Обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения обучающихся в период подготовки
к государственной итоговой аттестации
Много очень важных вопросов и большое количество материалов, которые обеспечивают правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к ГИА.
Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к такому важному в их жизни испытанию.
Между тем, при отсутствии психологической подготовки, нередко бывает так, что выпускник знает предмет, умеет решать те или иные типы задач, но в итоге не справляется с экзаменационными заданиями, поскольку не уверен в своих силах, не умеет управлять своими эмоциями, не умеет контролировать и регулировать свою деятельность, не владеет навыками, определяемыми особенностями процедуры ГИА.
Именно поэтому психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовки к государственной итоговой аттестации является необходимым направлением работы педагогического коллектива образовательной организации, и особенно администрации, классных руководителей и педагогов-психологов.
Практика работы показала, что необходимо усилить психологическое сопровождение не только обучающихся, но и их родителей, поскольку они не меньше детей переживают за процесс подготовки и сдачи экзаменов.
Учитывая все вышеперечисленные сложности, с которыми сталкиваются обучающиеся и их родители необходимо грамотно организовать и реализовать психологическое сопровождения подготовки всех участников образовательного процесса к ГИА.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение необходимо
проводить с тремя основными категориями участников образовательного процесса: выпускниками, педагогами и родителями.
Психологическое сопровождение обучающихся реализуется по четырем направлениям: просвещение, диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование.
Важно ознакомить с процедурой проведения ГИА, используя разнообразные формы работы:
просмотры видеозаписей с последующим обсуждением, игра-драматизация (проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале (юмористическом или общеизвестном);
групповая дискуссия с целью свободного обсуждения обучающимися собственных позиций и мнений по обозначенному ведущим вопросу, что позволит выразить собственные страхи и тревоги, поделиться своими соображениями с другими членами группы и, в конечном счете, найти ресурсные моменты в новой форме экзамена.
неоценимый вклад может внести психолог, проводя цикл занятий для родителей, направленный на развитие психологической грамотности родителей при подготовке детей к сдаче ГИА;
тренинги для родителей с целью оптимизации их эмоционального состояния, снижению уровня тревожности с использованием различных психологических техник, поскольку как уже было сказано родители не меньше детей испытывают волнение по поводу предстоящих экзаменов.
Будет правильно, если в образовательных организациях пройдет цикл занятий для педагогов по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Необходимо разработать адресные рекомендации для выпускника, родителей, педагогов. Адресность предполагает, что рекомендации даются не о подготовке к экзаменам вообще, а с учетом сильных и слабых сторон учебной деятельности ребенка и развития основных навыков, необходимых для успешной сдачи ГИА.
Выпуск буклетов, памяток, брошюр, оформление информационного стенда по данной тематике – помогут правильно организовать психолого-педагогического сопровождения обучающихся в период подготовки к государственной итоговой аттестации.
Задача педагогических коллективов – дать выпускникам знания об их психологических особенностях и умениях эффективно организовывать свою учебную деятельность.
Такая организация подготовки к ГИА поможет:
преодолеть процессуальные трудности, связанные с недостаточной осведомленностью обучающихся и их родителей о процедуре сдачи экзаменов и получении результатов;
сформировать адекватную стратегию поведения, снятие эмоционального напряжения как выпускников так и их родителей во время экзаменов и в период получения результатов.
Проведение фронтальной диагностики обучающихся выпускных классов позволит выявить детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ГИА.
Действия, направленные на подготовку обучающихся к ГИА, должны быть согласованными, требования к детям - едиными.
Очень важно организовать равноправное, профессиональное сотрудничество с учителями-предметниками на основе индивидуального вклада каждого в общее дело, каковым является система работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к ГИА.
Каждый педагог заинтересован в результате своей деятельности, в частности, в успешной сдаче обучающимися экзаменов, и достичь этого можно только совместными усилиями.
2