СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Об особенностях преподавания учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2019-2020 учебном году

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

С учетом общих требований ФГОС основного общего образования география синтезирует элементы общественно-научного и естественнонаучного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщено экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом.

Просмотр содержимого документа
«Об особенностях преподавания учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2019-2020 учебном году»

Об особенностях преподавания учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2019-2020 учебном году

Преподавание географии в 2019–2020 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:


1. Федеральные документы

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».

    3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».

    4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

    5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (ред. от 08.05.2019) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

    6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

    7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

    8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»

    9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»

    10. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

    11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

    12. Концепция развития географического образования в Российской Федерации (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года)


Региональные документы


    1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

    2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

    3. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.07.2019 № 01-14/1817 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2019/2020 учебный год»

    4. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности».

    5. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 07.06.2017 №1481 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации и образцов примерных локальных актов, используемых в общеобразовательных организациях Республики Крым» (в ред. приказа от 16.11.2017 № 2909)



Место учебного предмета «География» в учебных планах при реализации ФГОС ООО и ФК ГОС

В 2019-2020 учебном году на изучение учебного предмета «География» на этапе основного общего образования отводится следующее количество часов при пятидневной и шестидневной учебных неделях: 8/8 отводится 280 часов (5-6 кл. — 1час в неделю, 7-9 кл. — 2 часа в неделю). Учебное время, отведенное на изучение предмета на базовом уровне на этапе среднего общего образования, составляет 70 часов в год. География может изучаться по двум вариантам: по 1 часу в неделю в 10 и 11 классе или 2 часа в неделю только в 10 классе. Если география выбирается для изучения на профильном уровне, то учебное время составляет 210 часов за два года.

С учетом общих требований ФГОС основного общего образования география синтезирует элементы общественно-научного и естественнонаучного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщено экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом.

Рабочие программы по географии разрабатываются в соответствии с Примерной основной образовательной программы основного общего образования (http://fgosreestr.ru/reestr), с учетом авторских программ к выбранному УМК.


Учебно-методическое обеспечение преподавания географии

Обращаем Ваше внимание на то, что содержание комплектов карт, которые используются при реализации рабочих программ учебного предмета «География», должно соответствовать актуальному административно-территориальному устройству и содержать правильные наименования субъектов Российской Федерации. Наряду с картами на бумажной основе возможно использование электронных учебных пособий, в том числе учебно-наглядных, функциональные возможности которых удовлетворяют требованиям к условиям реализации основных общеобразовательных программ.


Рекомендации об организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся

Текущий контроль успеваемости учащихся рассматривается как регулярная оценка учителем уровня достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее - ООП) основного общего и среднего общего образования. В соответствии с ФГОС система оценки достижения планируемых результатов учащихся педагогом должна «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, тесты и иное)». Выбор методов и форм оценки осуществляется с учетом специфики географии и фиксируется в рабочих программах. Перечень оценочных процедур должен быть оптимальным и достаточным для определения уровня достижения учащимися предметных и метапредметных планируемых результатов.

Проверка и оценка знаний и умений проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме с обязательным использованием картографического материала. Проверочные и практические письменные работы целесообразно проводить после изучения отдельных разделов и тем программы, а также в конце каждой четверти и учебного года. Может использоваться зачетная форма проверки знаний в виде различных видов работ (экспресс - опросы, географические диктанты, самостоятельные, комплексные проверочные, дифференцированные контрольные и практические работы, решение ситуационных задач и др.). Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или разделам предмета «География».

«Источники географической информации» (5, 7 классы);

«План и карта» (6, 8 классы)

«Особенности природы материков и океанов» (7 класс);

«Природопользование и геоэкология» (8, 10 классы);

«Отраслевой состав экономики России (мира)» (9, 10 классы);

«Особенности стран мира» (10-11 классы)

Рекомендуется уделить внимание таким сложным темам содержания школьных курсов географии, как биосфера, климат, гидросфера, годовое и суточное движения Земли, население стран мира, связь жизни населения с окружающей средой, химическая промышленность.

