходимо включить от четырёх до шести мизансцен, способных по мере действия раскрыть причины, ведущие главного героя к трагическому финалу. Театральное действие может занимать всего 15 - 20 минут.

Ход действия должен эмоционально накаляться и обрываться на кульминации в тот момент, когда главному герою необходимо сделать личный выбор. Выбор главного персонажа неизвестен и зрителю предлагается самостоятельно предположить, какой поступок может совершить герой сцены в следующее мгновение.

В постановке спектакля в технике «Форум – театр» могут участвовать несколько участников. Роли участников спектакля формируются особым образом, например, 1 - стопроцентный угнетатель, 1 - стопроцентный угнетенный, 1 - семидесятипроцентный угнетатель, 1 - семидесятипроцентный угнетенный. Остальные участники занятия с элементами техники «Форум – театра» являются «зрителями», которым, в свою очередь, отводится активная и ответственная роль. В любую минуту «зритель» может остановить спектакль и предложить свой вариант развития событий.

Для того, чтобы подготовить сценарий занятий в технике «Форум – театр» необходимо придерживаться определённых критериев. Наиболее важными критериями являются реальность разыгрываемой ситуации, и её соответствие возрастным особенностям группы. Основной темой сценария обычно является конфликтная ситуация, которую необходимо проработать с детьми.

Ответственная роль в организации и проведении таких занятий отводится ведущему (педагогу). Ему необходимо хорошо владеть информацией по проблемной теме, знать особенности группы и уметь контролировать процесс: наталкивать участников на размышления, рассматривать предлагаемые мнения, избегая оценок, чётко формулировать вопросы, вовремя остановить спектакль, если этого не сделали участники занятия.

При проведении занятий в технике «Форум – театр» педагогу важно отсеивать упрощенные способы решения конфликтных ситуаций, так как основная задача метода – глубинно изучить обсуждаемую тему. Но также необходимо ощущать меру в такой работе, особенно, если исследуемая тематика очень травматична для учащихся. Не рекомендуется уходить и в терапевтическую проработку проблемы. Метод «Форум – театр» направлен не на анализ проблемы, а на поиск решения и альтернативы. Поэтому важно помочь участникам групповой работы найти возможные варианты решения проблемы, рассмотреть положительные и отрицательные стороны действий, не давая оценок.

Техника «Форум – театр» помогает подросткам говорить в форме диалога, без осуждения, критики и обесценивания и может использоваться на психологических занятиях, классных часах, во время внеурочной деятельности как педагогическая методика, тренинг или проект.

Я занимаюсь групповой работой с подростками в технике «Форум – театр» в рамках психологической развивающей работы.

На подготовительном этапе работы с подростками с применением метода «Форум – театр» я исследовала сферу проявления у них конфликтных ситуаций при взаимодействии с социумом.

Для этой цели я использовала методы сбора информации – опрос, беседа, анкетирование.

В исследовании приняли участие 247 подростков, учащихся 6 – 9 классов.

Результаты исследования представлены в таблице в приложении 1.

По результатам исследования, представленным в таблице, видно, что тема взаимодействия с социумом для подростков является актуальной, поэтому важно научить их приёмам конструктивного общения, помочь грамотно разрешать конфликтные ситуации, способствовать их личностному становлению и успешной социализации.

Занятия в технике «Форум – театр» позволили мне охватить широкий спектр тематических направлений профилактики конфликтных ситуаций в жизни подростков. Среди наиболее распространённых волнующих тем в процессе организации групповой работы с учащимися – травля в школе, конфликты с родителями, неумение найти конструктивное решение конфликта при взаимодействии со сверстниками.

Для проведения занятий в технике «Форум – театр» активным ребятам предоставлялась возможность самостоятельно составлять постановки спектаклей на волнующие темы. Для этого ребята могли опираться на примеры сценариев, предложенные в сети Internet [2]. Примерный сценарий проведения занятия в технике «Форум – театр» представлен в приложении 2.

