СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Объективность и действенность результатов ВШК воспитательной работы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье идет речь об объективности и результативности внутришкольного контроля воспитательной работы

Просмотр содержимого документа
«Объективность и действенность результатов ВШК воспитательной работы»

Объективность и действенность результатов

внутришкольного контроля воспитательного процесса в КГУ ОШ №17


Воспитательная работа нашей школы базируется на основе Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру», которые разработаны в контексте кардинальных социально-экономических и политических изменений в жизни страны, определяющих приоритеты нового содержания воспитания на всех уровнях системы образования.

Республика Казахстан идет по пути прогрессивного развития, где ведущую позицию занимает модернизация общественного сознания. Современным обществом востребованы новые социально-психологические эталоны поведения граждан Казахстана с сохранением и высокой значимостью национальной идентичности, культурного контекста, модели саморазвития, самовоспитания и успешной творческой личности на основе высочайшего профессионализма, компетентности и воспитанности, повышения роли семейного потенциала. В связи с этим в школьном образовательном пространстве значимая роль отводится качеству процесса воспитания, которое оценивается по трем направлениям: как ученик воспитан, как педагог или классный руководитель организует воспитательный процесс и какие условия созданы в образовательном учреждении для организации воспитательного процесса.

Постоянное отслеживание состояния воспитательного процесса в ОШ №17 с целью выявления изменения условий в воспитательной деятельности в сторону ее развития, коррекция и совершенствование воспитательного процесса строится на основе внутришкольного контроля над состоянием воспитательной работы, который является одним из видов кропотливой методической работы по совершенствованию воспитательной системы. Осуществляется контроль через плановые проверки и мониторинг. Плановые проверки проводятся в соответствии с утверждённым планом внутришкольного контроля, который обеспечивает периодичность и исключает дублирование в организации проверок, охватывает все направления воспитательной работы в соответствии с Концептуальными основами воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру». Проект плана внутришкольного контроля нарабатывается в течение учебного года, темы контроля формулируются на основании предшествующих инспектирований и выводов по ним. Мониторинг предусматривает сбор, обработку и анализ информации о результатах воспитательного процесса для эффективного решения задач управления качеством воспитательного процесса: изучается документация классных руководителей по контролируемому вопросу, социально-психологической службы, посещаются внеклассные мероприятия и уроки с целью прослеживания воспитательного аспекта, проводится анкетирование или собеседование как с педагогами, так и с учащимися. Также в качестве диагностического средства выбирается педагогическое наблюдение. Основу внутришкольного контроля составляет взаимодействие администрации и педагогического коллектива на демократической основе, ориентированное на повышение эффективности воспитательного процесса, на оказание методической помощи.

Результаты внутришкольного контроля обсуждаются на административных совещаниях при директоре, при завучах, малых педагогических советах, заседаниях методического объединения классных руководителей, еженедельных планёрках через обмен информацией, индивидуальные и групповые консультации, собеседования.

По основным видам контроля составляются аналитические справки, выдаются рекомендации. Принятые решения по результатам ВШК должны быть выполнимыми, конкретными, направленными на положительные изменения, рост.

На административном уровне управления в ходе внутришкольного контроля воспитательного процесса изучаются базовые вопросы:

- уровень воспитанности и общего развития учащихся;

- воспитательная система работы в классе, в школе;

- эмоциональные реакции учащихся на проводимые мероприятия;

- степень удовлетворенности общением с педагогами;

- моменты напряженности в отношениях учащихся и педагогов и их причины;

- степень согласованности воспитательной работы семьи, школы, общественности и др.

- отношение к обучению в школе;

- сплоченность учащихся;

- формы досуга;

- направленность личности (потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации, мотивы, установки);

- характерологические особенности личности;

- культура поведения и общения;

- здоровье и физическая культура;

- условия семейного воспитания.

В течение учебного года в рамках ВШК по воспитательной работе рассматриваются следующие вопросы: состояние воспитательной работы классными руководителями, работа с детьми, социальный паспорт школы, акция «Дорога в школу», работа с учащимися группы «риска», работа классных руководителей и психолога 1, 5-х классов в адаптационный период, организация питания, посещение классных часов, работа органов самоуправления по организации и проведению общешкольных мероприятий, работа по профорентационной работе с учащимися, работа по профилактике правонарушений среди подростков девиантного поведения, состояние работы спортивных секций, мониторинг достижений школы, итоги воспитательной работы.

