СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Объём и объёмные формы. Развертка

Нажмите, чтобы узнать подробности

объемные формы

Просмотр содержимого документа
«Объём и объёмные формы. Развертка»

Министерство образования и науки Республики Дагестан‌‌

МР "Магарамкентский район"‌

МКОУ "Оружбинская СОШ"


Конспект урока технологии в 3 классе по УМК «Школа России»


Тема урока: «Объём и объёмные формы. Развертка»


Цель урока: познакомить детей с развёртками и алгоритмом их построения, научить изготовлению объёмных форм на основе развёрток.


Задачи урока:

Личностные:

- проявлять уважительное отношение к своему соседу по парте

Предметные:

- учить читать чертёж развёртки куба;

- соотносить детали и их обозначение на чертеже;

- размечать развёртки по их чертежам;

- собирать куб из развёртки;

- совершенствовать умения узнавать и называть изученные линии чертежа;

- использовать ранее освоенные способы разметки и соединения деталей;


Овладевали УУД:

- учились работать с графической документацией (знаково-символические средства);

- учились выделять характерные признаки объекта;

- учились сравнивать результат с поставленной целью;


Оборудование: компьютер, проектор, цветной картон, ножницы, клей, карандаш, линейка, образец изделия.


Ход урока:


Орг. момент:

- Здравствуйте, ребята. Пожалуйста проверьте свою готовность к уроку. На столе должны лежать картон, ножницы, клей, карандаш и линейка, остальное уберите в портфель, чтобы оно вас не отвлекало.


Беседа:

- Ребята, а вы знаете кто такой инженер-конструктор? (нет)

- Инженер-конструктор – это человек, который создает модели различных объектов, например, машины, различной мебели и так далее. Но перед тем, как начать моделирование, ему нужно определиться с формой, которой будет будущее изделие. Давайте откроем страницу 68 и рассмотрим рисунки, которые предлагают нам авторы учебника. На слайде 7


- Какие плоские геометрические формы вы здесь видите? (треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, круг)

- Правильно. А какие названия объемных фигур вы знаете из тех, что представлены здесь? (Пирамида, куб, шар, параллелепипед, конус)

- Верно. На какие две группы мы можем разделить данные изображения? (на плоские и объемные)

- К каким фигурам мы можем сделать чертеж развертки? (К объемным)

- Правильно. Как вы думаете, какая будет наша тема урока? (Объемные фигуры и их развертки)

- Да, тема нашего урока «Объем и объемные формы. Развертка»


Анализ образца:

- Посмотрите на изделие, которое сейчас у меня в руках. Кто может мне сказать, какую геометрическую форму оно имеет? (куб или кубик)

- А как я могу использовать данный кубик? (Например, это может быть подарочная коробка)

- Если я сейчас разверну данную коробку, то у меня получится развертка этого куба

- Катя, покажи, пожалуйста части изделия. (верхняя, нижняя, боковые стороны и клапаны)

- А что мы можем сказать об их размерах? (стороны одинаковые, клапаны тоже одинаковые)

- Какого назначение клапанов? (С помощью них соединяются стенки коробки друг с другом)

- Как будут соединены части изделия? (Боковые стенки с боковыми клапанами неподвижно, а верхняя крышка подвижно)

- Верно. Как вы думаете, с помощью чего будет сделано соединение? (С помощью клея)

- Давайте посмотрим на развертку нашей коробки, которая представлена на слайде. Здесь вы можете увидеть все размеры. Почему указаны не все размеры? (Потому что у нас куб, а у куба все стороны равны, поэтому нам достаточно указать размер лишь с одной стороны)

- Верно. Что мы можем сказать о размерах сторон? (60 мм)

- Что можем сказать о размерах клапанов? (15 мм)

- Каков габаритный размер заготовки? (255 x 180)

- Какие операции нужно сделать для изготовления изделия? (Разметка и раскрой по габаритным размерам, разметка по частным размерам, сгибание, раскрой по контуру и надрезы, сборка изделия)


Постановка целей и задач урока:


- Как вы думаете, что нам предстоит с вами изготовить на данном уроке? (Похожую коробку)

- Да, мы с вами изготовим подобную коробку, в которой вы сможете хранить различные мелкие вещи.