В письменных работах рекомендуем использовать задания базового, повышенного и высокого уровня сложности. Задания должны включать работу с картами атласа, причем не просто считывание информации, а самостоятельный выбор учащимися необходимых карт с целью нахождения требующейся информации.

В случае если в ОО запланирован мониторинг по географии, то рекомендуем проводить диагностические работы по отдельным темам. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. После диагностических работ рекомендуем выполнение работы над ошибками.

Проведение обязательных контрольных работ программой по географии не предусмотрено. В случае, если в соответствии с локальным актом ОО запланирована контрольная работа, рекомендуем проводить ее в конце изучения курса географии выпускниками основной школы. Работа может быть как в письменной, так и устной форме, по экзаменационным билетам, в форме защиты индивидуального проекта, включать задания в формате ОГЭ, ЕГЭ и т.д.

Практические работы — неотъемлемая часть образовательной деятельности по географии, их выполнение способствует реализации системно-деятельностного подхода и непосредственно формирует необходимые географические умения.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 3 п. 7) предоставляет учителю свободу в выборе форм, методов обучения и воспитания. Поэтому учитель, учитывая содержание учебной программы, особенности образовательной организации, класса, выстраивает систему практических работ. Оценивание практических работ может проводиться выборочно или фронтально. С этой целью в календарно-тематическом планировании указывается вид практической работы — обучающий, тренировочный, итоговый. Обязательному оцениванию у всех учащихся класса подлежат итоговые практические работы, записываемые в классный журнал.

С целью формирования компетенций, необходимых для успешного прохождения ГИА рекомендуем примерный перечень тем практических работ:

В связи с этим рекомендуем примерные темы практических работ:

5 класс:

1. Составление таблицы «Этапы географического познания Земли» и обозначение на контурной карте имен знаменитых путешественников.

2. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года. Анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».

3. Определение различных способов ориентирования на местности.

4. Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба.

5. Составление плана местности.

6. Определение географических координат по географической карте.

7. Определение положения объектов относительно друг друга, направлений и расстояний, высот и глубин по картам.

8. Обозначение на контурной карте границ наибольших государств и их столиц на всех материках мира.

9. Обозначение на контурной карте наибольших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа.

10. Описание элементов рельефа.


6 класс:

1. Обозначение на контурной карте гидрологических объектов.

2. Составление комплексной характеристики одной из рек мира.

3. Ведение дневника погоды. Работа с метеорологическими приборами.

4. Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой.

5. Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков и облачности, розы ветров и описание погоды своей местности.

6. Описание природного комплекса своей местности.


7 класс:

1. Обозначение на контурной карте крупнейших стран мира по площади и численности населения.

2. Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом.

3. Определение климатических поясов и областей мира. Составление описания одного из климатических поясов.

4. Составление комплексной характеристики одного из океанов (на выбор).

5. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Африки. 6. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Австралии.

7. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Антарктиды.

8. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Южной Америки.

9. Разработка туристического маршрута по Южной Америке с использованием различных источников географической информации.

10. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Северной Америки.

11. Составление комплексной характеристики одной из стран Северной Америки (по выбору в виде презентации или описания).

12. Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Евразии.

13. Определение отличий климатических областей умеренного пояса Евразии на основе анализа климатических карт и климатограмм.


8 класс:

1. Нанесение на контурную карту объектов, характеризующих географическое положение России.

2. Оценивание динамики изменения границ России и их значения.

3. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.

4. Определение показателей естественного и миграционного прироста населения России. Обозначение на к/к крупнейших городских агломераций, городов-миллионеров и основной зоны расселения населения страны».

5. Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны и построение профиля рельефа местности.

6. Определение зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми.

7. Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур и осадков по климатограммам и синоптической карте.

8. Работа с картографическими источниками: нанесение и описание объектов гидросферы России.

9. Нанесение на контурную карту основных районов добычи угля, нефти и природного газа. Составление характеристики одного из топливных бассейнов.