Сравнительный анализ деятельности классных руководителей школы за 3 года. Тема МО классных руководителей: применение новых технологий в практической деятельности классного руководителя. Цель: совершенствование профессиональной компетентности классного руководителя как фактора повышения качества воспитательного процесса в школе. В результате анализа работы МО за 3 года выявлено следующее:


Динамика состава учащихся за 2018-2021 годы

учебный год

всего

1-4

5-9

10-11

2018-2019

1256

612

561

83

 динамика

+181

+37

+124

+20

2019-2020

1437

649

685

103

 динамика

+38

-25

+55

+8

2020-2021

1475

624

740

111


В 2020-2021 учебном году наблюдается увеличение количества учащихся в сравнении с 2018- 2019, 2019-2020 учебными годами. Количество класс-комплектов в КГУ «ОШ№17» с 2018г. увеличилось на 0,9%, соответственно и классных руководителей на 9,3%. Коэфициэнт образованности классных руководителей за 3 года остается на прежнем уровне



Количество классных руководителей со стажем работы более 20 лет остается на прежнем уровне, от 10 до 20 лет в 2018-2019 г составил 22,5%, 2019-2020 г – 35%, в 2020-2021г -23% от общего количества классных руководителей. Стаж от 3 до 10 лет в 2018-2019 г – 37%, в 2019-2020г – 23%, в 2020-2021г – 32% от общего количества. Стаж работы до 3 лет в 2018-2019г -0,8%, в 2019-2020г – 12%, в 2020-2021г – 14%. Таким образом видно, что идет рост работы молодых специалистов. Категория классных руководителей: высшая категория в 2018-2019г -37%, в 2019-2020г -32%, в 2020-2021г – 32%. Первую категорию имеют в 2018-2019г – 25%, в 2019-2020г -16%, 2020-2021г – 16%. Вторую категорию имеют в 2018-2019г – 30%, в 2019-2020г – 20%, в 2020-2021г – 16%. Без категории в 2018-2019 г – 8%, в 2019-2020г – 30%, в 2020-2021г – 34%.



В течение 3-х лет курсы прошли 100% классных руководителей.


По сравнению с прошлыми годами, увеличивается количество учащихся школы, соответственно увеличиваются и класс-комплекты, а значит и количество классных руководителей. Тенденция идет на привлечение молодых специалистов на должность классных руководителей, поэтому по некоторым пунктам есть снижение %.

Аналитические данные по социальному паспорту учащихся школы за 3 года. Цель: определение социального паспорта школы, выявление семей «группы риска». В результате анализа социальных паспортов школы за 3 года выявлено следующее: Количество учащихся в КГУ «ОШ №17» с 2018 года увеличилось на 224 человека (17,8%), за год на 2,9% – 43 человека. Увеличивается и количество детей, проживающих в неполных семьях –263, что на 27% больше чем прошлом году; в 2019 году было – 215.


Небольшим остается процент детей из малообеспеченных, многодетных, опекаемых и приёмных семей. Так детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях – 28 (1,8% от общего количества детей). Детей, воспитывающихся в многодетных семьях – 122(8,3%) в 73 семьях. С 2018 года их количество увеличилось почти в 2 раза.


Число опекаемых детей, детей, проживающих в приемных семьях – 7 человек, что составляет 0,5%. Детей инвалидов – 14 (кол-во детей увеличивается).



Учащиеся без гражданства РК – 25, что составляет 1,7%. Учащиеся проживающие с отчимом – 92, с мачехой – 9.



По сравнению с прошлыми годами, детей из многодетных, неполных, малообеспеченных семей стало больше. Количество детей с ограниченными возможностями увеличивается каждый год. Количество детей проживающих с отчимом и мачехой растет. По сравнению с прошлыми годами идет увеличение количества детей по всем пунктам. Это связано с тем, что растет контингент детей в школе.

В рамках акции «Дорога в школу» была оказана материальная помощь, дети из малообеспеченных семей обеспечивались бесплатным горячим питанием, проводились рейды с целью выявления детей не посещающих занятия:




Поставленных на учет ОЮП - нет, учащихся состоящих на внутришкольном учете - нет, состоящих в группе риска – нет, неблагополучных семей состоящих на учете – нет. Наблюдается положительная динамика по количеству неблагополучных семей


учебный год

ВШУ

ОЮП

группа риска

неблагополучные семьи

2018-2019

-

-

-

2

2019-2020

-

-

-

-

2020-2021

-

-

-

-


Мониторинг достижений школы за 3 года:


