СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Объединенный урок по физике в 7 и 9 классах Блиц- турнир «Скорость, путь, время»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока позволяет организовать деятельность учащихся по комплексному применению знаний учащихся по теме "Расчет пути и времени движения".

Просмотр содержимого документа
«Объединенный урок по физике в 7 и 9 классах Блиц- турнир «Скорость, путь, время»»

МКОУ «Хвощеватовская основная общеобразовательная школа»
Новодугинский район Смоленская область









Объединенный урок по физике

в 7 и 9 классах
Блиц- турнир «Скорость, путь, время»


(УМК Перышкин А. В., Гутник Е. М.)










Автор разработки: Огурцова Наталья Борисовна,
учитель физики и математики первой категории















На протяжении многих лет я работаю в малокомплектной сельской школе. Хочу поделиться опытом работы в такой школе. Преподаю я математику и физику, хотя по диплому я - учитель физики. Листая журнал «Физика в школе» в далеком уже 1991 году, я наткнулась на статью Н.Е.Парфеньтевой, В.И.Царенко «Формы и методы учебной работы в малокомплектной школе», где речь шла об объединенных уроках по физике. Я попробовала дать такой урок в 7 и 9 классах: блиц- турнир «Путь, скорость, время». Позже, работая руководителем РМО учителей физики, на базе своей школы я давала такой урок, т.к. тему самообразования я выбрала в этом направлении, перейдя потом на тему «Интегрированный урок как форма повышения эффективности обучения учащихся».

Предлагаю такой объединенный однотемный урок, где есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов. Количество и содержание задач можно изменить, в зависимости от уровня знаний учащихся.


Класс можно разделить на группы- команды по два человека. Капитан-учащийся 9 класса.

Оценивается время выполнения, полнота и точность ответа.


Цели урока: организовать деятельность учащихся по комплексному применению знаний, формул пути, скорости, ускорения;

совершенствовать навык решения задач на расчет пути, перемещения, ускорения;

совершенствовать вычислительные навыки, навык перевода единиц физических величин в СИ, навык преобразования формул, навык решения графических задач;

создать условия для развития мышления, коммуникативных навыков, навыков самостоятельной работы (умение работать во времени, в группах, анализировать условие, самоконтроль);

применить дифференцированный подход в обучении;

воспитывать культуру умственного труда.

Оборудование: карточки для рефлексии, карточки с самостоятельной работой (на каждого ученика); опорная схема урока (на каждую парту),желоб, шарик, детский механический автомобиль, часы с секундной стрелкой.


Ход урока.

  1. Повторение опорных знаний по теме: «Механическое движение»:

-Равномерное, неравномерное движение.

-График скорости при равномерном и неравномерном движении.

-Формулы скорости, ускорения.

-Формулы пути, перемещения.

-Перевод единиц в СИ: 54 км/ч, 108 км/ч, 60 м/мин.

-Понятие средней скорости, правило нахождения.

Устно. Первые 5 км турист проходит за 1ч, следующие 7 км он проходит за 2ч. Найдите среднюю скорость. (4км/ч)


  1. Блиц-турнир «Ромашка»: ( См приложение)

1-задание. Качественная задача.

2-задание. Расчетная задача.

3-задание. Экспериментальная задача.

4- задание. Графическая задача №1.

5-задание. Кто быстрее?

6-задание. Графическая задача №2.


  1. Для тех, кто быстрее выполняет задания можно предложить тестовое задание.

( См. приложение)

  1. Итог урока. Оценка знаний.




№ команды

1-задание

2-задание

3-задание

4-задание

5-задание

6-задание

1







2







3







4








Приложение.

1.Качественная задача: На столе движущегося поезда лежит яблоко. Относительно каких тел оно покоится, а каких - движется?

2. Расчетная задача:


Автомобиль в течение 30мин

движется со скоростью 72 км/ч,

а затем начинает тормозить в течение 20с

до полной остановки.