В процессе работы с ребятами представилась возможность рассмотреть темы дискриминации, игнорирования, буллинга, манипулятивных моделей поведения, проанализировав их в живом варианте.

Во время занятий в данной технике участники увидели, что в сложных жизненных ситуациях можно столкнуться с разными людьми и осознать, как важно в итоге принять определенное решение для выхода из конфликтов.

Организация и проведение занятий в данной методике позволили проанализировать различные конфликтные ситуации в живом воплощении, проиграть различные влияния, возникающие в результате предложенных моделей поведения участниками коммуникативного процесса и получить перспективы на решение исследуемых на развивающих занятиях проблем. Такой подход даёт вероятность, что подросток, услышав различную информацию по наболевшим вопросам, в будущем сможет принять правильное решение, оказавшись в похожих жизненных ситуациях.

Метод «Форум – театр» вызвал большой эмоциональный отклик у учащихся подросткового возраста.

В работе с применением метода «Форум – театр» не обошлось и без сложностей. Основная сложность – большие временные затраты. Новый, непонятный и непривычный формат групповой работы потребовал немало времени на разъяснение, включение и погружение участников группы в рабочий процесс.

Ещё одной немаловажной проблемой стало наличие психологического барьера у подростков перед публичным выступлением, который ребята всё же старались преодолеть в процессе работы. Ведь учащимся - зрителям в такой работе тоже отводится активная роль, с которой большинство учащихся во время групповой работы старались справиться хорошо. В определённые моменты «зрители» останавливали спектакль и старались повлиять на ситуацию по своему усмотрению, чтобы найти правильный, на их взгляд, путь к решению изучаемой проблемы.

Полезные эффекты


В процессе проведения занятий в технике «Форум – театр» с учащимися подросткового возраста я отметила следующие результаты:

96 % подростков - участников групповой работы отметили снижение напряжения, получение положительных эмоций;

88 % указали на то, что обсуждаемые в театральных действиях темы являются актуальными для них в жизни;

82 % учащихся отметили, что благодаря занятиям в таком необычном формате, они отыскали ответ на интересующие их вопросы в сложных конфликтных ситуациях;

98 % подростков пожелали продолжить работу в технике «Форум – театр» не только в области проработки конфликтных ситуаций, но и в других интересующих их сферах:

  • в выборе будущей профессии,

  • в поиске смысла жизни и становления ценностных ориентиров,

  • при организации личного пространства и планировании времени,

  • при осуществлении психологической подготовки к проверке знаний, контрольным и самостоятельным работам, экзаменам.

Наиболее важным полезным эффектом воспитательной практики является снижение конфликтных ситуаций в подростковой среде, так как занятия в технике «Форум – театр» позволили обеспечить профилактические меры конфликтного поведения у подростков, возникновения буллинга, моббинга, травли в школе.

Рассматривая результативность работы, не могу не отметить, что данный метод вызвал большой эмоциональный отклик у учащихся подросткового возраста.

В процессе групповой игры у участников постепенно устраняются такие негативные качества, как застенчивость закомплексованность и стеснение. Ребята постепенно преодолевают психологический барьер перед публичным выступлением, развивают коммуникативные навыки, учатся без боязни выражать своё мнение, принимать решения.

Совместная работа с ребятами позволяет и педагогу найти ответ на вопрос: «Что происходит внутри подростка, группы, класса?», тем самым предоставляя возможности для диагностической работы.

Описанная воспитательная практика может активно применяться в воспитательной, развивающей и профилактической работе с подростками классными руководителями, социальными педагогами, школьными психологами.

Занятия в технике «Форум – театр» при правильной организации могут являться вполне актуальным методом групповой работы с подростками для профилактики конфликтного поведения.

Практика была представлена на III муниципальном Форуме педагогических идей «От условий – к результату: векторы качества образования» в округе Муром Владимирской области в 2022 году [4].