Уровень

Олимпиады

Научные

проекты

Военно-спортивные

Учителя

СМИ

Творческие

Интеллектуальные конкурсы,

марафоны, игры

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Район

16

8

13


1


9

3


7

6





2

2

4

1


1

Город


1

1

2

1


1

27

79

10

25

8



1

7

3

2




Республика


6

1

3



244

206

86

70

11

6

8

22

1


8

1




Международные

1

32

7




51

78

91

20

6





12

2


68

91

8

Итого

17

47

22

5

2


305

314

256

107

48

14

8

22

2

21

15

7

69

91

9


Психолого-педагогическому сопровождение учащихся 1-х классов на этапе первичной адаптации к школе. Цель: проанализировать преемственность в обучении первоклассников при переходе из детского сада в школу. учащимися 1-х классов была проведена методика – графический тест Керна – Йирасека на готовность к обучению в школе. Задания теста были направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Для определения уровня самооценки ребенка при диагностике адаптации первоклассников к школе была использована методика «Лесенка». Для ее проведения был подготовлен рисунок лестницы с пронумерованными ступеньками. Первоклассник должен обозначить ступеньку, на которой, по его мнению, должен находиться он сам: 

на 1 — самые-самые лучшие ребята; на 2 — хорошие ребята; на 3 — ни хорошие, ни плохие; на 4 — плохие; на 5 — самые плохие. Таким образом, развитие тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки выше среднего показали 68% первоклассников в 2019-2020 учебном году, 62% первоклассников в 2018-2019 учебном году. Развитие ниже среднего показали 14% первоклассников в 2019-2020 учебном году, 7% первоклассников в 2018-2019 учебном году, самую высокую самооценку показали первоклассники в 2020-2021 учебном году, значительно ниже была самооценка у первоклассников в 2019-2020 учебном году.



Для диагностики эмоциональной сферы детей с учащимися 1-х классов был проведен проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики». Методической основой данного теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А. Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и ценностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.



2018-2019гг.

2019-2020гг.

2020-2021гг.

1.Твоё настроение, когда ты пошел в 1 класс (начал учиться в школе)

Хорошее

128

94%

131

87%

113

99%

Плохое

8

6%

19

13%

1

1%

2.Твоё настроение, когда ты разговариваешь со своим учителем

Хорошее

134

99%

147

98%

110

96%

Плохое

2

1%

3

2%

4

4%

3.Твое настроение, когда ты общаешься с одноклассниками

Хорошее

132

97%

142

95%

111

97%

Плохое

4

3%

8

5%

3

3%

4.Твое настроение, когда ты находишься дома

Хорошее

131

96%

139

93%

-

Плохое

5

4%

11

7%

-



Выводы: Таким образом, наблюдается рост процента положительного отношения к школе в 2020-2021 учебном году по сравнению с 2018-2019 и 2019-2020 учебными годами.

Сравнительный анализ за 3 года по психолого-педагогическму сопровождению учащихся 5-х классов на этапе адаптации к новым условиям жизни в школе. Цели: 1) определение психологической комфортности учащихся при переходе в среднее звено. 2) оценка адаптационного периода, решение и про­филактика проблем.

Для диагностики мотивации учения с учащимися 5-х классов была проведена «Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации». Цель данной методики: изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД.



Выводы: Таким образом, в 2019-2020 учебном году учащиеся 5-х классов показали гораздо более высокую мотивацию по сравнению с учащимися 5-х классов в 2018-2019 учебном году. А в 2020-2021 учебном году по сравнению с 2019-2020 учебным годом показатели уровня мотивации немного снизились.

С учащимися 5-х классов была проведена методика самооценки Казанцевой Г.Н. Методика направлена на диагностику уровня самооценки личности.



Выводы: Таким образом, в 2020-2021 учебном году по сравнению с 2019-2020 на 9% меньше пятиклассников показали очень высокий уровень самооценки, однако на 12% больше учащихся показали адекватную самооценку и на 3% меньше учащихся показали заниженную самооценку.

Также с учащимися 5-х проводилась «Экспресс диагностика уровня тревожности». Детям предлагалось оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время.



Выводы: Таким образом, в 2019-2020 учебном году показатель тревожности при переходе из начальных классов в средние повысился по сравнению с 2018-2019 учебным годом. Однако в 2020-2021 учебном году показатель стал ниже, т.е. учащиеся 5-х классов в 2020-2021 учебном году показали более низкий уровень тревожности при переходе из начальных классов в средние по сравнению с 2019-2020 учебным годом.


