Обеспечение качественного обучения и воспитания на основе взаимодействия основного и дополнительного образования,
связи урочной и внеурочной деятельности.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа для него стала вторым домом, и это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. (СЛАЙД 2)
На протяжении длительного периода, обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие качеств личности.
Согласно новым образовательным стандартам урочная и внеурочная деятельность должна представлять собой целостную систему и обеспечивать достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Работа по формированию умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, модульное обучение, мастерские и т.д. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию умений и навыков имеет всегда дополнительный резерв.
Нет сомнения в том, что внеурочная деятельность обладает потенциалом в развитии способностей учащихся. С одной стороны дальнейшее совершенствование индивидуальных природных задатков и способностей в той или иной сфере деятельности, например – выразительное чтение, искусство, музыка, спорт. С другой стороны развитие творческой личности, способной осуществлять перенос и творческое применение УУД в новые ситуации, отличающиеся от учебных. Такой перенос в реальные жизненные ситуации дает учащимся возможность приобретать личный опыт социализации.
Анализируя исходные условия, содержание требований государства, потребности детей, учитывая высокий уровень образовательных запросов социума, наблюдается эффективность интеграции урочной и внеурочной деятельности, что позволяет повысить как качество учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, так и уровень профессионального мастерства учителя.
Сверхзадача любого педагога, организующего внеурочную деятельность, состоит в формировании личности обучающегося.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно - урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Внеурочная деятельность позволяет решить ещѐ целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию обучающегося в образовательном учреждении;
- улучшить условия для развития обучающихся;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. (СЛАЙД 3)

Для реализации в нашем учреждении доступны различные виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество;
социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);
спортивно-оздоровительная деятельность; (СЛАЙД 4, 5)

Важнейшее и главное требование к педагогу, ведущему внеурочную деятельность, чтобы еѐ организационные формы ни в коем случае не повторяли формы учебных занятий! Внеурочная деятельность направлена только на успех, интерес, радость сегодняшнего дня и завтрашних открытий!
Проследить взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности можно на любом предмете. Так, например, занятия внеурочной деятельности в рамках программы «Учусь решать задачи» гармонично дополняют, расширяют и углубляют знания и умения учащихся, полученных на уроках математики, а также реализуют задачи по воспитанию любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации; веселых задач со сказочными героями и задач с профессиями и увлечениями людей, сведениями о животных и растениях, жизнью в разных странах, современных и древних. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, любознательность. Результат, несомненно, отражается на качестве образования.
Внеурочная деятельность на уровне класса организуется классными руководителями, при активном участии самих обучающихся и с привлечением родителей.
И это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между обучающимися и классным руководителем, между разными группами в классе. Это возможность создания ученического коллектива и органов самоуправления. Об этом подробнее расскажут коллеги.
Хочется остановить ваше внимание на различиях между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием.
В среде педагогической общественности отмечается смешение понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность».
Определение понятий
(СЛАЙДЫ 6,7)
Дополнительное образование — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование представляет собой самостоятельный вид образовательной деятельности. В дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.
Содержание
(СЛАЙДЫ 8, 9)
Дополнительное образование и внеурочная деятельность — два самостоятельных и самоценных вида образовательной деятельности. Содержание образования определяют образовательные программы. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Внеурочная деятельность должна быть направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительной общеобразовательной программы определённой направленности: художественной, социально-педагогической, технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008, пункт 9).
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296).
Программное обеспечение
(СЛАЙД 10)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является самостоятельным нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о дополнительном образовании, предлагаемом детям преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет; имеющим конкретизированные образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является неотъемлемой частью основной образовательной программы образовательной организации и является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной образовательной программы (ФЗ 273 — ст.2, п.9).
Подводя итоги проведенного сравнения дополнительного образования детей и внеурочной деятельности по основным позициям, можно подчеркнуть, что «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование» не равнозначны и не равноценны, их соотношение может бесконечно трактоваться, и о каждом варианте нельзя сказать, что он единственно верный и правильный.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждениям рекомендуется использовать возможности учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
По большому счету урочная деятельность, внеурочная деятельность и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны, а в совокупности способны решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
выровнять стартовые возможности развития личности ребенка,
способствовать выбору его индивидуального образовательного пути,
обеспечивать каждому ученику «ситуацию успеха»,
содействовать самореализации личности ребенка.
(СЛАЙД 11)
ВЫВОДЫ:
1. Необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения способствовал психологической и физической разгрузке ребенка, обеспечивал формирование универсальных учебных действий. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов ФГОС ООО.
2. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.
3. Очевидно, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс: его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия внеурочной деятельности и дополнительного образования как второстепенных и малозначимых явлений, и понять, что они объективно обладают возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка. Но для того, чтобы внеурочная деятельность способствовала расширению образовательного пространства, не копировала дополнительное образование, создавала дополнительные условия для развития учащихся, чтобы каждый ребенок смог развить и реализовать свои творческие возможности, и школам, и организациям дополнительного образования детей предстоит еще много сделать.
По словам Герберта Спенсера (англ. философа, социолога и педагога)
«Великая ценность образования – это не знания, а действия.
Ты учишься говорить, когда разговариваешь.
Ты учишься ходить, когда ходишь.
Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.
Ты учишься печатать, когда печатаешь.
Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!»

Классное
руководство Предложения:
1). Создавать условия для успешной социализации обучающихся.
Срок: В течение года.
Ответственные: классные руководители.
2). Предоставить творческий отчѐт о достижениях обучающихся, занятых
внеурочной деятельностью и получающих дополнительное образование.
Срок: Май 2015 года.
Ответственные: руководители дополнительного образования и педагоги,
организующие внеурочную деятельность.
3). Систематически проводить мониторинг внеурочной занятости
обучающихся.
Срок: В течение года.
Ответственные: классные руководители
Использовать потенциал дополнительного образования других внешкольных специалистов для организации внеурочной деятельности.
Увеличить долю научно-технического и эстетического содержания внеурочной деятельности.