Ссылки на актуальную информацию


  1. Технология «Форум – театр» как метод профилактической работы в учреждениях образования. Адрес ссылки: https://znanio.ru/medianar/61

  2. Центр Толерантности. Технология Форум – театра: сборник сценариев. https://www.jewish-museum.ru/news/tekhnologiya-forum-teatra-sbornik-stsenariev/

  3. Форум – театр. Интерактивная техника групповой работы. Адрес ссылки: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200401509

  4. «Форум – театр» - актуальный метод профилактики конфликтного поведения у подростков. Адрес ссылки на работу: https://disk.yandex.ru/d/i0njPx6xByuPNw









































Приложение 1

Таблица 1. Исследование сфер проявления конфликтных ситуаций у подростков

Сфера/вид

конфликтной ситуации

Особенности проявления конфликта

Количество учащихся (в процентном соотношении) отметивших существование конфликтных ситуаций в различных сферах взаимодействия с окружающими

1. Детско – родительские отношения

- непонимание;

- расхождение во взглядах, мнениях (при бытовом взаимодействии, выборе будущей профессии, вопросах сохранения здоровья, вопросах школьной жизни подростка, выбор друзей);

- неприятие мнения подростка родителями (либо одним из родителей) в спорных бытовых ситуациях;

- нарушение границ подростка родителем (проверка телефона, личных вещей, чтение переписки в социальных сетях, запрет на общение со сверстниками и друзьями).




92%

2. Отношения со сверстниками

- непонимание;

- расхождение во взглядах и суждениях;

- столкновение интересов, мнений, особенностей характера;

- травля, буллинг, моббинг, кибер буллинг;

- стремление к лидерству.




98 %

3. Отношения с педагогами

- непонимание;

- столкновение взглядов на различные школьные ситуации (получение оценки, поведение на уроке вне урока, невыполнение или неправильное выполнение домашнего задания);

- различия в психологических особенностях (черты характера, темперамент, настроение, наличие антипатии во взаимоотношениях)




92 %

4. Отношения с окружающими людьми

- особенности психологических участников коммуникативного процесса (настроение, характер);

- несоответствие системы ценностей оппонентов;

- поведенческие особенности участников взаимодействия.




90 %

Приложение 2


Сценарий спектакля форум-театр «Буллинг»


Действующие лица:

Женя Медведева, ученица 10 класса.

Маша Романова

Сева Цветков

Лев Калинин

Костя Макаренко

Ваня, приятель Маши Романовой.

Ольга Леонидовна, учительница, классный руководитель.


Сцена 1

В школьной раздевалке.

Маша. Эта тупая меня уже достала, из-за неё теперь все камни в меня. Если бы она вчера не осталась, всё было бы нормально.

Сева. Она могла остаться потому, что у неё репетитор.

Маша. Какая мне разница? Если все договорились уйти, то нужно было уходить.

Сева. Что делать-то будем?

Маша. Весёлую жизнь ей устраивать.

Сева. Мысли есть?

Маша. Конечно. О, вспомнишь солнце — вот и лучик! Сева, ну что ты сидишь?

Помоги девушке одеться!

Женя. Не надо, я сама.

Маша. Надо, надо. Сева, будь понастойчивей, девушка просто стесняется.

Входит Лев. Сева пытается забрать куртку Жени, но отвлекается на Льва.

Лев. Что тут у вас происходит?

Маша. А тебе какое дело?! Куда идёшь, туда и иди, куртку взял и пошёл…

Лев уходит.

Сева пытается забрать куртку, Женя не даёт.

Сева. Да ты чего вцепилась-то? Не украду я твою куртку, на фига мне это барахло сдалось?! Маш, ну скажи ей!

Маша. Да это она просто с непривычки, до этого мальчики за ней вряд ли ухаживали… Ну, оно и понятно: ножки кривенькие, глазки косенькие, да и душ можно почаще принимать, попахивает от тебя, надо сказать, так себе…

Женя. Перестаньте.

