ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Не вызывает сомнений тот факт, что в эпоху Интернета и электронных средств хранения информации академические знания личности перестают быть значимым капиталом. Современное информационное общество сформировало новую систему ценностей, в которой знания и умения как единицы образовательного процесса необходимы, но недостаточны. Известно, что даже точные и адекватные предметные знания, полученные в учебном заведении, не позволяют выпускникам успешно решать многие проблемы, встречающиеся им в реальной жизни. От человека требуется уже не столько обладание специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Данные задачи решаются через радикальное изменение содержания образования на основе компетентностного подхода. Компетентность - это способность (умение) действовать на основе полученных знаний. Компетентность – мера включенности человека в деятельность. В отличие от знаний, умений и навыков, обучающих выполнению работы по аналогии с образцом, компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний.
Таким образом, цель современного образования – создание условий для приобретения учащимися системы ключевых компетенций:
- социальных и политических;
- компетенций, касающиеся жизни в многокультурном обществе (толерантность);
- владение письменным и устным общением;
- владение новыми информационными технологиями;
- способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности, и, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны в потоке человеческой жизни, их нельзя строго разграничить, следовательно, невозможно отделить друг от друга и виды компетенций.
Компетенция – это способность человека менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов ситуации с сохранением некоторого ядра, которое включает целостное мировоззрение и систему ценностей.
Исходя из этого, мы можем говорить не о ключевых компетенциях, а об одной, которую условно можно назвать «способность к деятельности» и об ее аспектах:
· готовность к целеполаганию;
· готовность к оценке;
· готовность к действию;
· готовность к рефлексии.
Образ современного выпускника - разумная (гуманистическая), самостоятельная личность, присвоившая деятельностные позиции. Понять сущность и содержание присваемого можно по таблице, в которой указаны позиции и основные навыки, и техники, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.
Позиция | Умения, свойственные позиции | Примерные занятия и задания, способствующие формированию компетенций |
Социальный исследователь | 1. Ставить вопросы. 2. Формулировать гипотезы. 3. Сравнивать и различать информацию. 4. Работать с теоретической и справочной литературой. 5. Предлагать собственный план исследования и уточнять предмет исследования. | Сбор и интерпретация необходимых данных (проведите анкетирование по теме: «Кто какие книги любит читать?» - и обобщите полученные данные). Поиск данных в электронных носителях информации (найдите в Интернете сообщения и заметки о любимой музыкальной группе). Проведение интервью и опросов (интервью при устройстве на работу). Наблюдение и анализ данных по заданным критериям (изучите фонды библиотек с целью составления каталога книг авторов страны изучаемого языка). Аналитический обзор литературы (подготовьте резюме текста; охарактеризуйте персонажей своими словами; скажите, каким образом вы можете использовать информацию, содержащуюся в тексте, при работе по специальности). |
Организатор и участник коммуникации | 1. Активно слушать. 2. Понимать и интерпретировать различные точки зрения. 3. Дискуссионные навыки. 4. Умение убеждать в своей точке зрения. 5. Использовать различные жанры коммуникации. 6. Посредничество в конфликтах. | Ролевые игры: Организация и проведение тематических дискуссий (напр., «Ноев ковчег» - обучающимся предлагается составить перечень того, что необходимо сохранить для будущих поколений: животные, растения, произведения искусства и литературы, предметы материальной культуры и техники и т.п. - и обсудить этот перечень). Процедуры активного слушания (прослушайте текст и расположите пункты плана в нужном порядке; сформулируйте основную мысль прослушанного материала). Беседа с гостем (возьмите интервью у иностранца о происходящих событиях). Публичные выступления (защита проектов). Анализ конфликтов (напишите письмо-совет). Драматизация (драматизируйте кинофрагмент при выключенном звуке). |
Организатор и участник принятия решений | 1. Анализировать конкретные случаи. 2. Оценивать необходимость и достаточность данных для принятия решения. 3. Синтезировать данные. 4. Предсказывать возможные последствия совершенного действия. 5. Принимать решения. | Разбор проблемных ситуаций (составьте правила поведения в экстренных ситуациях; установите, какая проблема обсуждается в тексте). Прогнозирование последствий принимаемых и принятых решений (дайте советы по охране окружающей среды и спасению вымирающих животных). Подготовка обобщений и выводов (опишите природную катастрофу, ее последствия и мероприятия по борьбе с последствиями). Определение причин возникновения проблем (сформулируйте причины и следствия экологических катастроф). Ролевые игры, посвященные принятию решений («Моя карьера»). |
Организатор социального действия | 1. Работа в группе на разных ролях. 2. Организация групповой работы. 3. Уточнение цели и задачи работы. 4. Составление и реализация проектов. 5. Оценка ресурсов. | Участие в ролевых играх (роль организатора, разработчика проекта, роль арбитра, члена жюри, оппонента, в том числе тайного и т.п.). Планирование своей работы (изучите материал по теме с целью выхода в ролевую, деловую, ситуационную игру). Групповая работа (ролевая дискуссия). Контроль выполнения планов (защита проектов, практические результаты: рисунки, графики, диаграммы, тексты разного характера, инсценировки, выставки и др.). Разработка и реализация проектов (см. приложение). |
Учащийся | 1. Планировать решение учебных задач и процесс образования. 2. Оценивать собственное продвижение в знаниях и умениях. 3. Анализировать (рефлексировать) процесс учения, представлять его в тексте и схемах. 4. Организовывать собственный процесс учения. | Планирование учебного процесса (подготовьте собственные предложения для решения задач обучения: как лучше подать, изложить материал, как организовать работу по его изучению, как практически в будущей деятельности использовать теоретические знания). Оценивание и самооценивание, выбор критериев оценивания (промежуточные, итоговые и рубежные тесты). Рефлексивные обсуждения процесса учения (ответы на вопросы: «Что нового узнали на занятии, вызвала ли интерес изученная тема?»; подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя примеры из собственного жизненного опыта). Выбор учебных средств (справочников, словарей, газет и журналов, книг, видеофильмов на английском языке). |
Воспитание разумной (гуманистической), самостоятельной личности, присвоившей деятельностные позиции, реализуется через организацию образовательного процесса на основе современных технологий с соблюдением принципов коммуникативно-ориентированного обучения английскому языку, которые подробно рассмотрены ниже:
Включение в познание окружающего мира в процессе обучения.