- Кто может назвать мне цель нашего урока? (познакомиться с развёртками и алгоритмом их построения, научить изготовлению объёмных форм на основе развёрток)

- А какие задачи стоят перед нами на уроке? (учить читать чертёж развёртки куба; соотносить детали и их обозначение на чертеже; размечать развёртки по их чертежам; собирать куб из развёртки; совершенствовать умения узнавать и называть изученные линии чертежа; использовать ранее освоенные способы разметки и соединения деталей; проявлять уважительное отношение к своему соседу по парте)


Планирование хода работы:


- Ребята, давайте ознакомимся с планом, по которому мы с вами будем работать:


План:

  1. Разметка развертки коробки по габаритным размерам


  1. Разметка развертки по частным размерам


  1. Рицовка и сгибание развертки


  1. Раскрой по контуру и надрезы


  1. Сборка изделия


Организация рабочего места:


- Сейчас мы с вами будем приступать к изготовлению нашей коробки, поэтому, проверьте, пожалуйста, еще раз все ли у вас есть и нет ли чего лишнего на парте. На столе должны быть: картон, ножницы, клей, карандаш и линейка.


Практическая работа:


Работа по 1 пункту:


- Достаньте, пожалуйста, 1 лист картона любого цвета

- На нем вы сейчас сделаете разметку развертки коробки по габаритным размерам. Посмотрите на слайд, сколько мм в длину наша развертка? (255 мм)

- Верно. Отмеряем на картоне 255 мм. Помним, что отсчет начинается не сначала линейки, а с отметки 0. Пример на слайде

- Теперь отметим ширину коробки. Посмотрите на чертеж и скажите, какова общая ширина нашей коробки? (180 мм)

- Правильно. Отметьте на вашем листе картона 180 мм. Пример на слайде


Работа по 2 пункту:


- Теперь разметим развертку по частным размерам. Проводим еле заметные линии. Все сверяем с разметкой развертки, которая есть на слайде 9. Для того, чтобы отметить первый клапан, нужно совместить отметку 0 на линейке с началом картона, а затем отмерить 15 мм и поставить точку. Затем переносим линейку так, чтобы 0 находился напротив данной точки. Отсюда начинаем отмерять стороны. Сколько мм 1 сторона нашей коробки? (60)

- Верно. Значит, где мы должны поставить следующую точку? (Напротив цифры 6)

- Да, а если одна сторона 6 см и другая тоже 6 см, то где нужно поставить следующую метку? (Напротив 12)

- Верно. Ставим следующую точку напротив метки 12. Где будем ставить следующие метки? (Напротив отметок 18 и 24)

- Правильно. А если у кого-то закончилась линейка, то, что мы будем делать? (Совместим 0 с меткой, которую мы поставили на числе 12, и продолжим отмечать по 6 см)

- Верно. Теперь все то же самое вам нужно проделать на нижней части картона, чтобы мы потом смогли провести с вами прямые. Проделывают самостоятельно

- Теперь соединяем наши с вами точки тонкими, еле заметными линиями.

- Теперь мы с вами разметили 1 клапан и стороны, что мы еще не сделали? (Не разметили клапаны)

- Верно. Смотрим на чертеж и отмечаем клапаны, не забываем, что они у нас одинаковые 15 мм. Проделывают самостоятельно, сверяясь с чертежом на слайде 9

- Теперь отметим границы сторон нашего кубика по горизонтали. Отметим сначала стороны. Для этого прикладываем линейку к первой еле заметной линии и совмещаем 0 на линейке с началом картона. Сколько мм нам нужно отметить? (60)

- Верно. Отмечаем. Через сколько мм вы поставите следующие точки? (через 60) Отмечают самостоятельно

- Теперь прикладываем линейку ко второй еле заметной линии и проделываем все те же действия. Отмечают самостоятельно

- Аналогично делаем с оставшимися линиями. Отмечают самостоятельно

- Что нам осталось еще отметить? (Клапаны)

- Верно. Сверяясь с разметкой развертки на слайде 9, отмечаем недостающие клапаны.