Маша. Ты чего, обиделась? Ну, на правду чего обижаться?!

Сева. Ты сурова, мать! Ты бы лучше приголубила, научила, так сказать, малограмотные слои населения правилам этикета. Ты не забывай, кто родители…

Маша. Ну да… Мама-продавщица вряд ли научит, как косметикой пользоваться, за кожей следить. Обсчитывать и обвешивать ещё туда-сюда…

Женя. Родителей не трогайте.

Маша. А что, мы неправду сказали? Может, поспорить с нами хочешь?

Женя. Просто… Можно я пойду?

Маша. Нет, ты что, у нас тут спасательная операция. Я же сейчас благотворительностью буду заниматься. (Отнимает у Жени рюкзак.) Говорят, сейчас модно помогать убогим… Ну, давай посмотрим, может, у тебя там

косметичка где завалялась. (Вываливает всё из рюкзака на пол) Ой, я такая неловкая…

Женя садится на колени и пытается собрать вещи обратно. Ну, может, оно и к лучшему, может, хоть порядок наведёшь. (Двигает ногой вещи) Ну, косметички тут нет, придётся собственное добро на тебя переводить. (Достаёт помаду) Посмотрим, что тут можно сделать…

Сева (пытаясь остановить). Маш…

Маша (берёт Женю за подбородок) Да, всё гораздо запущеннее, чем казалось… Не дёргайся!

Маша пытается накрасить губы Жене. Та отшатывается, и помада оставляет след на щеке. Вот корова, помаду мне сломала! Придётся отрабатывать!

Женя хватает рюкзак и убегает.

Сева. Маш, я, конечно, обещал тебе показать ей, где раки зимуют, но тебе не кажется, что мы переборщили?

Маша. А в чём мы переборщили-то? Я её косметикой своей накрасила, ты одеться помог. Она ещё нам спасибо должна сказать.

Сева. Я серьёзно. Это как-то жестко было.

Маша. Ты что, очканул?

Сева. Да не, не.

Маша. А раз нет — у меня идея есть. Создай фейковую страницу «ВКонтакте». Подкати к ней… Ну, в общем, разведи её.

Сева. Маш, ну, может, хватит уже?..

Маша. Если тебе сложно, я к Паше обращусь.

Сева. Нет-нет, не сложно.

Маша. Точно?

Сева. Да, да, точно!

Маша. Ну, а раз точно, то я тебе помогу написать слова…


Сцена 2

Через несколько дней в классе перед началом уроков.

Женя. Привет, Кость! Хорошо, что ты уже выздоровел. Без тебя было фигово.

Костя. Ну да, было дело. Что тут у вас, что-нибудь интересненькое происходит?

Женя. Может, кому интересненько, а мне не очень. Со мной перестали разговаривать, издеваются, смеются…

Костя. Да, ты мне говорила. Слушай, у тебя поесть что-нибудь есть? А то я позавтракать не успел.

Женя даёт Косте бутерброд.

Вот спасибо! (Жуёт.) А по поводу той проблемы мы с тобой уже разговаривали, я тебе высказал своё мнение и разложил всё по полочкам.

Женя. Да, я делаю, как ты сказал: стараюсь не реагировать на них, сижу тише воды ниже травы, как будто меня вообще нет в классе, но это не помогает.

Костя. Потерпи, прошло слишком мало времени.

Женя. Кость, я не могу так больше, когда всё это закончится?!

Костя. А чего ты больше не можешь? Ты же сама эту кашу заварила! Могла бы уйти вместе со всеми после пятого урока, и ничего бы этого не было!

Женя. Я не могла, у меня репетитор после того урока был, и училку я в школе в тот день видела… Куда бы я пошла? Отец убил бы меня за прогул…

Костя. Отец не убил, зато весь класс ополчился. Довольна результатом?

