СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидродинамических сооружениях»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Обеспечение защиты населения

от последствий аварий на гидродинамических сооружениях» (слайд № 2).

Цели урока: (слайд № 3)  

  •  познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий гидродинамических аварий, по ликвидации последствий гидродинамических аварий;
  •  проконтролировать знания о причинах и последствиях гидродинамических аварий;
  • научить действовать при угрозе и во время гидродинамических аварий;
  • развить навыки по определению потенциально опасных при аварии мест;
  •  воспитание милосердия, взаимопомощи и бескорыстия;
  •  выработать умение работать в команде для достижения цели.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Учебник, тетради, доска, карточки-задания, презентация по теме,  плакаты по теме урока, ТСО, памятки.

Формы и методы урока: фронтальный опрос, тест, эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный.

 

План урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучаемые вопросы.

  • Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий.
  • Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий.
  • Мероприятия по организации подготовки населения к безопасному поведению при угрозе возникновения ЧС и во время нее.
  •  Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения гидродинамических аварий.

4. Самостоятельная работа.

5. Проверочная работа.

6. Подведение итогов урока.

7. Сообщение домашнего задания.

 

На доске.  Дата проведения урока.

                  Классная работа.

                 Тема. Домашнее задание:  учебник   § 6.3.

В кабинете заранее парты расставлены таким образом, чтобы каждая из трех групп учащихся имела свое место. Класс на группы делится заблаговременно.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Нацелить учащихся на урок.

 

  1. Проверка домашнего задания

         Самостоятельная работа по карточкам  по теме «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия» (4 чел.)  Приложение №1.

        Устные ответы на вопросы из печатной тетради. Что такое:

  1. Гидротехнические сооружения (слайд № 3)
  2. Основные причины гидродинамических аварий (слайд № 5)
  3. Поражающие факторы гидродинамических аварий (слайд № 6)
  1. Изучение нового материала.

 

          Крупные гидродинамические аварии  случаются в мире не так уж редко. По данным ЮНЭСКО за последние 180 лет произошло более 300 крупных гидродинамических аварий. В нашей стране 256 гидротехнических сооружений  эксплуатируются без реконструкции и капитального ремонта уже более 50 лет, а это увеличивает вероятность возникновения на них гидродинамических аварий. Об этом свидетельствуют данные МЧС России.

          События и факты, способствующие возникновению гидродинамических аварий, могут накладываться по времени. Пример – катастрофа в Казахстане и авария в Палласовском р-не. В обоих случаях весенний паводок, активное таяние снегов и обильные дожди привели к непредсказуемым последствиям.

           Неблагополучная обстановка с паводковыми водами в нынешнем году в Волгоградской области, а вы знаете, что затоплено уже 8 районов, заставляет со всей серьезностью отнестись к изучению вопросов безопасности во время ГА. И хотя п. Гумрак затопление не угрожает,  жизнь длинная и никто не сможет предположить, где вы или ваши родственники будете проживать в дальнейшем и, возможно,  знания, полученные на сегодняшнем уроке спасут вам жизнь и помогут другим людям.

 

      О мерах защиты ГТС и о правилах безопасного поведения при гидродинамических авариях мы поговорим сегодня. Мероприятия по профилактике, предотвращению и ликвидации ЧС возложены в РФ на МЧС. (слайд № 7)

 

.  В 1997 г. был принят Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений»  (слайд № 8), который  регулирует вопросы безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации гидротехнических объектов, устанавливает обязанности собственников и органов государственной власти в области обеспечения их безопасности.

      Полностью исключить возникновение ГА невозможно. Поэтому заблаговременно разрабатываются меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий, которые  условно делятся на три группы (слайд № 9): профилактические мероприятия, мероприятия по ликвидации последствий ЧС,  организация подготовки населения к безопасному поведению при угрозе возникновения ЧС и во время нее.

