Урок по русскому языку в 5 классе.
Учитель русского языка МОУ Дмитровской СОШ №1
им. В.И.Кузнецова Журавлева И.В
Предмет русский язык класс 5 в
Тема урока: Орфография. Разделы русской орфографии.
Деятельностная цель: организация работы в парах, в « Прямом голосовании» для открытия и закрепления нового материала.
Тип урока: урок общеметодической направленности
Планируемые результаты :
Предметные: научиться применять правила написания гласных и согласных в корнях.
Метапредметные:
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения правила написания гласных и согласных в корнях.
Оборудование: копьютер, мультимедийный пректор ,система «Прямое голосование»
Ход урока.
1 этап Организационный
2.Мотивация к учебной деятельности.
«Вы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться
Работайте старательно,
Слушайте внимательно!»
3. Актуализация знаний .
На прошлых уроках мы изучали различные разделы лингвистики. Какие?
(Фонетика, орфоэпия, графика, морфемика, лексикология)Даем краткую хар-ку каждому разделу.
Сейчас разгадайте кроссворд (ключевое слово –ОРФОГРАФИЯ)
Сегодня мы познакомимся с еще одним разделом лингвистики-Орфографией. Кто подскажет, как переводится это слово? («ОРФО»- правило, «графос»- письмо)
Задание: загляните в оглавление учебника, найдите раздел «Орфография» и ответьте на вопросы:
- Какие орф.правила мы повторяли в 5 кл.?
-С какими правилами мы знакомы впервые?
-Что нового вы узнаете, изучая раздел «Орфография»? ( из каких разделов состоит Русская орфография?)
4.Повторение. А сейчас мы выполним тестирование(прямое голосование)
Работами с пультами (каждый ученик работает самостоятельно)
5.Физкульт.минутка
Давным-давно жил царь
Горох и делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался
6. Постановка учебной задачи . Получение «нового знания»
Работа в парах. (раздаю схемы, рассматриваем таблицу на с.59.)
Задание: сделать сообщение по схеме название раздела главное правилопример
Какой вывод можно сделать из сказанного? (Орфография- строгая система правил)
Исходя из сказанного и увиденного, сформулируйте цели сегодняшнего нашего урока!
Презентация «Принципы русской орфографии» (слайд1-тема),
(слайд 2-цели урока, ориентируемся,правильно ли мы сформулировали цели урока)
7.Структурирование полученных знаний
Переходим к «Правописанию морфем»- правил первого раздела орфографии.(3 –й, 4-й слайд с заданием к упр. 128)
Выполняем работу в группах. Один представитель из группы зачитывает выписанные слова и объясняет их правописание. Оцениваю ребят, представитель из группы оценивает работу в команде.
Вывод: какие 4 основные группы входят в первый раздел «Правописание морфем?» (правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний) Показываю 5 слайд –вывод «Принцип единообразного (одинакового) написания морфем. Ведущий принципа орфографии требует, чтобы пишущий:
1) не доверял слуху и не писал так, как слышит; 2) проверял сомнительные написания; 3) помнил, что проверка возможна только в той же морфеме (корне, окончании и т. п.); 4) умел правильно подобрать проверочное слово. Главное, знать сильные позиции: для гласных — это положение под ударением, а для согласных — перед гласными и перед л, м, н,
8.Рефлексия
Существует два мнения (слайд 6 ) Кто из ребят прав? Давайте почитаем грам. сказку «Страна Ошибия»(слайд 7- 8 ) Редактируем текст.(называем пропущенную орфограмму, подбираем проверочное слово).Так кто же из ребят прав?
Вывод: правописание гласной зависит не только от проверочного слова, но и от его лексического значения.
Так чем же опасны трудные места? Что нужно учитывать при выборе орфограммы в слове?( 9 слайд)
Задание к слайду 10: списать в исправленном виде, обменяться тетрадями, исправить ошибки, выставить оценки за 1-2 неправильных ответа-«4»,за 3-«3» ,за 2-«2»
Читаю на слайдах 11,12,13 высказывания известных лингвистов
12 Подведение итогов. О каком главном правиле орфографии вы сегодня узнали?(слайд 14) выставляю оценки с комментариями.
Домашнее задание. С. 59,теория ,упр. 129(1,2)