Сравнительный анализ за 3 года по профориентационной работе. Ежегодно учащиеся 11-х классов посещают профориентационный форум. Преподаватели Алматинских университетов и колледжей проводят беседы с учащимися 9-11 классов, представляют свои учебные заведения, рассказывают о мире профессий, возможностях поступления. Учащиеся 9-11 классов посещают дни открытых дверей колледжей, университетов. Кабинет профориентации постоянно пополняется методической литературой, информационными материалами о ВУЗах и колледжах Казахстана.

Направление

2018-2019гг.

2019-2020гг.

2020-2021гг.

1

Социальные науки

10%

18%

13%

2

Педагогическое

14%

12%

15%

3

Юридическое

27%

9%

18%

4

Сфера услуг

0%

8%

3%

5

Творчество

10%

16%

8%

6

Экономическое

5%

5%

13%

7

Гуманитарное

14%

11%

15%

8

Техническое

10%

11%

15%

9

Естественные науки

5%

2%

3%

10

Медицинское

5%

4%

4%

11

Военное дело и безопасность

0%

1%

0%

12

Аграрное

0%

3%

0%

Учащиеся 9-11 классов ежегодно проходят профориентационное тестирование на сайте kasiptest.kz .

Выводы: таким образом, в 2018-2019 учебном году выпускники отдавали предпочтение Юридическому, гуманитарному, педагогическому направлению, в 2019-2020 учебном году – социальным наукам, творческому направлению. В 2020-2021 учебном году выпускники отдают предпочтение юридическому, педагогическому, гуманитарному, техническому направлению. С каждым годом растем интерес выпускников к экономическому, техническому направлениям.

Аналитические данные воспитательной работы с учащимися за 3 года:

Направления деятельности

2019 г.

2020 г.

прогноз на 2021 г.