1 группа – профилактические мероприятия: (слайд № 10)

  •  постоянный надзор за безопасностью функционирования водных объектов;
  • заблаговременный сброс паводковых вод;
  •  обследование и своевременное выявление дефектов конструкций, защита от аварий;
  •  охрана ГТС от доступа посторонних лиц, с целью исключения терактов;
  •  наблюдение за гидрометеорологическими условиями;
  •  составление прогнозов стихийного бедствия;
  • анализ возможной обстановки.

2 группа – мероприятия по ликвидации последствий ЧС: (слайд № 11)  

  • укрепление дамб и других ГС;
  • наведение переправ, эвакуация населения, вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • жизнеобеспечение населения:

      Основные мероприятия по ликвидации последствий ЧС гидродинамического происхождения рассматриваются на примере прорыва плотины Киселевского водохранилища в июне 1993 г.

 3 группа – организация подготовки населения к безопасному поведению при угрозе возникновения ЧС и во время нее; (слайд № 12)  

  •   как подготовиться к гидродинамической аварии;
  •   как действовать при угрозе ГА;
  •   как действовать в условиях наводнения при ГА;
  •   как действовать после ГА.

 

По каждому из этих пунктов  специалисты МЧС разработали рекомендации населению. На партах лежат памятки. Приложение 2.

.

Как подготовиться к гидродинамической аварии. (слайд № 13)  

1. Если вы проживаете на прилегающей к гидроузлу территории:

  •  уточните, попадает ли она в зону воздействия волны прорыва и возможного катастрофического затопления;
  •  узнайте, расположены ли вблизи места Вашего проживания возвышенности, и каковы кратчайшие пути движения к ним.

2. Изучите сами и ознакомьте членов семьи с правилами поведения при воздействии волны прорыва и затопления местности, с порядком общей и частной эвакуации.

3. Заранее уточните место сбора эвакуируемых, составьте перечень документов и имущества, вывозимых при эвакуации.

4. Запомните места нахождения лодок, плотов, других плавсредств и подручных материалов для их изготовления.

 

 Как действовать при угрозе гидродинамической аварии. (слайд № 14)  

1. При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации немедленно выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности.

2. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток.

3. Часть имущества, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак, верхние этажи здания и т.д.

4. Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

Как действовать в условиях наводнения при гидродинамической аварии. (слайды № 15, 16, 17)  

1. При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшее возвышенное место или верхний этаж устойчивого здания. В случае нахождения в воде, при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны.

2. Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше всего на дорогу или дамбу, по которым можно добраться до незатопленной территории.

3.   При подтоплении вашего дома:

  •  отключите электричество и газ;
  •   подайте сигнал о нахождении в доме людей путем вывешивания из окна днем флага из яркой ткани, а ночью – фонаря;
  •  для получения информации используйте радиоприемник с автономным питанием;
  •  наиболее ценное имущество переместите на верхние этажи и чердаки;
  •  организуйте учет продуктов питания и питьевой воды, их защиту от воздействия прибывающей воды и экономное расходование.

4. Готовясь к возможной эвакуации по воде, возьмите документы, предметы первой необходимости, одежду и обувь с водоотталкивающими свойствами, подручные спасательные средства (надувные матрасы, подушки).

5. Не пытайтесь эвакуироваться самостоятельно. Это возможно только при видимости незатопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, израсходовании продуктов питания и отсутствии перспектив в получении помощи со стороны.

Как действовать после гидродинамической аварии. (слайд № 18)  

1. Перед тем, как войти в здание, убедитесь в отсутствии значительных повреждений перекрытий и стен. Проветрите здание для удаления накопившихся газов. Не используйте источники открытого огня до полного проветривания помещения и проверки исправности системы газоснабжения.

 

2. Проверьте исправность электропроводки, труб газоснабжения, водопровода и канализации. Пользоваться ими разрешается только после заключения специалистов об исправности и пригодности к работе

 

3. Просушите помещение, открыв все двери и окна. Уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте пищевые продукты, которые находились в контакте с водой.

 

4. Самостоятельная работа

Работа в группах. Выбрать из таблицы, переписать и выучить дома те международные знаки, которые выкладывают для спасателей, находящихся в вертолетах или самолетах, в случае, если вы оказались  на островке посреди зоны затопления. Обосновать свое мнение.

