Об организации уроков русского языка и проведении некоторых видов работ в 4 классе УМК «Гармония»

В "Методических рекомендациях" по русскому языку представлены советы педагогам по построению урока и проведению ряда традиционных видов работ. Вот главные  из них, соблюдение которых важно и в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Об организации уроков русского языка и проведении некоторых видов работ в 4 классе УМК «Гармония»»

Об организации

уроков русского языка и проведении некоторых видов работ

в 4 классе УМК «Гармония»

  1. Проверка домашнего задания.

Обязательны вопросы к учащимся, типа:

  • «Все ли удалось сделать?»

  • «Были ли трудности?»

  • «Нужно ли в чем-то вместе разобраться?»

  • «Надо ли какую-то часть работы проверить?»

  • «Было что-то неожиданное, интересное, о чем вы узнали?» и т.п.

Дальнейшие действия зависят от реальной ситуации: особенностей материала, этапа его освоения, типа урока, его нагруженности новым материалом и т.д.

Если у учеников нет вопросов, можно поступить по-разному:

  • поинтересоваться, как они решили ту или иную задачу;

  • включить материал из домашней работы в последующую классную;

  • предложить поменяться тетрадями и проверить карандашом какой-то элемент работы друг у друга;

  • ничего не обсуждать, сказав, что нужно лишь посмотреть выполненное задание при проверке тетрадей.



  1. Совершенствование каллиграфического навыка учащихся.

Авторы программы советуют не проводить в начале урока изолированные минутки чистописания, а регулярно «вкрапливать» в разные его моменты определенные задания, например:

  • После Вашего сообщения о встретившихся при проверке тетрадей неудачно написанных буквах (соединениях) на полях или по центру строки написать их по одному разу и последить за ними на уроке; через некоторое время предложить найти те же буквы в своей записи, сравнить их с образцом и оценить (с помощью знаков + или -);

  • Просмотреть сделанные записи и карандашом поставить знак + над буквами, соединениями букв, которые удались, и отметить знаком – те, которые не получились; последние написать еще раз на полях и взять под особый контроль;

  • Оценить (знаками +, -, +-, -+) с точки зрения красоты и аккуратности всю запись (классную или домашнюю) в своей тетради;

  • «Задать» себе домашнее задание, выписав на отдельную строку буквы, в красивом написании которых нужно потренироваться;

  • Дома посмотреть свою классную работу и по одному разу написать буквы, которые на следующем уроке постараться написать лучше.

Методическая ценность заданий подобного рода состоит в том, что ученик в «борьбе» за красоту аккуратность письма оказывается активно действующим лицом. Важным следствием такой организации обучения должно стать не только зарождение внимания к качеству письма как проявлению культуры письменной речи, уважения к тому, кто будет читать, но и постепенное развитие у школьника способности к самоконтролю и самооценке как очень значимым личностным качествам.

  1. Работа над «словарными словами».

В начале того или иного урока могут проводиться проверочные словарные диктанты, но введение новых слов в этот момент мы нигде не планируем. Слова, написание которых нужно запомнить, включаются в общую систему упражнений. Особое внимание придается работе с орфографическим словарем.

Регулярно наводя справки в словаре учебника, выясняя написание того или иного слова, ученик будет не только осваивать орфографию конкретных слов, но и приобретать важнейшее познавательное умение – обращаться к словарю как источнику информации, приобретать ее и использовать.

Какие же задания можно использовать в словарной работе:

  • Составить словарный диктант (из 10\15\20\ слов), выбрав наиболее трудные на взгляд ученика, имена существительные (прилагательные, числительные, глаголы)

  • или любимые слова на тему «Дом», «Еда», «Одежда» и т.д.



  1. Списывание и письмо под диктовку



В целом технология списывания уже сокращенная, должна соблюдаться, поскольку она обеспечивает дальнейшее развитие у детей важнейших качеств, необходимых для грамотного письма: орфографической зоркости, орфографической памяти и орфографического самоконтроля.

При записи под диктовку продолжает широко использоваться прием письма с «окошками», которые оставляются учеником на месте еще не освоенных орфограмм или в случае затруднения при выборе буквы на изученное правило.



Технология письма под диктовку:



  • Знакомство с текстом

  • Прослушивание каждого предложения с установкой находить орфограммы

  • Запись предложения с соблюдением требования памятки 4: знаешь ответ в задаче- пиши и подчеркивай; не знаешь- оставляй «окошки».

  • Проверка под Ваше орфоэпическое чтение



  1. Об исправлении ошибок и работе над ошибками



Выбирайте способ показа ученику его ошибки. Не ограничивайтесь ее исправлением, а прибегайте к разнообразным приемам.

    • Подчеркните букву, место в слове или все слово, где допущено нарушение

    • Выделите нужную морфему или укажите ее на полях

    • Выделите только строку, где нужно искать ошибку

Выбор способа исправления и Вашей «подсказки» определяется рядом факторов: возможностями ученика, характером ошибки, моментом обучения и т.д.

Разумно привлекать к помощи одноклассникам тех ребят, у которых ошибок не было.



Источник: 
Русский язык. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных организаций. - Смоленск, Ассоциация XXI век, 2014


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас