СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Объемная аппликация "Море"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок технологии и окружающего мира в увлекательной форме рассказывает о море и его обитателях и алгоритме изготовления объемной аппликации "Море"

Просмотр содержимого документа
«Объемная аппликация "Море"»

ТЕМА. Объемная аппликация «Море»


Цель. Изготовить аппликацию из цветной бумаги «Море»


Задачи:

Обучающая:

- формировать приемы работы в технике объемной аппликации;

- учить составлять композицию из элементов и цветовых сочетаний;

- изготовить объемную аппликацию из цветной бумаги «Море».

Развивающая:

- развивать воображение, память, мышление, расширять кругозор учащихся;

- вовлечь детей в творческую деятельность посредством овладения основами объемной аппликации;

- способствовать развитию личности учащихся через творческую деятельность;

- формировать художественно-творческие способности детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности;

- совершенствовать навыки в работе с клеем, ножницами, цветной бумагой, применяя различные техники работы;

- развивать эстетические чувства и представления о прекрасном.

Воспитывающая: способствовать воспитанию любви к окружающему миру, стремление создавать красоту своими руками, аккуратность, трудолюбие.


Оборудование: презентация, шаблоны, демонстрационный материал, ножницы, картон, клей, цветная бумага.


Ход занятия


I. Организационный этап (слайд 1), (слайд 2).

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем, запоминаем.

Ни минуты не теряем.

В творчестве мы отдыхаем.


II. Введение в тему

1. Вступительная беседа

Из космоса наша Земля выглядит как большой голубой шар (слайд 3). Как вы думаете, почему?

Это потому, что океаны и моря занимают на ней гораздо больше места, чем материки. А ведь есть еще реки, озёра, пруды и болота! Вот сколько воды на нашей планете!

Как называется огромное водное пространство, со всех сторон ограниченное сушей? Океаны, моря, заливы, проливы – части Мирового океана, и они связаны между собой.

Какие океаны вы знаете?

Тихий (Великий) океан – самый большой. Он занимает треть поверхности Земли и располагается между восточными побережьями Азии, Австралии и западными побережьями Северной и Южной Америки (слайд 4).

Атлантический океан вдвое меньше Тихого. Он лежит между западным побережьем Европы и восточным побережьем Америки (слайд 5).

Индийский океан раскинулся между восточным побережьем Африки, южным берегом Азии и западным – Австралии. Ранее он назывался Восточным (слайд 6).

Самый маленький океан – Северный Ледовитый – опоясывает северные побережья Евразии и Америки. Он отличается очень суровыми климатическими условиями. На его территории находится Северный полюс (слайд 7).

На современных картах появилось название пятого океана – Южного. Страны – члены международной гидрографической организации (организации, которая занимается изучением водных богатств нашей планеты) в 2000 году приняли решение о выделении Южного океана. Во-первых, по схожести с Северным Ледовитым океаном, и во-вторых, в Южном океане есть некоторые отличия от остальных частей Мирового океана (слайд 8).

2. Расширение знаний о море

А что такое море? (слайд 9).

Море – это часть мирового океана, отделенная от него сушей или подводными возвышениями, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями. Вода в морях соленая, потому что много солей содержится в земной коре, и они растворяются в воде.

В мире насчитывается 81 море.

(слайд 10). Наша планета, словно палитра: на ней есть моря с разноцветными названиями. Если вода во всех морях одного цвета – сине-зелёная – почему же они имеют такие удивительные названия?

3. Расширение знаний о морских обитателях

(слайд 11). Давайте поговорим об обитателях морей и океанов.

  • Подводный мир морей и океанов интересный и загадочный. В нём обитает множество самых разнообразных  животных, растений, рыб.  Жизнь в океане намного разнообразнее, чем на суше, а многие растения и животные встречаются только в морях. В водах океана живут и простейшие организмы, и млекопитающие. Даже в настоящее время учёные находят новых, ещё неизведанных животных. На морском дне можно увидеть животных, удивительно похожих на растения. Актинии напоминают яркие, причудливые цветы, кораллы – сказочный лес. Лучистые звёзды ловко, как гимнасты, переворачиваются, продвигаясь, ища добычу. Словно на ходулях, «шагают» колючие ежи.

  • Актинии или мясистые полипы. Они похожи на разноцветные букеты цветов. Это крупные животные высотой до 1 м с мягкими трубчатыми телами. Цилиндрическое тело актиний заужено сверху и имеет рот, окруженный рядами щупалец. Снизу тело заканчивается «подошвой», которой животное присасывается к подводным предметам.

  • Морские звёзды обитают во всех океанах мира. Они предпочитают жить в прибрежных районах, коралловых рифах, тёплом мелководье. Морская выглядит как звезда на небе, но принадлежит морю. Звезды могут быть различных цветов и разных размеров. Их тело состоит из лучей, окружающих ротовое отверстие.

  • Морские ежи обитают во всех морях и океанах, живут на дне. Главное условие их благоприятного существования – соленая вода. Морской ёж свёрнут в плотный клубочек и никогда не разворачивается. Мордочки у него нет, а есть только рот, с крепкими зубами, прямо на брюшке.

  • Морские черепахи – обитатели соленых вод. Приспособились к жизни в тёплом океане. В отличие от земных черепах имеют большие размеры. У них плоский овальный панцирь, две задние лапы и развитые передние ласты, что делает их хорошими пловцами. Выходят на сушу только для кладки яиц. Зубов у черепах нет. Но челюсти покрыты заостренными роговыми пластинками. Они питаются зоопланктоном, мелкой рыбой, растительной пищей.

  • Подводные заросли на дне морей и океанов образованы множеством коралловых полипов. Большие скопления кораллов образуют коралловые рифы и коралловые острова. Коралловые полипы обладают известковым скелетом. Внутри каждой известковой веточки – жизнь. Веточки соединены тонкими трубочками и могут обмениваться друг с другом пищей. Если одному кораллу не хватает добычи, то с ним поделится другой. Коралловый «кустик» – это одна живая семья.

  • Медузы почти состоят из воды, имеют студенистое симметричное тело. Их цвет может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Самая большая медуза вырастает больше 1 м. 

  • Морские моллюски (мягкотелые) прячут свои тела в твёрдые раковины. Обитают моллюски в океанах, морях. Это: мидии, устрицы, улитки, каракатицы, кальмары, осьминоги. Размеры тела взрослых моллюсков бывают – от нескольких мм до 20 м. Живут эти моллюски до 15 лет, фильтруя воду, питаясь планктоном.  С древних времён человек высоко ценит жемчуг и перламутр, который получают от жемчужниц, морских животных. Жемчужина образуется, когда в раковину двустворчатых моллюсков попадает инородное тело – песчинка. Моллюск начинает покрывать её слоями перламутра. Шарик постепенно растёт.

  • Осьминоги – животные, имеющие 8 ног, являются представителями моллюсков. Тело у осьминогов голое, а щупальца, т. е. «ноги» и одновременно и «руки» растут прямо из головы. На щупальцах находится много присосок. Осьминог может изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Обычный его цвет – коричневый. Если осьминог напуган – он белеет, если разгневан, то краснеет. Спастись от преследования осьминогу помогает выпускаемое им большое облако чернил – чёрной жидкости. Так ему удаётся скрыться от врагов. Среди осьминогов есть гиганты, достигающие 10-12 м, которых называют спрутами.

  • У кальмара 10 ног, даже больше, чем у осьминога. Восемь из них – короткие, а две – длинные, ловчие, могут сильно вытягиваться при ловле добычи и сокращаться при плавании. Обычно руки животного вооружены присосками и крючьями. Тело кальмара удлиненное, заостренное в задней части. С вытянутыми ногами он похож на ракету. И двигается, как ракета, используя реактивную струю воды. Скорость движения у кальмара больше, чем у осьминога, погнавшись за рыбкой, может выскакивать из воды на высоту семи метров. У кальмара самые большие глаза. Он обладает отличным зрением, лучшим, чем у человека. Кальмар – один из самых необычных морских существ. У него не одно, а три сердца. Несмотря на большие размеры (встречаются настоящие чудовища длинной до 20 м), у кальмара совсем нет костей. Вытащенные на сушу, эти животные превращаются в желе. У кальмара голубая кровь.