 (слайд № 19)  

 

I

Нужен врач, имеем серьезные травмы.

II

Необходимы медикаменты.

X

Не способны двигаться.

F

Необходима пища и вода

Необходимы карта и компас

¦

Нужна сигнальная лампа с батареей и радиостанция

K

Уточните направление следования

Д

Здесь можно безопасно совершить посадку

L

Требуется топливо и масло

LL

Все в порядке

N

Нет

Y

Да

IL

Вас  не понял

 

  1. Проверочная работа.

 

Работа в группах. Карточки-задания заранее приготовлены и лежат на партах. Приложение № 3. При подготовке к ответу разрешается использовать учебник, стр. 142 – 144) и Памятки по безопасному поведению до, во время и после гидродинамических аварий.

 

  1. Подведение итогов урока.

 

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке.

 

  1. Сообщение домашнего  задания.

       Изучить материал учебника § 6.4.

 

 

 

Приложение 1.

Карточки – задания по теме:

«Аварии на гидротех­нических сооружениях

и их последствия».

Задание № 1.

 

Среди перечисленных причин аварий выберите те, которые характерны гидродинамических аварий:

  1. Неправильная эксплуатация;
  2. Внезапная остановка турбин на гидроэлектростанциях;
  3. Разрушение основания гидротехнических сооружений;
  4. Отсутствие специальных приборов, указывающих на повышение давления воды;
  5. Военные действия;
  6. Недостаточность водосбросов.

 

Какие причины аварий на гидротехнических сооружениях не указаны среди перечисленных? Назовите их и дайте их характеристику.

Ответ: 1, 3, 5, 6.

 

Задание № 2.

 

Из перечисленных поражающих факторов выберите те, которые характерны для волны прорыва:

  1. Поражающее действие различных предметов, вовлекаемых в движение;
  2. Пониженная концентрация кислорода в воздухе;
  3. Повышенная температура окружающей среды;
  4. Непосредственное динамическое воздействие на человека;
  5. Травмирующее действие обломков сооружений;
  6. Ударная воздушная волна.

 

Какие из поражающих факторов, характерных для волны прорыва

 не указаны среди перечисленных? Назовите их и дайте их характеристику.

Ответ:  1, 4, 5..

 

Памятка для лиц, проживающих вблизи

гидродинамически опасных объектов.

 

Как подготовиться к

гидродинамической аварии.

 

Как действовать при угрозе

гидродинамической аварии.

 

1. Если вы проживаете на прилегающей к гидроузлу территории:

  •  уточните, попадает ли она в зону воздействия волны прорыва и возможного катастрофического затопления;
  •  узнайте, расположены ли вблизи места Вашего проживания возвышенности, и каковы кратчайшие пути движения к ним.

 

 

1. При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации немедленно выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности.

 

2. Изучите сами и ознакомьте членов семьи с правилами поведения при воздействии волны прорыва и затопления местности, с порядком общей и частной эвакуации.

 

 

2. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток.

 

3. Заранее уточните место сбора эвакуируемых, составьте перечень документов и имущества, вывозимых при эвакуации.

 

 

3. Часть имущества, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак, верхние этажи здания и т.д.

 

4. Запомните места нахождения лодок, плотов, других плавсредств и подручных материалов для их изготовления.

 

 

 

4. Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

 

 

Памятка для лиц, проживающих вблизи

гидродинамически опасных объектов.

Как действовать в условиях наводнения при гидродинамической аварии.

 

Как действовать после

гидродинамической аварии.

1. Займите ближайшее возвышенное место. В случае нахождения в воде, при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны

 

 Проверьте исправность электропроводки, труб газоснабжения, водопровода и канализации.

 

2. Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше всего на дорогу или дамбу, по которым можно добраться до незатопленной территории.

 

 

3.   При подтоплении вашего дома:

  •  отключите электричество и газ;
  •   подайте сигнал о нахождении в доме людей путем вывешивания из окна днем флага из яркой ткани, а ночью – фонаря;
  •  для получения информации используйте радиоприемник с автономным питанием;

 продукты питания, питьевую воду и наиболее ценное имущество переместите на верхние этажи и чердаки.