Учащиеся на английском языке выполняют проблемные задания, развивающие мышление: игры, головоломки, викторины. В процессе обучения ребята в речи закрепляют употребление нового языкового материала, развивая умения аудирования, говорения и письма.
Кроме использования знаний на практике, учащиеся принимают самостоятельные решения, а не только усваивают готовые ответы, которые даются педагогом.
Принцип активного участия в процессе обучения и познания.
Для того чтобы успешно овладеть английским, учащиеся должны принимать в этом самое активное участие: задавать вопросы в процессе обучения и исследовать закономерности изучаемого языка. Наши воспитанники не считают тяжелым и неинтересным изучение английского. Для них он является средством общения и развития. Ребята получают возможность экспериментировать с языком, как с чем-то реальным, а не с тем, что встречается только в книгах. Например, написать личное письмо, расспросив адресата о его жизни и делах; сообщить то же о себе; выразить благодарность или пожелание; написать поздравление; письменно заполнить анкету; написать деловое письмо-резюме и др., используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи. Все эти знания и умения обязательно пригодятся им в будущем и помогут адаптироваться в современном обществе при выборе профессии и при дальнейшем обучении, а значит - быть успешными в жизни.
Выражение собственного мнения, чувств, обмен опытом.
Для создания мотивации на занятии воспитанникам дается возможность сообщить своим одногруппникам и педагогу что-то значимое для себя, реальное. Например, описать одно из самых ярких событий в своей жизни (день рождения, встречу с интересным человеком и др.), поделиться впечатлениями о проведенных каникулах или прочитанной книге и т.д.
Для закрепления изучаемых лексико-грамматических структур воспитанники составляют предложения, отражающие действительное положение вещей, т.е. описывающие ситуации их повседневной жизни. Таким образом, умение на английском языке формулировать свои мысли, мнения и обмениваться опытом сделают ребенка конкурентоспособным в дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
Принцип участия в деятельности, имитирующей реальные ситуации.
Общение на английском языке выглядит неестественно: оно лишь имитирует реальные коммуникативные ситуации. Например, после того как воспитанники познакомились в начале учебного года, у них не возникает потребности сделать это еще раз. Однако для лучшего усвоения этой языковой структуры необходимо повторять материал по теме «Знакомство» несколько раз в других ситуациях. Также учащимся понятно, что в классе им не потребуется узнавать, как пройти в то или иное место, но они должны знать, как это сделать в жизни. Поэтому в учебных пособиях имеется большой выбор заданий на отработку функциональных аспектов языка в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме. компетентностного подхода
Поощрение совместной работы воспитанников.
В программе предусмотрено много устных и письменных заданий для организации работы парами или в группах, при которой воспитанники общаются друг с другом по-английски. В этом случае продолжительность речи каждого ученика больше, чем в ситуации, когда дети говорят только с учителем. Парная работа также позволяет общаться на английском языке в неформальной обстановке. Работа в группах повышает мотивацию воспитанников, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу.
Принцип ответственности за результаты обучения и развитие умения учиться.
Составной частью курса обучения являются итоговые занятия, завершающие изучение каждой темы и позволяющие отследить развитие каждого воспитанника и скорректировать программу обучения в соответствии с индивидуальной скоростью и глубиной освоения программы. Нами принята в целом стандартная технология диагностики сформированности языковой компетенции воспитанников – тестирование (Progress Test),
По своей технологии, структуре и форме материалы тестов представляют собой варианты или моделируют отдельные части тестов, принятых для международных экзаменов, подтверждающих соответствующий уровень владения английским языком.
7. Принцип выбора роли педагога в зависимости от задачи на каждом этапе занятия (н компетентностного подхода носитель информации, наблюдатель, консультант).
Каждый педагог имеет собственный стиль обучения. Однако, в зависимости от типа работы, которая проводится в данный момент на занятии, мы должны вести себя достаточно гибко: поддерживать и руководить, но не всегда доминировать.
Роль педагога как носителя информации уместна на том этапе урока, когда учащемуся необходимы исходные сведения (например, при объяснении материала), когда требуются пояснения к заданиям, при смене этапов занятия, либо, когда необходимо исправить ошибки.
Роль наблюдателя важна в момент самостоятельной работы в парах или группах. В это время педагог может ходить по кабинету, помогая отдельным воспитанникам или всей группе.
Роль консультанта мы принимаем, когда при самостоятельном выполнении задания воспитанникам требуется совет или определенные источники информации. Например, группа, работая над проектом «Inventions and Inventors» (Изобретения и изобретатели), может спросить педагога о том или ином изобретателе и его изобретении, а также о том, в каких источниках можно найти данную информацию.
Построение образовательного процесса в соответствии с указанными выше принципами позволяет давать знания именно в том объеме, который необходим для реализации социального заказа. По окончании обучения воспитанники получают возможность реального выхода на другую культуру, на ее представителей. Это, несомненно, повышает их самооценку и личные возможности.
5