О защите конституционных прав женщин в Кыргызской Республике в контексте международных коммуникаций
Государственная политика в области защиты конституционных прав женщин в Кыргызской Республике направлена на преодоление всех форм дискриминации по признаку пола, а также создание условий, которые обеспечивают реализацию прав женщин во всех сферах деятельности. Статус женщины является коррелирующим с общей концепцией прав человека и применима к подразделу Образование без барьеров.
Мировое сообщество, в том числе международные институты ООН, МОТ, ЮНЕСКО, рассматривают положение женщин в современном мире в числе глобальных проблем человечества. В этой связи, требуется новая парадигма осмысления указанной проблемы.
Актуальность изучения проблемы прав женщин связана также с тем, что переход экономики Кыргызстана на рыночные рельсы, сопровождается изменениями всей социально-экономической структуры, спадом объема производства, что привело к возникновению достаточно сложной ситуации в сфере занятости населения, в результате чего сильно пострадала наиболее уязвимая категория населения - женщины. Основным дискриминирующим фактором в сфере занятости остается низкая оплата труда женщин. Между тем, уровень заработной платы является не только показателем экономического благосостояния государства, но и показателем личного успеха женщины на рынке труда.
Метод: теоретическую основу составил метод всеобщей диалектики, сравнительный, структурный и системный анализ.
Тезис 1: В Кыргызстане имеется потребность в совершенствовании национального законодательства, также необходимо реформирование деятельности государственных органов, занимающихся вопросами защиты прав и свобод женщин.
Для достижения цели предлагается решение задач:
- анализ правовых механизмов по реализации конституционно-правовых норм по защите прав женщин в Кыргызской Республике;
- раскрыть специфические особенности влияния глобализации на правовое и социальное положение женщин в Кыргызстане.
Тезис 2: Правовое положение женщины в традиционном кыргызстанском обществе формировалось под воздействием ряда факторов, а именно: правовом положении женщины, большой степени свободы и равноправия, социальной значимости женщины в семье и обществе, обусловленных кочевым образом жизни, отсутствием религиозно-культовых центров, слабым воздействием мусульманской религиозной доминанты, в отличие от других стран Центральной Азии.
Отметим, что в современном обществе проблема равенства мужчин и женщин рассматривается в научных исследованиях в сфере права, истории, культурологи, социологии, экономики как проблема гендерного равенства. В литературе сложилось несколько концепций гендера. Базовым положением признается различие понятий пол (sex) и гендер (gender). Пол - это термин, обозначающий биологические особенности людей. А гендер – это социокультурная конструкция, различие которой заключается в ролях, поведениях, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским обществом. Гендер понимается, как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, характеризующая межличностные отношения и взаимодействия в семье, определяя их социальные отношения в основных институтах общества.
При решении «гендерного вопроса» государство, предоставляя мужчине и женщине одинаковые права и свободы, не должно забывать об их природных особенностях. Гендерный профиль женщины весьма разнообразен. Можно выделить его основные четыре направления: патриархальный, экономический, эгалитарный и демографический [Ахметова, С. Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы. / Пер. с англ. – М: Изд. «Весь мир». 2001. - С.51].
При выявлении общего и типического в разнообразности гендерного профиля женщины, можно отметить и поляризацию гендерных установок. Причем поляризация проявляется на уровне старых и новых представлений о роли и статусе полов, в отношениях между мужчинами и женщинами и в установках самих женщин. Однако это не говорит о разобщенности общественных структур, а наоборот, о необходимости изменения в определении гендерного вектора и гибкости его выравнивания. Но преодоление дискриминации невозможно без учета специфики культурного наследия и нормативных требований общества.
Гендерное равенство впервые было закреплено в Венской Конвенции (1993 г.), где в ст. 18 говорится, что «права человека-женщины являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека, отражающейся в равном участии женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни общества» [Документы ООН о детях, женщинах и образовании. - М., « Народное образование», 1995.- С. 169].
Данное право, являясь философией отрицания единства стандартов гендерных различий между мужчиной и женщиной, в настоящее время получило широкое распространение в конституционных нормах государств [Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., изм. и доп. - М. , 1999. - С. 252-265].
По нашему мнению, Конституция Кыргызской Республики исходит из того, что простое уравнение прав женщин с правами мужчин отнюдь не обеспечивает равноправия женщин, выполняя в обществе те же функции, что и мужчины, осуществляют и свою специфическую функцию - материнства. Поэтому рассмотрение правового статуса женщин, во всей совокупности принадлежащих им прав и обязанностей, не может полностью отожествляться с правовым статусом мужчины.
Полагаем, что государственная политика КР в решении «женского вопроса» основной целью должна иметь не максимальное расширение прав женщин, связанных с материнством и воспитанием детей, а научно обоснованные идеи об увеличении тех прав, которые в силу биологических причин, могут принадлежать только женщинам. Следовательно, те права, которые связаны с уходом за детьми и их воспитанием, должны принадлежать не только женщине как матери, но и мужчине как отцу. В этом случае, активная демографическая политика государства в области охраны материнства, отцовства и детства не войдет в противоречие с задачей стимулирования всестороннего социального развития женщины, как личности.
Проанализировав конструкцию гендерного равенства, можно сделать вывод, что развитие и совершенствование внутригосударственных средств защиты прав женщин должно осуществляться в контексте обеспечения прав человека вообще. Простое уравнение прав женщин с правами мужчин отнюдь не обеспечивает подлинного равенства, поэтому женщинам необходимо предоставить дополнительные права с учетом их природных особенностей, которые связаны со специфической функцией - материнства. А те права, которые связаны с воспитанием и уходом за ребенком, должны принадлежать в равной степени мужчинам и женщинам [Зотова, З.М. Гендерная экспертиза российского законодательства. / Отв. ред. Л.Н. Заводская. - М.: Бек, 2001. - С 45-84].
Женщинам необходима поддержка со стороны государства. В связи с этим, государству необходимо закрепить в законе «О политических партиях» требование о введении в программных и уставных документах политических организаций специального раздела, посвященного участию женщин, представленных в политических партиях и блоках в выборах. Полагаем, что искусственное квотирование снизит уровень профессионализма. Следует исходить из необходимости выдвижения не просто по признаку пола, а женщин -профессионалов, подготовленных к работе в органах власти.
По мнению специалистов Совета Европы, данный подход должен заключаться в организации, улучшении, совершенствовании и оценке процессов принятия решений лицами, вовлеченными в осуществление политики, с тем, чтобы они инкорпорировали проблематику равенства между женщинами и мужчинами во все области и на все уровни. [Международное сотрудничество и права человека: Документы и материалы. - М.: ИНИОН, 1989. - С. 85].
Выводы: В условиях глобализации кыргызстанские женщины не всегда могут защитить свои личные права. Необходимо закрепить нормы, обеспечивающие правовой механизм личной свободы женщины, превентировать трафик людей, в том числе молодых кыргызстанок за пределы Кыргызской Республики, обусловленных трудовой миграцией. Считаем, что данная проблематика актуальна для многих государств тюркского мира, что может быть актуально и для продвижения указанной проблематики на уровне Саммита «Фатих-проект», который имеет весомое место в системе международных коммуникаций.
Ключевые слова: права женщин, образование без барьеров, статус женщин, сфера занятости, правовой институт.
2