  • Каракатицы относятся к Мягкотелым Головоногим моллюскам. Каракатица по сравнению с кальмаром не так подвижна. Они ядовиты для хищных рыб. Каракатицы могут не только изменять свой цвет, но и светиться. Светятся моллюски не сами по себе, а благодаря специальным светящимся бактериям на их теле. При помощи такого свечения каракатицы привлекают добычу, подают своим собратьям сигналы, а иногда просто защищаются от врагов. Обитают каракатицы преимущественно в теплых морях.

  • Краб относится к Ракообразным. Жизнь на морском дне очень опасна. Крабов защищает прочный, твёрдый панцирь. Вырастая, краб меняет старый панцирь на новый. Голова у крабов маленькая, брюшко короткое, они спрятаны под верхним щитом. Передняя пара конечностей вооружена мощными клешнями. С помощью их краб нападает и защищается. Обитают в морях. Иногда достигают больших размеров. У гигантского краба, пойманного у берегов Японии, расстояние между концами клешней было более 3 м. Среди камчатских крабов встречаются гиганты. Ширина их панциря достигает даже 26 см. Десятиногие – весьма подвижные животные. Краб живёт 50 лет.

  • Рак – это членистоногое морское животное. К ракообразным относятся: крупные морские раки – омары, раки богомолы, раки отшельники. Живут в пресных и солёных водоёмах. 
              Тело рака заковано в панцирь, состоит из брюшка и головогруди. С ростом тела становится тесным его твердый панцирь. Приходится раку панцирь сбрасывать и линять. В этом состояние рак становится беспомощным и прячется даже от сородичей, которые его могут съесть.
              Некоторые раки живут до 50 лет.

  • В морских и океанских глубинах живут самые разнообразные рыбы. Есть такие, которым прятаться не надо, они сами могут за себя постоять. Рыба-меч, вооружённая мечом, стремительно нападает на скопление рыбы, нанося жертвам смертельные удары. Рыбы-ежи-недотроги, если рядом враг, то сразу надуваются и выставляют свои иголки. Они не только колючие, но и ядовитые. Рыбы-попугаи красивой окраски, но с мощными челюстями, представляющими опасность для неопытных ныряльщиков. Рыба-удильщик приготовил хитрую снасть. У него над головой свисает светящаяся ниточка с «приманкой», похожей на рачка. Удильщик зарывается в морской ил, оставив удочку. Проплывающая рыбка хватает приманку и оказывается в зубастой пасти удильщика. У морского кота есть длинный хвост с острым шипом и зазубриной, ещё и с ядом. Морскому коту он нужен для защиты. Летучая рыба в воде не выделяется. Её длинные плавники сложены, как веер, прижаты к бокам. Выскочив из моря, с распущенными крылатыми плавниками раба с большой скоростью летит над волнами, спасаясь от хищников. Рыба-игла живёт среди водорослей. Она похожа на стебелёк и плавает вверх длинным рыльцем. Приоткроет рот, раздует щёки и засасывает рачков, как пылесос. Рыба-большерот мало похожа на рыбу. У неё большая и беззубая пасть, которая растягивается, как мешок. А на длинном хвосте большерота расположен маленький «фонарик». ОН светится и заманивает рачков. Они все заглатываются в открытой огромной пастью большерота.

