СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обеспечение качества знаний по истории путем реализации компетентностного подхода к обучению (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование компетентностного подхода является одним из направлений современного образования, который позволяет придать образованию личностно-ориентированный характер и позволяет сформировать у  учащихся навыки деятельности в конкретных ситуациях. Статья содержит рекомендации по формированию ключевых компетенций, анализируются итоги и проблемы учителя при работе в данном направлении.

Просмотр содержимого документа
«Обеспечение качества знаний по истории путем реализации компетентностного подхода к обучению (из опыта работы)»

Обеспечение качества знаний по истории путем реализации компетентностного подхода к обучению

(из опыта работы)


Традиционная система образования предполагает формирование у учащихся систему знаний, умений, навыков. В современном мире, когда, по данным статистики, общая информация в мире удваивается каждые 10 лет, овладеть ею практически невозможно. Уже сейчас современный человек за месяц получает и обрабатывает столько информации, сколько человек XVII-го века — за всю жизнь. Современное общество переживает период  становления новой системы образования, которая характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Современная стратегия развития образования предусматривает формирование  высоконравственной, образованной, успешно социализирующейся личности. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной.

Поэтому на первый план выходят задачи:

вооружение учащихся не только прочными знаниями, но и эффективными приёмами, способами, средствами их получения;

формирование мировоззрения учащихся;

переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития.  

      Содержание, характер перемен, происходящих в образовании, во многом определяется социальным заказом. Общество делает ставку на личность, готовую занять активную социальную позицию. Одним из направлений развития образования является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях.

Принцип компетентностного подхода наряду с системнодеятельностным, метапредметным и личностно-ориентированным, положен в основу Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного 30.07.2018 г. в ДНР.

Компетентностный подход способствует формированию ключевых и предметных компетенций.

Впервые термин «ключевые компетенции» прозвучал в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» в 1992 году и касался он в основном профессионального образования. К ним отнесли:

Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, урегулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.

Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе, понимании различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.

Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением. Не обладающим ими грозит изоляция от общества. К этой же группе относится владение несколькими языками, приобретающее всевозрастающее значение.

Компетенции, связанные с возникновением информационного общества: овладение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способности критического отношения к распространяемой средствами информации, рекламе.

Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, личной и общественной жизни.

Вопросами формирования компетенций занимались И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов. Такие исследователи как В.А. Болотов, В.В. Сериков, С.Е. Шишов, И. А. Зимняя, А.А. Хуторской раскрывают основные направления в процессе реализации компетентностного подхода в средней школе. А.В. Хуторской дает трактовку главных терминов темы: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией - значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

Согласно ГОС ООО, к ключевым компетентностям относятся: умение учиться, общаться на государственных, родном и иностранных языках, информационно-коммуникационная, социальная, гражданская, общекультурная, предпринимательская, самообразовательная и здоровьесберегающая компетентности. Как видим, они соответствуют вышеперечисленным видам компетентностям.

Ведущая педагогическая идея опыта:

- разработка таких моделей организации деятельности обучающихся на уроках, которые могут «научить детей учиться»;

- актуализация опыта ребенка, на основе «учения без принуждения», основанного на желании самостоятельного достижения успеха.

Таким образом, ведущей идеей моей педагогической деятельности является целенаправленная работа по формированию ключевых компетенций.

А сформировать ключевые компетенции можно лишь в опыте собственной деятельности. Поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.

Исходя из этих позиций, мною сформулирована основная идея: процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.

В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет внедрения интерактивных педагогических технологий, постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использования информационно-коммуникационных технологий, организации процесса личностного осмысления исторического опыта.

Из современных образовательных технологий, применяемых в учебно -воспитательном процессе в системе личностно ориентированного обучения, в своей педагогической деятельности я использую:

        проблемное обучение;

        исследовательский метод;

       проектный метод;

       технологию саморазвития личности;

        информационно - коммуникативные технологии.

Свою педагогическую деятельность осуществляю по направлениям:

преподавание истории с применением современных образовательных технологий;

подготовка учащихся к ГИА, где с каждым годом все больше заданий не тестового характера, а применения знаний на практике;

расширение информационного поля в процессе преподавания элективных курсов по истории, обществознанию, праву;

работа по гражданско - патриотическому воспитанию;

работа с одаренными детьми: подготовка учащихся к предметным олимпиадам, конференциям, конкурсам.

 В своей деятельности я применяю основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эту задачу:

составление вопросов к тексту и ответы на них;

комментированное чтение текста;

аналитическое чтение текста;

разбивка текста на смысловые части;

составление тезисного плана;

составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц;

подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста;

составление логической схемы.

Причем для отработки этих умений активно применяю памятки.

Компетентностный подход признан ведущим в построении гражданского общества. В связи с глубокими переменами во всех областях жизни общества XXI века он предполагает усиление практической деятельности образования:

1. Выделение знаний и умений, которые будут востребованы в реальной жизни.

2. Необходимость творческого подхода в разрешении новых задач.

3. Постоянное пополнение знаний.

4. Умение принимать самостоятельные решения.






Проблемы

1.Чрезмерное увлечение практико-ориентированными заданиями не должно заменять теоретические знания по предмету, что приведет к снижению качества знаний.

2.Перечень компетенций в педагогической литературе очень велик и многообразен, поэтому учитель просто теряется, что именно ему нужно формировать. В этом вопросе поможет разобраться точное понимание компетенции и компетентности: компетентность – это характеристика конкретной личности, а компетенций много, как и видов человеческой деятельности.

3.Всегда нужно помнить о том, что ключевые компетенции в конечном счете выступают главным условием обретения человеком профессиональной компетентности.

4.Всегда помнить: главное – не предмет, какой мы изучаем, главное – личность, которую мы формируем. Поэтому требуется такая организация учебного процесса, которая будет активизировать и развивать внутренние мотивы учащихся, обеспечивать их целеполагание в предстоящей деятельности, создавать условия для проявления их нравственно-волевых качеств.


Итоги

Систематическое  использование интерактивных методов и приемов работы на уроке привело к целому ряду  последствий:

1.Повысился уровень использования наглядности на уроке (презентации).

2.Активнее устанавливаются межпредметные связи (правоведение, обществознание, литература, МХК).

3.Появилась возможность организации проектной деятельности учащихся под руководством преподавателя.

4.Изменилось отношение к учебному труду. Ребята начали  выбирать способы реализации своих способностей и  возможностей (презентация, рисунок).

5. Повысилось качество знаний по истории во всех классах (итоги ГИА, промежуточной аттестации).

6. Сохраняется устойчивая мотивация учащихся к учению на уроках и во внеурочной деятельности: участие в республиканской и заочных олимпиадах, краеведческих форумах, конференциях, конкурсах и выставках, конкурсах исторических сочинений и эссе, участие в акции «Улица Героя».





















Список использованных источников

  1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс], - file:///C:/Users/Хозяин/Downloads/ГОС%20ООО.pdf

  2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.- 2004. 42 с.

  3. Хуторской, А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования/А. В. Хуторской// Высшее образование в России. - 2017. - №12. - С.85-91

  4. Шмигирилова И. Б. Школьное образование: проблемы реализации компетентностного подхода/И. Б. Шмигирилова//Инновационные

проекты и программы в образовании.- 2014.- №3.- С. 19-22













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!