СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Объяснение физических явлений 8 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объяснение физических явлений 8 класс

Презентация для фронтального опроса учащихся

Рекомендуется использовать для закрепления ранее изученного материала и подготовки к ВПР

Просмотр содержимого документа
«Объяснение физических явлений 8 класс»

Объяснение физических явлений  8 класс

Объяснение физических явлений 8 класс

Тепловые  явления

Тепловые явления

Если внести лёд с сильного мороза в тёплую комнату, то он начинает таять не сразу, а через некоторое время. Объясните, почему так происходит Решение.  Он должен сперва нагреться. Температура таяния льда 0 °С. Поэтому для того, чтобы лёд начал таять, он сначала должен нагреться до этой температуры, а это занимает некоторое время.

Если внести лёд с сильного мороза в тёплую комнату, то он начинает таять не сразу, а через некоторое время. Объясните, почему так происходит

  • Решение.  Он должен сперва нагреться. Температура таяния льда 0 °С. Поэтому для того, чтобы лёд начал таять, он сначала должен нагреться до этой температуры, а это занимает некоторое время.
При строительстве для целей теплоизоляции широко применяются пористые материалы: древесина, пеноблоки, минеральная вата, войлок. Какое физическое свойство этих материалов позволяет эффективно применять их для указанных целей? Объясните принцип действия данных теплоизоляторов.   Решение.  Низкая теплопроводность. В порах указанных материалов содержится воздух, обладающий очень малой теплопроводностью. Поэтому пористые материалы обеспечивают хорошую теплоизоляцию.

При строительстве для целей теплоизоляции широко применяются пористые материалы: древесина, пеноблоки, минеральная вата, войлок. Какое физическое свойство этих материалов позволяет эффективно применять их для указанных целей? Объясните принцип действия данных теплоизоляторов.

  • Решение.  Низкая теплопроводность. В порах указанных материалов содержится воздух, обладающий очень малой теплопроводностью. Поэтому пористые материалы обеспечивают хорошую теплоизоляцию.
Если пощупать различные предметы, лежащие на парте, то можно убедиться в том, что металлические тела на ощупь кажутся значительно «холоднее» деревянных. Объясните это.   Решение.  Теплопроводность дерева значительно меньше, чем металла. Поэтому при комнатной температуре (которая ниже температуры тела) дерево отнимает от руки теплоту медленнее, чем металл, и не кажется таким холодным.

Если пощупать различные предметы, лежащие на парте, то можно убедиться в том, что металлические тела на ощупь кажутся значительно «холоднее» деревянных. Объясните это.

  • Решение.  Теплопроводность дерева значительно меньше, чем металла. Поэтому при комнатной температуре (которая ниже температуры тела) дерево отнимает от руки теплоту медленнее, чем металл, и не кажется таким холодным.
Если стеклянную бутылку с водой оставить на морозе, бутылка разорвется. Каким физическим явлением это объясняется? В чём состоит это явление?   Решение.  Это объясняется расширением воды при замерзании. Вода при охлаждении сжимается, пока температура не дойдет до +4 °С. При дальнейшем понижении температуры до 0 °С вода расширяется. Поэтому на морозе бутылка сузится, а вода в ней расширится. Стекло — материал непластичный, поэтому оно может треснуть.

Если стеклянную бутылку с водой оставить на морозе, бутылка разорвется. Каким физическим явлением это объясняется? В чём состоит это явление?

  • Решение.  Это объясняется расширением воды при замерзании. Вода при охлаждении сжимается, пока температура не дойдет до +4 °С. При дальнейшем понижении температуры до 0 °С вода расширяется. Поэтому на морозе бутылка сузится, а вода в ней расширится. Стекло — материал непластичный, поэтому оно может треснуть.
Если оказаться в лесу во время сильных морозов, то можно услышать, как трещат деревья. Благодаря какому свойству воды наблюдается это явление? Объясните его.   Решение.  Явление наблюдается благодаря тому, что вода при замерзании расширяется. Замерзая в капиллярах дерева, вода разрывает его волокна, из-за чего и слышен треск.

Если оказаться в лесу во время сильных морозов, то можно услышать, как трещат деревья. Благодаря какому свойству воды наблюдается это явление? Объясните его.

  • Решение.  Явление наблюдается благодаря тому, что вода при замерзании расширяется. Замерзая в капиллярах дерева, вода разрывает его волокна, из-за чего и слышен треск.
Вода, налитая в блюдце и поставленная на столе, со временем исчезает. Каким физическим явлением это объясняется? В чём состоит это явление?   Решение.  Это объясняется испарением. Молекулы воды движутся хаотично с большими скоростями. Некоторые из них преодолевают притяжение других молекул и вылетают из воды.