 

 Перед тем, как войти в здание, убедитесь в отсутствии значительных повреждений перекрытий и стен. Не используйте источники открытого огня до полного проветривания помещения и проверки исправности системы газоснабжения.

 

4. Готовясь к эвакуации, возьмите документы, предметы первой необходимости, одежду и обувь с водоотталкивающими свойствами, подручные спасательные средства (надувные матрасы, подушки).

 

 Просушите помещение, открыв все двери и окна. Уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте пищевые продукты, которые находились в контакте с водой.

5. Самостоятельная эвакуация возможна только при видимости незатопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, израсходовании продуктов питания и отсутствии перспектив в получении помощи со стороны.

 

 

 

 

Приложение № 3.

 

Задание № 1.

 

       Представьте себе, что вы проживаете на о. Сарпинский. Ночью вас разбудили звук сирен и гудки. Включив телевизор, вы услышали сообщение управления ГОЧС о переливе воды через гребень плотины и возможном частичном затоплении острова. Населению рекомендовано срочно покинуть дома и выйти в безопасные места.

 

Определите:

  1. порядок действий вашей семьи при оповещении о затоплении;
  2. перечень вещей, которые необходимо взять при эвакуации из дома.

 

 

Задание № 2.

 

       Представьте себе, что вы проживаете в Красноармейском районе г. Волгограда. Неожиданно послышался настойчивый звук сирен и гудки. Включив радиоприемник, вы услышали сообщение управления ГОЧС о теракте на шлюзах Волго-Донского канала и возможном затоплении части района. Населению рекомендовано срочно покинуть дома и выйти в безопасные места.

 

Определите:

  1. ваши действия в данной ситуации;
  2. перечень вещей, которые необходимо взять при эвакуации из дома.

 

 

Задание № 3.

 

       Представьте себе, что вы отдыхаете на даче, которая находится на о. Голодный. Соседка в ужасе сообщила, что на Волжской ГЭС произошла большая авария и вода всю округу затопит вместе с очистными сооружениями.

 

Определите:

1. ваши действия в данной ситуации;

  1. Перечень вещей, которые необходимо взять при эвакуации из дома.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
««Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидродинамических сооружениях»»

Урок № 2.

Тема урока:

«Обеспечение защиты населения

от последствий аварий на гидродинамических сооружениях» (слайд № 2).

Цели урока: (слайд № 3)

  • познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий гидродинамических аварий, по ликвидации последствий гидродинамических аварий;

  • проконтролировать знания о причинах и последствиях гидродинамических аварий;

  • научить действовать при угрозе и во время гидродинамических аварий;

  • развить навыки по определению потенциально опасных при аварии мест;

  • воспитание милосердия, взаимопомощи и бескорыстия;

  • выработать умение работать в команде для достижения цели.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Учебник, тетради, доска, карточки-задания, презентация по теме, плакаты по теме урока, ТСО, памятки.

Формы и методы урока: фронтальный опрос, тест, эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный.


План урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучаемые вопросы.

  • Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий.

  • Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий.

  • Мероприятия по организации подготовки населения к безопасному поведению при угрозе возникновения ЧС и во время нее.

  • Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения гидродинамических аварий.

4. Самостоятельная работа.

5. Проверочная работа.

6. Подведение итогов урока.

7. Сообщение домашнего задания.


На доске. Дата проведения урока.

Классная работа.

Тема. Домашнее задание: учебник § 6.3.

В кабинете заранее парты расставлены таким образом, чтобы каждая из трех групп учащихся имела свое место. Класс на группы делится заблаговременно.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Нацелить учащихся на урок.


  1. Проверка домашнего задания

Самостоятельная работа по карточкам по теме «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия» (4 чел.) Приложение №1.

Устные ответы на вопросы из печатной тетради. Что такое:

  1. Гидротехнические сооружения (слайд № 3)

  2. Основные причины гидродинамических аварий (слайд № 5)

  3. Поражающие факторы гидродинамических аварий (слайд № 6)

  1. Изучение нового материала.