Определите путь, пройденный автомобилем и среднюю скорость автомобиля.


Решение.

1часть задачи выполняют учащиеся 7класса, 2часть – учащиеся 9 класса.

Использование формул для пути при равномерном и перемещения при равноускоренном движении.

S= v·t  


S1= 20м/с·1800с=36 000м а=-1м/с2

S2= 200м. (понятие тормозного пути)


S=S1+ S2 S= 36200м

t = t1 + t2 t = 1820c

vср = 36200м /1820с =

Ответ:

Доп-но. Акула и подводная лодка начали двигаться одновременно в одном направлении:

лодка равномерно со скоростью 36 км/ч,

а акула равноускоренно с ускорением 0,2 м/с2.

На каком расстоянии они будут через 0,5 мин?


Решение. S1 =v·t  , т.к. v0 =0

S1= 10 м/с· 30с =300м S2= 0,2 м/с2·900с2/2 =90м


S= S1- S2 S = 300м -90м =210м

Ответ: 210м


3.Экспериментальная задача.

7кл. Определить скорость движущегося автомобиля.

9кл. Определить ускорение, с которым скатывается шарик по наклонной плоскости.


4.Графическая задача №1. По графику скорости определить путь, пройденный телом за 5 с.


7кл. 9кл.




5.Кто быстрее?

Скорость зайца15м/с, а скорость волка 72 км/ч. Догонит ли волк зайца?


6.Графическая задача №2.

По графику движения определите, скорость какого тела больше, и на сколько.





Тестовые задания.

7 класс

1. Выразите в м/с:

9 км/ч =__________ 72 км/ч =__________

18 км/ч =__________ 90 км/ч =__________

27 км/ч =__________ 108 км/ч =__________


2.Самолет за 40с пролетел расстояние 12 км. Какова его скорость?

__________________________________________________________

Ответ:____________


3. Какой путь проедет велосипедист за 3 ч, если его скорость 20 км/ч?

____________________________________________________________

Ответ:___________

4.За какое время катер, двигаясь со скоростью 72км/ч, пройдет путь 500м?

_____________________________________________________________

Ответ:______________


5. Восстанови условие задачи и реши её.

ДАНО: РЕШЕНИЕ.
____= 1,5ч=__________ __________________________________

____ = 2 м/с __________________________________

__________________________________

НАЙТИ:________

ОТВЕТ:__________


9 класс

1.По графику скорости определить: (для 1 тела)

А) начальную скорость __________________

Б) скорость через 3с ____________________

В) ускорение, с которым движется тело ______________________________________

Г) перемещение тела за 5с ___________________________________________________

Д) записать зависимость v =v(t) ______________________________________________

2. По графику скорости определить: (для 2 тела)

А) начальную скорость __________________

Б) скорость через 5с ____________________

В) ускорение, с которым движется тело ______________________________________

Г) перемещение тела за 5с ___________________________________________________

Д) записать зависимость v =v(t) ______________________________________________


Рефлексия.

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. мне захотелось…




Литература.


1. Каменецкий С.Е.,Солодухин Н.А. Совершенствование обучения физике в малокомплектной сельской школе./ Физика в школе №6 1987г с. 37.

2. Кондратенков А.Е.,Осовский Е.Г.Сельская малокомплектная школа как объект научного исследования. Сборник. Совершенствование работы сельской школы.- Смоленск,1989г.

3.Кирик Л. А.. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2002. – 160 с.: ил.

2.Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. ср. шк. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994. – 191 с.: ил.

3. Методические рекомендации по проведению объединенных уроков по физике в малокомплектной школе. СГПИ им.Карла Маркса.- Смоленск,1990г.

4.Парфеньтева Н.Е., Царенко В.И. Формы и методы учебной работы в малокомплектной школе / Физика в школе №4 1991 г с. 27.

5.Перышкин А. В. Физика. 7 кл.,9кл: Учеб. для общеобразовательных учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2012г. – 192 с.: ил.