Вода, налитая в блюдце и поставленная на столе, со временем исчезает. Каким физическим явлением это объясняется? В чём состоит это явление?

  • Решение.  Это объясняется испарением. Молекулы воды движутся хаотично с большими скоростями. Некоторые из них преодолевают притяжение других молекул и вылетают из воды.
Что обладает большей внутренней энергией: водяной пар при 100 °С или вода той же массы при той же температуре? Объясните свой ответ.   Решение.  Пар. При конденсации стоградусного пара, сопровождающейся образованием стоградусной воды той же массы, выделяется некоторое количество теплоты. Следовательно, пар обладает большей внутренней энергией.

Что обладает большей внутренней энергией: водяной пар при 100 °С или вода той же массы при той же температуре? Объясните свой ответ.

  • Решение.  Пар. При конденсации стоградусного пара, сопровождающейся образованием стоградусной воды той же массы, выделяется некоторое количество теплоты. Следовательно, пар обладает большей внутренней энергией.
Температура воды в открытом стакане, долго стоящем в комнате, всегда немного ниже температуры воздуха в комнате. Каким физическим явлением это объясняется? В чём состоит это явление?   Решение.  Это объясняется испарением. Температура воды ниже температуры воздуха потому, что с поверхности воды испаряются молекулы, обладающие самой большой кинетической энергией. Из-за этого внутренняя энергия воды в стакане уменьшается, следовательно, понижается и температура.

Температура воды в открытом стакане, долго стоящем в комнате, всегда немного ниже температуры воздуха в комнате. Каким физическим явлением это объясняется? В чём состоит это явление?

  • Решение.  Это объясняется испарением. Температура воды ниже температуры воздуха потому, что с поверхности воды испаряются молекулы, обладающие самой большой кинетической энергией. Из-за этого внутренняя энергия воды в стакане уменьшается, следовательно, понижается и температура.
При сгорании заряда пороха в канале орудия в процессе выстрела достигается температура 3600 °С. Температура плавления стали 1400 °С. Расплавится ли при одиночном выстреле орудийный ствол? Объясните свой ответ.   Решение.  Нет, не расплавится. Ствол орудия очень тяжёлый, а время выстрела очень мало. Поэтому ствол за время выстрела не успевает получить необходимое для прогревания и дальнейшего плавления количество теплоты.

При сгорании заряда пороха в канале орудия в процессе выстрела достигается температура 3600 °С. Температура плавления стали 1400 °С. Расплавится ли при одиночном выстреле орудийный ствол? Объясните свой ответ.

  • Решение.  Нет, не расплавится. Ствол орудия очень тяжёлый, а время выстрела очень мало. Поэтому ствол за время выстрела не успевает получить необходимое для прогревания и дальнейшего плавления количество теплоты.
Замёрзшие руки можно согреть, потерев их друг о друга. Но можно для согревания подставить руки под струю тёплой воды. Какими способами передаётся энергия к замёрзшим рукам в двух описанных случаях?   Решение.  В первом случае энергия передаётся рукам при совершении механической работы, а во втором — путём теплопередачи.

Замёрзшие руки можно согреть, потерев их друг о друга. Но можно для согревания подставить руки под струю тёплой воды. Какими способами передаётся энергия к замёрзшим рукам в двух описанных случаях?

  • Решение.  В первом случае энергия передаётся рукам при совершении механической работы, а во втором — путём теплопередачи.
Электрические  явления

Электрические явления

Почему в предохранителях используют проволоку из легкоплавких металлов? Объясните свой ответ.   Решение.  Чтобы при аварии она быстро перегорела. Назначение предохранителя — быстро разомкнуть электрическую цепь, если сила тока вдруг окажется выше допустимой. Проволочка предохранителя должна при этом быстро расплавиться, поэтому тугоплавкие металлы для её изготовления не применяются.

Почему в предохранителях используют проволоку из легкоплавких металлов? Объясните свой ответ.

  • Решение.  Чтобы при аварии она быстро перегорела. Назначение предохранителя — быстро разомкнуть электрическую цепь, если сила тока вдруг окажется выше допустимой. Проволочка предохранителя должна при этом быстро расплавиться, поэтому тугоплавкие металлы для её изготовления не применяются.
Ученик при измерении напряжения на одной лампочке в ёлочной гирлянде по ошибке включил амперметр вместо вольтметра (думая, что он использует нужный прибор). Что при этом произойдёт с накалом нити лампы, к которой этот прибор был подключён? Обоснуйте свой ответ.   Решение.  Амперметр и вольтметр отличаются друг от друга сопротивлением: у амперметра маленькое сопротивление, у вольтметра — значительно больше, чем сопротивление цепи. Вольтметр включается в цепь параллельно тому участку цепи, на котором измеряется напряжение. Т. к. вместо измерительного прибора с очень большим сопротивлением в цепь включили прибор с очень маленьким сопротивлением, то сила тока через амперметр значительно больше силы тока через лампу. Поэтому сила тока через лампу уменьшится, а значит, яркость горения тоже уменьшится.   Ответ: уменьшится.