Крупные гидродинамические аварии случаются в мире не так уж редко. По данным ЮНЭСКО за последние 180 лет произошло более 300 крупных гидродинамических аварий. В нашей стране 256 гидротехнических сооружений эксплуатируются без реконструкции и капитального ремонта уже более 50 лет, а это увеличивает вероятность возникновения на них гидродинамических аварий. Об этом свидетельствуют данные МЧС России.

События и факты, способствующие возникновению гидродинамических аварий, могут накладываться по времени. Пример – катастрофа в Казахстане и авария в Палласовском р-не. В обоих случаях весенний паводок, активное таяние снегов и обильные дожди привели к непредсказуемым последствиям.

Неблагополучная обстановка с паводковыми водами в нынешнем году в Волгоградской области, а вы знаете, что затоплено уже 8 районов, заставляет со всей серьезностью отнестись к изучению вопросов безопасности во время ГА. И хотя п. Гумрак затопление не угрожает, жизнь длинная и никто не сможет предположить, где вы или ваши родственники будете проживать в дальнейшем и, возможно, знания, полученные на сегодняшнем уроке спасут вам жизнь и помогут другим людям.

О мерах защиты ГТС и о правилах безопасного поведения при гидродинамических авариях мы поговорим сегодня. Мероприятия по профилактике, предотвращению и ликвидации ЧС возложены в РФ на МЧС. (слайд № 7)


. В 1997 г. был принят Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» (слайд № 8), который регулирует вопросы безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации гидротехнических объектов, устанавливает обязанности собственников и органов государственной власти в области обеспечения их безопасности.

Полностью исключить возникновение ГА невозможно. Поэтому заблаговременно разрабатываются меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий, которые условно делятся на три группы (слайд № 9): профилактические мероприятия, мероприятия по ликвидации последствий ЧС, организация подготовки населения к безопасному поведению при угрозе возникновения ЧС и во время нее.

1 группа – профилактические мероприятия: (слайд № 10)

  • постоянный надзор за безопасностью функционирования водных объектов;

  • заблаговременный сброс паводковых вод;

  • обследование и своевременное выявление дефектов конструкций, защита от аварий;

  • охрана ГТС от доступа посторонних лиц, с целью исключения терактов;

  • наблюдение за гидрометеорологическими условиями;

  • составление прогнозов стихийного бедствия;

  • анализ возможной обстановки.

2 группа – мероприятия по ликвидации последствий ЧС: (слайд № 11)

  • укрепление дамб и других ГС;

  • наведение переправ, эвакуация населения, вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

  • жизнеобеспечение населения:

Основные мероприятия по ликвидации последствий ЧС гидродинамического происхождения рассматриваются на примере прорыва плотины Киселевского водохранилища в июне 1993 г.

3 группа – организация подготовки населения к безопасному поведению при угрозе возникновения ЧС и во время нее; (слайд № 12)

  • как подготовиться к гидродинамической аварии;

  • как действовать при угрозе ГА;

  • как действовать в условиях наводнения при ГА;

  • как действовать после ГА.


По каждому из этих пунктов специалисты МЧС разработали рекомендации населению. На партах лежат памятки. Приложение 2.

.

Как подготовиться к гидродинамической аварии. (слайд № 13)

1. Если вы проживаете на прилегающей к гидроузлу территории:

  • уточните, попадает ли она в зону воздействия волны прорыва и возможного катастрофического затопления;

  • узнайте, расположены ли вблизи места Вашего проживания возвышенности, и каковы кратчайшие пути движения к ним.

2. Изучите сами и ознакомьте членов семьи с правилами поведения при воздействии волны прорыва и затопления местности, с порядком общей и частной эвакуации.

3. Заранее уточните место сбора эвакуируемых, составьте перечень документов и имущества, вывозимых при эвакуации.

4. Запомните места нахождения лодок, плотов, других плавсредств и подручных материалов для их изготовления.


Как действовать при угрозе гидродинамической аварии. (слайд № 14)

1. При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации немедленно выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности.

2. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток.

3. Часть имущества, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак, верхние этажи здания и т.д.

4. Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

Как действовать в условиях наводнения при гидродинамической аварии. (слайды № 15, 16, 17)

1. При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшее возвышенное место или верхний этаж устойчивого здания. В случае нахождения в воде, при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны.

2. Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше всего на дорогу или дамбу, по которым можно добраться до незатопленной территории.

3. При подтоплении вашего дома:

  • отключите электричество и газ;

  • подайте сигнал о нахождении в доме людей путем вывешивания из окна днем флага из яркой ткани, а ночью – фонаря;

  • для получения информации используйте радиоприемник с автономным питанием;

  • наиболее ценное имущество переместите на верхние этажи и чердаки;

  • организуйте учет продуктов питания и питьевой воды, их защиту от воздействия прибывающей воды и экономное расходование.

4. Готовясь к возможной эвакуации по воде, возьмите документы, предметы первой необходимости, одежду и обувь с водоотталкивающими свойствами, подручные спасательные средства (надувные матрасы, подушки).

5. Не пытайтесь эвакуироваться самостоятельно. Это возможно только при видимости незатопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, израсходовании продуктов питания и отсутствии перспектив в получении помощи со стороны.

Как действовать после гидродинамической аварии. (слайд № 18)

1. Перед тем, как войти в здание, убедитесь в отсутствии значительных повреждений перекрытий и стен. Проветрите здание для удаления накопившихся газов. Не используйте источники открытого огня до полного проветривания помещения и проверки исправности системы газоснабжения.


2. Проверьте исправность электропроводки, труб газоснабжения, водопровода и канализации. Пользоваться ими разрешается только после заключения специалистов об исправности и пригодности к работе


3. Просушите помещение, открыв все двери и окна. Уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте пищевые продукты, которые находились в контакте с водой.


4. Самостоятельная работа

Работа в группах. Выбрать из таблицы, переписать и выучить дома те международные знаки, которые выкладывают для спасателей, находящихся в вертолетах или самолетах, в случае, если вы оказались на островке посреди зоны затопления. Обосновать свое мнение.

(слайд № 19)


I

Нужен врач, имеем серьезные травмы.

II

Необходимы медикаменты.

X

Не способны двигаться.

F

Необходима пища и вода

Необходимы карта и компас

¦

Нужна сигнальная лампа с батареей и радиостанция

K

Уточните направление следования

Д

Здесь можно безопасно совершить посадку

L

Требуется топливо и масло

LL

Все в порядке

N

Нет

Y

Да

IL

Вас не понял


  1. Проверочная работа.


Работа в группах. Карточки-задания заранее приготовлены и лежат на партах. Приложение № 3. При подготовке к ответу разрешается использовать учебник, стр. 142 – 144) и Памятки по безопасному поведению до, во время и после гидродинамических аварий.


  1. Подведение итогов урока.


Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке.


  1. Сообщение домашнего задания.

Изучить материал учебника § 6.4.




Приложение 1.

Карточки – задания по теме:

«Аварии на гидротех­нических сооружениях

и их последствия».

Задание № 1.


Среди перечисленных причин аварий выберите те, которые характерны гидродинамических аварий:

  1. Неправильная эксплуатация;

  2. Внезапная остановка турбин на гидроэлектростанциях;

  3. Разрушение основания гидротехнических сооружений;

  4. Отсутствие специальных приборов, указывающих на повышение давления воды;

  5. Военные действия;

  6. Недостаточность водосбросов.


Какие причины аварий на гидротехнических сооружениях не указаны среди перечисленных? Назовите их и дайте их характеристику.

Ответ: 1, 3, 5, 6.


Задание № 2.


Из перечисленных поражающих факторов выберите те, которые характерны для волны прорыва:

  1. Поражающее действие различных предметов, вовлекаемых в движение;

  2. Пониженная концентрация кислорода в воздухе;

  3. Повышенная температура окружающей среды;

  4. Непосредственное динамическое воздействие на человека;

  5. Травмирующее действие обломков сооружений;

  6. Ударная воздушная волна.