10. Обозначение на контурной карте главных металлургических районов и центров, месторождений руд чёрных и цветных металлов.


9 класс:

1. Работа с картографическими источниками информации: нанесение экономических районов и федеральных округов Российской Федерации.

2. Составление комплексной физико-географической характеристики крупных природных регионов России.

3. Сравнение двух экономических районов Центральной России по заданным характеристикам.

4. Создание презентационных материалов об одном из субъектов Европейского Юга на основе различных источников информации.

5. Составление характеристики одной из отраслей промышленности Поволжья.

6. Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на экологическую ситуацию в районе.

7. Оценка природно-ресурсного потенциала Западной и Восточной Сибири.

8. Составление картосхемы, отражающей экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.


10 класс:

1. Составление таблицы “Формы государственного правления и административно-территориального деления стран мира”.

2. Характеристика политико-географического положения страны (по выбору).

3. Нанесение на контурную карту мира основных топливно-рудных бассейнов Земли.

4. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по выбору).

5. Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.

6. Крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.

7. Анализ основных факторов размещения производства в мире.

8. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.


11 класс:

1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы.

2. Построение картосхемы и диаграммы экономических связей крупных стран Азии (по выбору).

3. Сравнительная характеристика хозяйства главных экономических районов США.

4. Составление экономико-географической характеристики одной из развивающихся стран мира (по выбору).

5. Составление маршрута путешествия по одной из стран мира (в виде презентации).

6. Характеристика основных глобальных проблем мира.


Требования к результатам образования в соответствии с ФГОС ООО делят на два типа: требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации. Планируемые результаты освоения учебных программ приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы. Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфолио достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием возможности перехода на следующую ступень обучения.

Учителя географии работают по учебникам разных линий, которые отличаются друг от друга методической концепцией, распределением содержания по классам, рассчитаны на разное количество часов. Поэтому предлагаемые методические рекомендации носят общий характер и не привязаны ни к одному из учебников. Учитель может менять логику изучения, количество часов, отводимых на ту или иную тему, по своему усмотрению.


Рекомендации по изучению наиболее сложных вопросов

преподавания учебного предмета «География» в основной школе на основе анализа ОГЭ, НИКО, ВПР

Анализ результатов государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов 2018 года по учебному предмету «География», ВПР в 7 и 10-11 классах и НИКО позволяет выявить наиболее трудные для освоения учащимися разделы школьного курса географии.

Наиболее низкие результаты наблюдаются в освоении учебного материла по следующим темам: «План и карта», «Внутренние воды», «Почвы», «Климат», «Природные зоны», «Географические следствия движения Земли», «Химическая промышленность».

Причинами невысоких образовательных результатов по географии является недостаточная сформированность картографических умений, неумение распознавать существенные признаки географических объектов и явлений. Учащиеся не умеют использовать предоставленные источники географической информации (атласы), не умеют выбирать подходящий тип карты для решения конкретной проблемы.

Стратегическая задача школьного географического образования – формирование у школьников ключевых предметных компетенций – невозможна без опоры на понятийную основу курса. Для овладения содержанием учебного предмета «География» нужны осознанные знания, опосредованные в географических понятиях. Поэтому особое внимание должно уделяться изучению тем теоретико-практической направленности, формированию базовых понятий – основных категорий географии, на которых основывается формирование географических умений.

В целях совершенствования преподавания учебного предмета «География» и повышения уровня подготовки выпускников рекомендуется:

определить причины низких результатов по выявленным разделам/темам учебной программы, проанализировать методические просчеты учителя, связанные с единообразием подходов к обучению и минимальной активностью учащихся, с отсутствием системы в формировании ключевых предметных компетенций, заменой системы достижения планируемых результатов «подготовкой к государственной итоговой аттестации»;

планировать изучение курса с учетом его особенностей и выявленных проблем, организовывать повторение пройденного материала, особенно за курс основного общего образования; добиваться освоения учащимися соответствующей терминологии.