Форма проведения

Количество меропр

Охват

Форма проведения

Количество меропр

Охват

Форма проведения

Количество меропр

Охват

Воспитание казахстанско-го патриотизма и гражданственности, правовое воспитание

Брейн-ринг

Кл.часы

Встречи

Фестиваль

Собрания-

Конкурсы

Флэш-моб


1


9

1

1

4

5

2

150


1430

300

1430

1430

1430

700

Брейн-ринг

Кл.часы

Встречи

Фестиваль

Собрания-

Конкурсы

Флэш-моб


2


10

2

1

5

5

2

170


1435

300

1435

1435

1435

780

Брейн-ринг

Кл.часы

Встречи

Фестиваль

Собрания-

Конкурсы

Флэш-моб


1


9

1

1

4

5

2

200


1480

350

1480

1480

1480

800

Духовно-нравственное воспитание

Кл.часы

Конференция

Встречи

Концерт

Челлендж


9

1


2

4

5

1430

60


300

1430

1430

Кл.часы

Конференция

Встречи

Концерт

Челлендж


10

2


3

4

6

1435

80


350

1435

1435

Кл.часы

Конференция

Встречи

Концерт

Челлендж


10

2


2

2

6

1480

80


400

1480

1480

Национальное воспитание

Концерт

Челлендж


Конференция

1

2


1

600

1430


50

Концерт

Челлендж


Конференция

1

2


1

700

1435


60

Концерт

Челлендж


Конференция

1

2


1

600

1480


70

Семейное воспитание

Собрания-

Конкурсы

Флэш-моб

4

5

2

1430

700

1400

Собрания-

Конкурсы

Флэш-моб

5

6

3

1435

750

1435

Собрания-

Конкурсы

Флэш-моб

4

5

2

1480

800

1480

Трудовое , экономическое и экологическое воспитание

Конкурсы

Классные часы

Встречи Выставка

4

5


3

2


1430

1430


300

500

Конкурсы

Классные часы

Встречи Выставка

5

5


3

2


1435

1435


400

600

Конкурсы

Классные часы

Встречи Выставка

5

5


3

2


1480

1480


500

700

Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание

Фотовыставка

Выставка

Конкурс

Челлендж


1


1

2

1

500


500

800

500

Фотовыставка

Выставка

Конкурс

Челлендж


1


1

2

1

600


600

800

600

Фотовыставка

Выставка

Конкурс

Челлендж


Создание электронной библиотеки

1


1

2

1


1

700


700

800

700


100

Интеллектуальное воспитание

Классные часы

Фотовыставка

Экскурсии

Выставка

Конкурс

Дебатный турнир

4


2


3


4

1

1430


500


500


600

60

Классные часы

Фотовыставка

Экскурсии

Выставка

Конкурс

Дебатный турнир

4


2


3


4

1

1435


600


600


700

60

Классные часы

Фотовыставка

Экскурсии

Выставка

Конкурс

Дебатный турнир

4


2


3


4

1

1480


600


600


700

60

Физическое воспитание, здоровый образ жизни

Соревнования

Игра

Экскурсия

Встреча

Турнир

5


2

2

2

6

1430


200

500

300

200

Соревнования

Игра

Экскурсия

Встреча

Турнир

5


2

2

2

6

1435


300

600

400

300

Соревнования

Игра

Экскурсия

Встреча

Турнир

5


2

2

2

6

1480


350

600

400

300

ИТОГО


109

100%


121

100%


135

100%


Выводы: Воспитательная работа проводится в школе по восьми направлениям. В 2019 году проведено всего: брейн – рингов -1, классных часов – 34, встреч – 8, фестиваль – 1, собраний – 8, конкурсов – 20, флэш – мобов – 2, челленджи –8, конференции-2, концерт – 4, выставки – 5, дебатный турнир – 1, экскурсии – 5. В 2020 году проведено всего: брейн – рингов -2, классных часов – 29, встреч – 10, фестиваль – 1, собраний – 10, конкурсов – 22, флэш – мобов – 5, челленджи –9, конференции-3, концерт – 5, выставки – 5, дебатный турнир – 1, экскурсии – 5. В 2021-2022 учебном году прогнозируем увеличить количество мероприятий по данным направлениям.

Направления оценки качества воспитания в системе Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру» задаются трактовками понятий «воспитание» и «качество воспитания», целью которых является воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство, конкурентоспособность, прагматизм, национальную идентичность, культ знания, эволюционность и открытость сознания, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей, строить свою жизнь достойную человека XXI века.

Оценка качества воспитания в системе общего образования в ОШ №17 осуществляется по двум направлениям:

- оценка достижения основной цели воспитания – позитивной динамики личностного развития (личностного роста) школьников, проявляющейся в накоплении ими социально значимых знаний, в развитии их социально значимых отношений, в приобретении ими опыта социально значимого действия

- оценка решения задач создания благоприятных условий для личностного развития школьников: грамотная реализация педагогами воспитательного потенциала учебной и внеучебной деятельности школьников; установление партнерских отношений образовательного учреждения с семьями школьников; организация работы с педагогами, осуществляющими процесс воспитания в образовательном учреждении; обеспечение организуемого в образовательном учреждении воспитательного процесса необходимыми ресурсами.

Для оценки динамики развития личности школьников, их воспитанности применяется методика Н.П. Капустиной, согласно которой оценка качества воспитания школьников производится по следующим показателям:

- накопление школьниками основных социальных знаний;

- развитие позитивных отношений школьников к базовым общественным ценностям;

- приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия.

Оценка качества воспитания школьников изучается применительно к каждому классу, а не отдельно к ученику, не указывает на результаты воспитания конкретного ребенка.

Данная диагностика позволяет классным руководителям оценить воспитательный потенциал каждого коллектива в отдельности:

- уровень ниже среднего сигнализирует о слабом, неустойчивом положительном поведении, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны;

- среднему уровню свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, но отсутствует общественная позиция;

- уровень выше среднего характеризует положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна;

- на высоком уровне наблюдается устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.

В ходе контроля организации работы с учащимися во внеурочное время

было установлено, что рабочие программы педагогов дополнительного образования по работе кружков и секций составлены в соответствии с рекомендациями Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру».

Внеурочная деятельность реализуется по таким направлениям как эстетическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Учащиеся заняты в кружках, секциях, организованных на базе нашего учреждения и также посещают внешкольные организации дополнительного образования.

Посещенные внеурочные занятия педагогов дополнительного образования показали, что организаторы внеурочной занятости детей в большинстве случаев строят работу, отличную от урочной системы: детям предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве,

общаться друг с другом, проявлять творческие способности, приобретать социальные навыки в процессе общения, экскурсий, наблюдений, подготовки к соревнованиям и конкурсам.

Внутришкольный контроль воспитательного процесса позволяет получить объективную информацию о состоянии качества воспитательной работы, тенденциях изменения; провести экспертизу целесообразности и эффективности воспитательных мероприятий; анализ системы взаимодействия родителей, педагогов, обучающихся; определить результативность и объективность воспитательного процесса, оценить реализацию инноваций в области воспитательной работы.


Директор КГУ ОШ №17: Попкова Н.Г.


Заместитель директора по ВР Матбакиева А.А.