Какие из поражающих факторов, характерных для волны прорыва

не указаны среди перечисленных? Назовите их и дайте их характеристику.

Ответ: 1, 4, 5..

Памятка для лиц, проживающих вблизи

гидродинамически опасных объектов.


Как подготовиться к

гидродинамической аварии.


Как действовать при угрозе

гидродинамической аварии.


1. Если вы проживаете на прилегающей к гидроузлу территории:

  • уточните, попадает ли она в зону воздействия волны прорыва и возможного катастрофического затопления;

  • узнайте, расположены ли вблизи места Вашего проживания возвышенности, и каковы кратчайшие пути движения к ним.



1. При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации немедленно выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности.


2. Изучите сами и ознакомьте членов семьи с правилами поведения при воздействии волны прорыва и затопления местности, с порядком общей и частной эвакуации.



2. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток.


3. Заранее уточните место сбора эвакуируемых, составьте перечень документов и имущества, вывозимых при эвакуации.



3. Часть имущества, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак, верхние этажи здания и т.д.


4. Запомните места нахождения лодок, плотов, других плавсредств и подручных материалов для их изготовления.




4. Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.



Памятка для лиц, проживающих вблизи

гидродинамически опасных объектов.

Как действовать в условиях наводнения при гидродинамической аварии.


Как действовать после

гидродинамической аварии.

1. Займите ближайшее возвышенное место. В случае нахождения в воде, при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны


Проверьте исправность электропроводки, труб газоснабжения, водопровода и канализации.


2. Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше всего на дорогу или дамбу, по которым можно добраться до незатопленной территории.



3. При подтоплении вашего дома:

  • отключите электричество и газ;

  • подайте сигнал о нахождении в доме людей путем вывешивания из окна днем флага из яркой ткани, а ночью – фонаря;

  • для получения информации используйте радиоприемник с автономным питанием;

продукты питания, питьевую воду и наиболее ценное имущество переместите на верхние этажи и чердаки.


Перед тем, как войти в здание, убедитесь в отсутствии значительных повреждений перекрытий и стен. Не используйте источники открытого огня до полного проветривания помещения и проверки исправности системы газоснабжения.


4. Готовясь к эвакуации, возьмите документы, предметы первой необходимости, одежду и обувь с водоотталкивающими свойствами, подручные спасательные средства (надувные матрасы, подушки).


Просушите помещение, открыв все двери и окна. Уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте пищевые продукты, которые находились в контакте с водой.

5. Самостоятельная эвакуация возможна только при видимости незатопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, израсходовании продуктов питания и отсутствии перспектив в получении помощи со стороны.




Приложение № 3.


Задание № 1.


Представьте себе, что вы проживаете на о. Сарпинский. Ночью вас разбудили звук сирен и гудки. Включив телевизор, вы услышали сообщение управления ГОЧС о переливе воды через гребень плотины и возможном частичном затоплении острова. Населению рекомендовано срочно покинуть дома и выйти в безопасные места.


Определите:

  1. порядок действий вашей семьи при оповещении о затоплении;

  2. перечень вещей, которые необходимо взять при эвакуации из дома.



Задание № 2.


Представьте себе, что вы проживаете в Красноармейском районе г. Волгограда. Неожиданно послышался настойчивый звук сирен и гудки. Включив радиоприемник, вы услышали сообщение управления ГОЧС о теракте на шлюзах Волго-Донского канала и возможном затоплении части района. Населению рекомендовано срочно покинуть дома и выйти в безопасные места.


Определите:

  1. ваши действия в данной ситуации;

  2. перечень вещей, которые необходимо взять при эвакуации из дома.



Задание № 3.


Представьте себе, что вы отдыхаете на даче, которая находится на о. Голодный. Соседка в ужасе сообщила, что на Волжской ГЭС произошла большая авария и вода всю округу затопит вместе с очистными сооружениями.


Определите:

1. ваши действия в данной ситуации;

  1. Перечень вещей, которые необходимо взять при эвакуации из дома.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!