Ученик при измерении напряжения на одной лампочке в ёлочной гирлянде по ошибке включил амперметр вместо вольтметра (думая, что он использует нужный прибор). Что при этом произойдёт с накалом нити лампы, к которой этот прибор был подключён? Обоснуйте свой ответ.

  • Решение.  Амперметр и вольтметр отличаются друг от друга сопротивлением: у амперметра маленькое сопротивление, у вольтметра — значительно больше, чем сопротивление цепи. Вольтметр включается в цепь параллельно тому участку цепи, на котором измеряется напряжение. Т. к. вместо измерительного прибора с очень большим сопротивлением в цепь включили прибор с очень маленьким сопротивлением, то сила тока через амперметр значительно больше силы тока через лампу. Поэтому сила тока через лампу уменьшится, а значит, яркость горения тоже уменьшится.
  •   Ответ: уменьшится.
Если коснуться шарика электроскопа заряженным телом, листочки электроскопа разойдутся. Каким физическим явлением это объясняется? В чём состоит это явление?   Решение.  Это объясняется взаимодействием зарядов. Листочки электроскопа зарядятся одноименными зарядами, а одноименные заряды отталкиваются.

Если коснуться шарика электроскопа заряженным телом, листочки электроскопа разойдутся. Каким физическим явлением это объясняется? В чём состоит это явление?

  • Решение.  Это объясняется взаимодействием зарядов. Листочки электроскопа зарядятся одноименными зарядами, а одноименные заряды отталкиваются.
Как изменится мощность, выделяющаяся в спирали нагревательного элемента электроплитки, если при ремонте эту спираль укоротить и включить плитку в ту же электрическую розетку? Объясните свой ответ.   Решение.  Мощность увеличится. При уменьшении длины спирали уменьшится её сопротивление, а значит, при прежнем напряжении увеличится сила протекающего тока.

Как изменится мощность, выделяющаяся в спирали нагревательного элемента электроплитки, если при ремонте эту спираль укоротить и включить плитку в ту же электрическую розетку? Объясните свой ответ.

  • Решение.  Мощность увеличится. При уменьшении длины спирали уменьшится её сопротивление, а значит, при прежнем напряжении увеличится сила протекающего тока.
Если потереть пластмассовую ручку, которой вы пишете, о некоторые предметы одежды, то ручка начнёт притягивать маленькие кусочки бумаги. Каким физическим явлением это объясняется? В чём состоит это явление?   Решение.  Это объясняется электризацией тел. При трении происходит разделение электрических зарядов — электризация трением. Затем заряженная ручка вызывает перераспределение зарядом на маленьких кусочках бумаги — происходит электризация наведением. Это перераспределение таково, что ближе к заряженной ручке на поверхности бумаги находятся заряды противоположного знака, Противоположные заряды притягиваются, поэтому кусочки бумаги притягиваются к ручке.

Если потереть пластмассовую ручку, которой вы пишете, о некоторые предметы одежды, то ручка начнёт притягивать маленькие кусочки бумаги. Каким физическим явлением это объясняется? В чём состоит это явление?

  • Решение.  Это объясняется электризацией тел. При трении происходит разделение электрических зарядов — электризация трением. Затем заряженная ручка вызывает перераспределение зарядом на маленьких кусочках бумаги — происходит электризация наведением. Это перераспределение таково, что ближе к заряженной ручке на поверхности бумаги находятся заряды противоположного знака, Противоположные заряды притягиваются, поэтому кусочки бумаги притягиваются к ручке.
При прохождении тока через проводник, проводник нагревается. Чем это объясняется?   Решение.  Это объясняется тепловым действием электрического тока. Причиной нагревания вещества электрическим током являются столкновения заряженных частиц, движущихся под действием электрического поля, с атомами вещества. При этом механическая энергия превращается в тепловую, что вызывает повышение температуры вещества.

При прохождении тока через проводник, проводник нагревается. Чем это объясняется?

  • Решение.  Это объясняется тепловым действием электрического тока. Причиной нагревания вещества электрическим током являются столкновения заряженных частиц, движущихся под действием электрического поля, с атомами вещества. При этом механическая энергия превращается в тепловую, что вызывает повышение температуры вещества.
ССЫЛКА НА ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ https://phys8-vpr.sdamgia.ru /

ССЫЛКА НА ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • https://phys8-vpr.sdamgia.ru /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!