  • Акулу называют грозой морей. Это большие и зубастые рыбы. Зубы у акул в шесть рядов и острые, как пила! Если зуб сломается или исчезнет, то его место занимает другой. Очень опасны белая, тигровая акулы, акула-молот. У акулы-молота голова похожа на молот. Эта акула небольшая, но очень опасная. Много людей пострадало, погибло от акул, особенно при кораблекрушении. Чаще всего нападают на человека: большая белая акула, тигровая и бычья акула. Наиболее часто атакуют пловцов и лодки именно белые акулы. Иногда акулы сопровождают суда и хватают всё, что летит за борт. Не все акулы хищники. Китовая акула, она самая большая – до 20 м. Эта гигантская акула даже больше автобуса. Китовая акула питается зоопланктоном: мелкими рачками, моллюсками, личинками, живущими в воде. Для людей она не опасна.

  • Если в море виден фонтанчик, то это значит кит. Киты – это морские животные и не являются рыбами. Дышат они лёгкими, не жабрами. Детёныши кита кормятся молоком. Они живут во всех океанах и морях и никогда не выходят на сушу. К самым крупным китам относятся усатые киты-полосатики. У них снизу на коже множество складок. Киты ловят мелких рачков, захватывая их вместе с водой, а потом процеживая через жёсткие усы. Кашалот – это зубатый кит. Охотится на крупных моллюсков: каракатиц, гигантских кальмаров, рыб. Кит-горбач не мал и не велик. Он любит прыгать над водой, развернув свои грудные плавники словно крылья. Горбатый кит умеет» «петь» – скрипеть, пищать, завывать. Его называют весёлым китом.

  • Дельфины – это самые умные морские млекопитающие животные, относятся к китообразным. В природе существует почти сорок видов дельфинов (афалины, касатки, серые, китообразные, горбатые дельфины и др.). Дельфины дышат легкими, а не жабрами. Люди всегда могут видеть мордочки дельфинов на поверхности моря, потому что дельфины могут находиться под водой около 3-5 минут. Умные, любознательные, игривые и добродушные обитатели моря живут по соседству с людьми. Общение с этими животными положительно влияет на организм человека, особенно на детей. Плавание с дельфинами снимает хроническое боли, повышает иммунитет и даже помогает развитию речи у детей. Если дельфины ежедневно будут «танцевать» по 30-40 минут вокруг больного, то даётся толчок к выздоровлению.  

  • Моржи и тюлени – это ластоногие морские животные. Они хорошо приспособились к плаванию в море и вместо ног у них появились ласты. Больше времени они находятся в море. Детёныши рождаются на суше или на льдинах. Врагами тюленей на земле являются белые медведи, люди.

 

Физминутка (Слайд)

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем мы с тобою!     (Дети машут руками, словно крыльями.)

 

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.         (Дети делают плавательные движения руками)

 

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.   (Ходьба на месте)

Сядьте, дети, на песок,

Продолжаем наш урок.         (Дети садятся на свои места)


III. Практическая деятельность

- Сегодня мы будем изготавливать объемную аппликацию «Море» (Слайд 13)

-. Какие материалы нам понадобятся? (лист картона синего цвета или альбомный лист, цветная бумага)

- Какие инструменты понадобятся? (простой карандаш, цветные карандаши, ножницы, клей)

- Техника безопасности при работе с ножницами и клеем?

- Сделанная вашими руками поделка подарит нашему классу радость, а вам – удовлетворение от выполненной работы.

- А теперь приступайте к работе. В этом вам поможет технологическая карта.


Технологическая карта


  1. Сложите лист картона пополам. (Слайд 14)

  2. Нарисуйте карандашом волны и сделайте надрезы, как показано на изображении.

  3. Расправьте картон таким образом, чтобы волны чередовались через одну с каждой стороны. (Слайд 15)

  4. Вырежьте из цветной бумаги небольших рыбок, медуз водорослей. (Слайд 16)

  5. Приклейте морских обитателей к волнам.

  6. Сделайте кораблик из бумаги и приклейте его на верхнюю волну. (Слайд 17)

IV Рефлексия

Что нового узнали?

Чему научились?

Довольны ли Вы результатом своей работы? Где вы можете использовать свою работу?

Давайте разместим ваши моря на наш океан.

Какое настроение у вас после выполнения работы?



СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!