Особое внимание следует уделить формированию следующих умений:

а) работа с картой (определение географической долготы, из карт разного масштаба и содержания выбрать именно ту, которая наилучшим образом отражала бы требуемую для конкретного ответа информацию, обозначить объект на контурной карте); следует больше внимания на уроках уделять самостоятельной работе с картами;

б) умением читать климатограммы;

в) умение извлекать информацию из таких источников информации, как графики, таблицы, диаграммы;

г) пользоваться языковыми средствами - несформированность умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, правильную географическую терминологию. Это умение тесно связано с навыками работы с информацией, а также с умением географического анализа и интерпретации текстовой информации. Необходимо не только поощрять учащихся формулировать свои мысли устно или письменно, но и предусматривать при планировании образовательного процесса самостоятельные работы учащихся с текстами географического содержания.

Для повышения эффективности работы по подготовке учащихся к оценочным процедурам по географии рекомендуется: 1) обсудить результаты на августовском совещании учителей, заседаниях методических объединений учителей географии; 2) проводить обучающие семинары, индивидуальные и групповые консультации по заданиям, вызвавшим наибольшие затруднения; 3) активно участвовать в консультациях и семинарах, посвященных вопросам ВПР; 4) участвовать в курсах ПК; 5) принимать участие в вебинарах издательств, где рассматриваются вопросы ВПР, использовать для подготовки диагностические работы издательств по географии.


Организация внеурочной деятельности

География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной работы, так как её содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не предоставляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Удовлетворить интересы школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной природы, насыщенную событиями жизнь своего народа и всей планеты, дать пищу уму и чувством детей - главная задача внеклассных занятий по географии.

География позволяет организовать внеурочную деятельность практически по всем пяти рекомендованным Стандартом направлениям:

1. Общеинтеллектуальное направление – клуб знатоков географии, кружок «Познавательная география», географическая секция научного общества учащихся и другие.

2. Общекультурное направление – организация конкурсов рисунков, экологических плакатов, географических вечеров в рамках предметной недели географии, проектирование «города будущего», «школы будущего», страноведческий кружок, например.

3. Спортивно-оздоровительное направление – организация Дня туризма в школе, участие в спортивно-туристических соревнованиях, походы.

4. Духовно-нравственное направление – краеведческий кружок, работа в школьном краеведческом музее.

5. Социальное направление – организация благоустройства пришкольной территории, экологической тропы, участие в природоохранных акциях.


На уроках и во внеурочной деятельности важно осуществлять межпредметные связи с биологией, историей, экологией, математикой, физикой, а также с реальной жизнью школьника для формирования более полной картины мира, а также для развития универсальных учебных действий.



Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательной деятельности по учебному предмету «География»


Адрес

Название ресурса

http: //geo. 1september.ru

Газета «География»

http: //www.geoman. ru

Библиотека по географии. Географическая энциклопедия

http: //geo.tur.narod. ru

Геотур: география стран и континентов

http: //geo.www.encarta.ru

Самая большая энциклопедия по любой стране мира

http: //geo. www.gro.ru

География. Планета Земля

http: //geo. www.geoport.ru

Страноведческий портал

http://geo. www.geosite.com.ru

GeoSite – все о географии

http: //www.vokrugsveta.ru

Журнал «Вокруг света»

http: // www.geoclub.ru

Журнал «ГЕО»

http: //nauka.relis.ru

Журнал «Наука и жизнь»

http: //fcior.edu.ru|

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://geo.metodist.ru

методическая лаборатория географии

http: //mygeog.ru

Географический образовательный портал

http: // atlasrussia.ru/malyy-atlas-mira-1990

Малый атлас мира

http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/

Атлас для учителя географии

http://geosfera.ucoz.org/photo/karty/29

Тематические карты мира

http://www.rgo.ru/

Русское географическое общество

http://guzvenag.ucoz.ru/index/trenazhery_animacii/0-31

Тренажёры на знание карты




Методист

центра оценки качества образования Н.В.Корчинская


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!