- Если кто-то быстро справился помогите соседу по парте.

- Посмотрите на слайд 11, у вас должно получится также. У всех так? (Да)

- Для удобства я предлагаю вам обвести контур нашей развертки жирной линией, обратите внимание, что углы клапанов мы убираем.


Работа по 3 пункту:


- Теперь приступим к рицовке и сгибанию нашей развертки.

- Для чего нам следует сделать рицовку? (Для того, чтобы картон легко сгибался и не рвался)

- Правильно. Посмотрите на чертеж развертки на слайде 9 и скажите, где мы будем делать рицовку? (Там, где проведены линии штрих две точки)

- Верно. Рицовку мы с вами будем делать кончиком ножниц. Но для начала вспомним правила пользования ножницами.


Правила работы с ножницами:


1. При работе держи ножницы правильно: лезвие с острым концом обращено вниз, головка винта-шарнира слева;

2. Когда закончил работу, клади ножницы в закрытом виде;

3. Клади ножницы так, чтобы он не свешивались за край стола;

4. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища;

5. Не режь ножницами на ходу и не подходи к товарищу, когда он режет.


- А также нам следует вспомнить приемы пользования ножницами при рицовке:


  1. Держи ножницы в раскрытом виде;

  2. Производи рицовку только одной стороной ножниц, а за другую держи;

  3. Рицовку наноси на лицевую сторону картона.


- Мы повторили все правила, поэтому можем смело приступать к рицовке. Всегда сверяем свои действия с чертежом развертки на слайде 9. Выполняют самостоятельно

- Теперь пробуем согнуть нашу развертку по линиям рицовки. Получилось? (Да)


Работа по 4 пункту:


- После того, как мы с вами сделали рицовку и согнули нашу развертку, можем приступить к вырезанию по контуру. Вернемся еще раз к правилам пользования ножницами.


Правила работы с ножницами:


1. При работе держи ножницы правильно: лезвие с острым концом обращено вниз, головка винта-шарнира слева;

2. Когда закончил работу, клади ножницы в закрытом виде;

3. Клади ножницы так, чтобы он не свешивались за край стола;

4. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища;

5. Не режь ножницами на ходу и не подходи к товарищу, когда он режет.


- А также вспомним приемы работы ножницами:

1. Раскраиваем средней частью ножниц;

2. Держать бумагу следует за большую часть, а отрезать меньшую;

3. Не смыкай концы ножниц при вырезании.


- Приступаем к раскрою изделия. Выполняют самостоятельно


Работа по 5 пункту:


- Теперь давайте попробуем сложить наш кубик. Я показываю, дети повторяют то же самое со своими кубиками

- Снова обратимся к чертежу развертки и посмотрим каким способом соединяются детали. (С помощью клея)

- А куда стоит наносить клей? (На лицевую часть клапанов)

- Верно. Наносим клей на лицевую часть клапанов и соединяем их со стенками кубика, помним, что верхняя крышка и ее клапаны не соединяются, она остается подвижной.

- У всех получилось? (Да)


Подведение итогов урока:


- Что нового сегодня узнали?

- Что повторили?


Рефлексия:


- Оцените свою работу на уроке (поднимают карточки)

«Зеленый» – нет вопросов по теме урока, путь открыт, можно двигаться дальше;

«Желтый» – сомнение, нет уверенности в знаниях или допущены незначительные ошибки;

«Красный» - стоп, материал не понят, идти дальше нельзя.


Уборка рабочего места:


- У нас с вами получилось собрать вот такую прекрасную коробку, в которой вы можете хранить какие-то мелкие вещи, но посмотрите, сколько мусора осталось у вас на столе. Скорее все прибирайте и выкидывайте в мусорку.


Организационный конец урока:


- Спасибо за урок, вы можете быть свободны!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!