Женя. Кость, что мне делать? Я хочу всё исправить.

Костя. Раньше надо было думать. А сейчас выход только один: поговорить с Машей, попросить у неё прощения, в ногах поваляться, сказать, что была неправа, она это любит… Если Маша простит, то и все угомонятся.

Женя. Ты серьёзно?!

Костя. Да куда уж серьёзней!

Женя. Но я ни в чём не виновата! Это Маша подбила всех уйти с урока, а мне извиняться надо?

Костя. Не хочешь — не извиняйся, но тогда не надо ныть и просить о помощи!

Женя. А что же мне делать? Ты прав, надо извиниться — и всё закончится… Только я ужасно её боюсь. Мы можем вместе к ней подойти? Может, при тебе она не будет такой жестокой.

Костя. Я что, вместе с тобой буду извиняться?!

Женя. Нет, просто рядом постоишь. Мне так будет легче.

Костя. А мне? Про меня ты подумала? Меня вообще в этот день в школе не было, у меня, вообще-то, и свои проблемы есть. Ты можешь меня хоть в это не впутывать?

Женя. Окей, не буду. Мне просто очень тяжело сейчас. Ты болел, и совсем не к кому было обратиться. Если бы не Ваня…

Костя. Что за Ваня?

Женя. Ну, помнишь, я тебе говорила, парень из «ВК»? Он первый мне написал. Я даже рассказала ему о проблемах в классе. И знаешь, что он сказал? Что если бы он был рядом, никто бы не посмел меня обижать…

Костя. Ну, вот и здорово, попроси его помочь тебе с Машей. Я уверен, он не откажет.

Женя. Да, возможно.


Сцена 3

Ваня ждёт на площади.

Женя. Привет, я Женя.

Ваня (теряется) Женя… Я тебя по-другому себе представлял…

Женя. Совсем по-другому?

Ваня. Да нет, просто думал, что ты немного повыше…

Женя. Не такая я и маленькая, вон, почти с тебя ростом…

Ваня. Ага. Ну что, пойдём куда-нибудь — или, может быть, ты торопишься?

Женя. Нет, а ты?..

Ваня. Да нет, конечно, я специально для тебя целый день освободил!

Женя. Правда? Здорово…

Ваня. Что-то ты зажатая. Что-нибудь случилось?

Женя. Ну, я же рассказывала тебе про Машу…

Ваня. А, эта история в школе! Слушай, не парься. Когда я рядом, ты можешь никого не бояться.

Женя. Я постараюсь. Спасибо, Вань!

Ваня. Да не за что! Я всегда готов защитить девушку, тем более такую красивую!

Женя. Не смешно.

Ваня. Ты о чём? Ты намекаешь, что я прикалываюсь над тобой? Вот сейчас ты меня очень обидела!

Женя. Нет, что ты, Вань! Я и не думала. Ты мне нравишься.

Ваня. Ну хватит меня смущать, ты мне тоже очень симпатична. А давай селфи сделаем? Вместе? (Быстро делает фотографию) Вот, отлично! Ну что, расскажи про себя что-нибудь.

Женя. А что обо мне. Я люблю животных, но дома держать мне их не разрешают. Ещё мне нравится читать, но времени свободного мало. После уроков хожу к маме в магазин, помогаю. Она на кассе работает. А папа военный, очень занят. Прости, я, наверное, много говорю…

Ваня. Да нет, что ты, продолжай! Очень познавательно… Я только отойду

на секундочку, а то я, кажется, ща взорвусь. Не скучай, я скоро. (Чмокает в щёку, уходит)

Женя. Хорошо, жду тебя тут.

Маша. О, чувырла, приветики.

Женя. Маша?..

Маша (передразнивает) Женя?.. Ты что, с дерева, что ли, упала или

привидение увидела?

Женя. Знаешь что? Сейчас придёт мой парень… и… и… Знаешь что?..

Маша. Ваня, что ли? И давно он стал твоим парнем?

