«Об управленческих функциях руководителя
МБДОУ «Детский сад № 1 г. Новозыбкова»
во взаимодействии учреждения с семьей как ресурсе развития взрослых и детей»
Современная семья значительно отличается от своей исторической предшественницы. По данным статистических исследований, в Российской Федерации много неполных семей. Социальная нестабильность, возрастающий темп жизни, проблемы материального обеспечения — вот немногие из причин, ведущие к утрате родительской ответственности за судьбу ребенка. К сожалению, немаловажное значение имеет и недостаточно высокий уровень педагогического потенциала родителей.
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы ДОУ зависит уровень педагогической культуры родителей, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. А чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом.
Педагогический коллектив нашего детского сада ставит перед собой такие задачи как:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.
Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи.
Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, помочь им осознать свою воспитательную роль в семье, свой опыт взаимоотношений с ребенком.
Планируя работу с родителями, детский сад отдает предпочтение совместным мероприятиям, тем самым вовлекая семью в жизнь детского сада. Мы стремимся к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса.
В работе с родителями планируем разнообразные подходы, используем различные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Такие как традиционные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников:
информационно-наглядные. У каждой группы есть визитная карточка. Родители, дети которых только начинают ходить в группу, могут получить благодаря ей полную информацию о детском саде, педагогах, программах, организации учебного процесса. Воспитатели ежемесячно обновляют материал на стендах, в папках-передвижках;
индивидуальные (беседа, консультация);
коллективные (родительские собрания, тематические консультации);
Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников:
познавательные (семинары-практикумы)
информационно-аналитические (анкетирование, опрос, социальный паспорт семьи);
наглядно-информационные (дни открытых дверей просмотры занятий, режимных моментов);
досуговые (совместные праздники, выставки, экскурсии, ярмарки).
Бытует мнение, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает практика, отношение семей дошкольников к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации, ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.
Детский сад и семья могут взаимодействовать по-разному. Важно только избегать формализма.
Поэтому на протяжении функционирования детского сада педагоги знакомят родителей с содержанием воспитательно-образовательной работы в целях установления тесных контактов семей и ДОУ. На сегодняшний день особое место в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ занимает проектный метод.
Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
В качестве добровольной общественной организации в муниципальном дошкольном образовательном учреждении действуют групповые и общесадовский родительские комитеты.
Они содействуют объединению усилий семьи и детского сада в деле развития, обучения и воспитания детей.
Цель родительского комитета: обеспечить постоянную и систематическую связь детского сада с родителями, содействовать педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Также немало важную роль имеют проведение общесадовых родительских собраний, на которых все представители детского сада могут дать ответы на интересующие вопросы родителей. В этом году тематика собраний была разнообразной:
-«Проектирование в ДОУ, что это такое и для чего оно нужно?»
-«Взаимодейтсвие ДОУ и семьи по вопросам реализации содержания образовательной области «Социализация»».
Применение разнообразных методов и форм работы с семьями превращает сотрудничество педагогов и родителей в нашем детском саду в увлекательный, творческий, взаимно обогащающий процесс, имеющий целью обоюдное участие в развитие дошкольника.
В заключении анализируя работу по взаимодействию детского сада и семьи прихожу к выводу, что эта работа сложная, долгая и всегда остается приоритетной в ряду других. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек, таков и мир, который он создает вокруг себя. Когда присутствуют в отношениях теплота и открытость, тогда пребывание ребенка в детском саду становиться комфортным, ему хочется приходить туда еще и еще, потому что там хорошо!