СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения правила написания гласных и согласных в корнях.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание  гласной зависит не только от проверочного слова, но и от его  лексического значения

Просмотр содержимого документа
«Языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения правила написания гласных и согласных в корнях.»

Урок по русскому языку в 5 классе.

Учитель русского языка МОУ Дмитровской СОШ №1

им. В.И.Кузнецова Журавлева И.В

Предмет русский язык класс 5 в

Тема урока: Орфография. Разделы русской орфографии.

Деятельностная цель: организация работы в парах, в « Прямом голосовании» для открытия и закрепления нового материала.

Тип урока: урок общеметодической направленности

Планируемые результаты :

Предметные: научиться применять правила написания гласных и согласных в корнях.

Метапредметные:

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения правила написания гласных и согласных в корнях.

Оборудование: копьютер, мультимедийный пректор ,система «Прямое голосование»





Ход урока.

1 этап Организационный

2.Мотивация к учебной деятельности.

«Вы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться

Работайте старательно,

Слушайте внимательно!»

3. Актуализация знаний .

На прошлых уроках мы изучали различные разделы лингвистики. Какие?

(Фонетика, орфоэпия, графика, морфемика, лексикология)Даем краткую хар-ку каждому разделу.

Сейчас разгадайте кроссворд (ключевое слово –ОРФОГРАФИЯ)

Сегодня мы познакомимся с еще одним разделом лингвистики-Орфографией. Кто подскажет, как переводится это слово? («ОРФО»- правило, «графос»- письмо)

Задание: загляните в оглавление учебника, найдите раздел «Орфография» и ответьте на вопросы:

- Какие орф.правила мы повторяли в 5 кл.?

-С какими правилами мы знакомы впервые?

-Что нового вы узнаете, изучая раздел «Орфография»? ( из каких разделов состоит Русская орфография?)

4.Повторение. А сейчас мы выполним тестирование(прямое голосование)

Работами с пультами (каждый ученик работает самостоятельно)

5.Физкульт.минутка

Давным-давно жил царь

Горох и делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался

6. Постановка учебной задачи . Получение «нового знания»

Работа в парах. (раздаю схемы, рассматриваем таблицу на с.59.)

Задание: сделать сообщение по схеме название раздела главное правилопример

Какой вывод можно сделать из сказанного? (Орфография- строгая система правил)

Исходя из сказанного и увиденного, сформулируйте цели сегодняшнего нашего урока!

Презентация «Принципы русской орфографии» (слайд1-тема),

(слайд 2-цели урока, ориентируемся,правильно ли мы сформулировали цели урока)

7.Структурирование полученных знаний

Переходим к «Правописанию морфем»- правил первого раздела орфографии.(3 –й, 4-й слайд с заданием к упр. 128)

Выполняем работу в группах. Один представитель из группы зачитывает выписанные слова и объясняет их правописание. Оцениваю ребят, представитель из группы оценивает работу в команде.

Вывод: какие 4 основные группы входят в первый раздел «Правописание морфем?» (правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний) Показываю 5 слайд –вывод «Принцип единообразного (одинакового) написания морфем.    Ведущий принципа орфографии требует, чтобы пишущий:

1) не доверял слуху и не писал так, как слышит; 2) проверял сомнительные написания; 3) помнил, что проверка возможна только в той же морфеме (корне, окончании и т. п.); 4) умел правильно подобрать проверочное слово. Главное, знать сильные позиции: для гласных — это положение под ударением, а для согласных — перед гласными и перед л, м, н, 

8.Рефлексия

Существует два мнения (слайд 6 ) Кто из ребят прав? Давайте почитаем грам. сказку «Страна Ошибия»(слайд 7- 8 ) Редактируем текст.(называем пропущенную орфограмму, подбираем проверочное слово).Так кто же из ребят прав?

Вывод: правописание гласной зависит не только от проверочного слова, но и от его лексического значения.

Так чем же опасны трудные места? Что нужно учитывать при выборе орфограммы в слове?( 9 слайд)

Задание к слайду 10: списать в исправленном виде, обменяться тетрадями, исправить ошибки, выставить оценки за 1-2 неправильных ответа-«4»,за 3-«3» ,за 2-«2»

Читаю на слайдах 11,12,13 высказывания известных лингвистов

12 Подведение итогов. О каком главном правиле орфографии вы сегодня узнали?(слайд 14) выставляю оценки с комментариями.

Домашнее задание. С. 59,теория ,упр. 129(1,2)