Женя. Откуда ты знаешь, как его зовут?

Маша. А мы с ним давно знакомы. Правда, хорошенький?

Женя. Не может быть… Вы всё подстроили?!

Маша. Ну почему же подстроили? Не просто подстроили, а развели! На высшем уровне! Кстати, смотри: ваше свеженькое селфи! (Показывает фото на телефоне) Как тебе?

Женя плачет и уходит.


Сцена 4

В классе перед началом урока Маша и Сева, входят Лев и Костя.

Маша. Ну что, все уже в курсе нашей сенсации? Монашка-то оказалась совсем не святой!

Лев. Нет, ты о чём?

Маша. Ты по всей школе прошёл и ни одного листка на стене не заметил? Что с тебя, задрота, взять… Ну, где наша красавица?

Костя. А почём я знаю?!

Сева. Ну, ты же её друг.

Маша. А может, и не только друг?..

Костя. Вы меня с кем-то путаете.

Маша. Да? Отлично, тогда тебя не смутит прочитать пару отрывков из этой чудесной переписки.

Костя. Смотря что…

Маша (протягивает листок) А вот.

Костя берёт листок, пробегает глазами.

Маша. Нет, давай уж вслух. Нам всем интересно, и Лев вон ещё не в курсе!

Костя (начинает читать) «Вчера, засыпая, думала о тебе. Мне так хотелось, чтобы ты был рядом…»

Маша. Что ты там мямлишь, громче давай!

Лев. Хватит! (Забирает листок и разрывает его)

Сева. Ой, смотрите, защитничек нашёлся…

Входит учительница.

Ольга Леонидовна. Так, почему учителя опять на вас жалуются?! Говорят, что вы развесили по школе какую-то непотребщину…

Пауза. Ну? Что вы молчите, кто это сделал?

Маша. А почему чуть что — сразу на нас? Да наверняка это придурки из десятого «Б» опять фигнёй страдают…

Сева. А вообще, Ольга Леонидовна, если хотите знать моё мнение, то это Жене самой надо следить за тем, что она пишет, тогда и ситуаций таких не возникнет.

Маша. Вот-вот.

Ольга Леонидовна. Цветков, твоё мнение никого тут не интересует. И прекратите этот балаган уже! Вам надо об экзаменах думать, а не позориться на всю школу. С Медведевой я тоже поговорю, что это за записки эротического характера.

Сева. Там ещё фотографии были…

Ольга Леонидовна. Цветков, двойку захотел в четверти?!

Звонит телефон. Маргарита Ивановна, у меня урок. Опять подрался? Сейчас, подождите, пожалуйста, минуту.

(Обращается к ребятам) Так, Цветков и Романова, немедленно всё снимите со стен!

Сева. А чегой-то мы?

Ольга Леонидовна. Потому что знаю я, чьи это проделки. Быстро всё сняли! Я вернусь через десять минут — чтобы ничего не было.

Сева. Не, ну нормально ваще…

Учительница уходит.

Маша. Так, если хоть кто-то пикнет, что это мы с Севой повесили, я вам такое устрою… Понятно?!

Костя. Меня ваши дела не касаются.

Лев. Вы поступили подло.

Маша. А ты что, чистенький?! Что ж тогда в раздевалке мимо прошёл и нашей бедняжке не помог?!

Входит Женя.

Женя. Снимите это!

Маша. А вот и наша красавица! Я смотрю, популярность добавила смелости?! Ну, ты же уже в курсе, что ты теперь самая популярная девочка в школе?! Да, мальчики?

Женя. Быстро снимите это!

Маша. Тебе надо — ты и снимай! Сева, достань мобилу, надо запечатлеть этот исторический момент!

Сева. Уже готов!

Женя достаёт пистолет…

















Приложение 3


Групповые занятия с учащимися подросткового возраста

с применением техники «Форум – театр»

в МБОУ «Гимназия №6» города Муром