Министерство образования и науки Республики Дагестан
МР "Магарамкентский район"
МКОУ "Оружбинская СОШ"
Конспект урока технологии в 3 классе по УМК «Школа России»
Тема урока: «Объём и объёмные формы. Развертка»
Цель урока: познакомить детей с развёртками и алгоритмом их построения, научить изготовлению объёмных форм на основе развёрток.
Задачи урока:
Личностные:
- проявлять уважительное отношение к своему соседу по парте
Предметные:
- учить читать чертёж развёртки куба;
- соотносить детали и их обозначение на чертеже;
- размечать развёртки по их чертежам;
- собирать куб из развёртки;
- совершенствовать умения узнавать и называть изученные линии чертежа;
- использовать ранее освоенные способы разметки и соединения деталей;
Овладевали УУД:
- учились работать с графической документацией (знаково-символические средства);
- учились выделять характерные признаки объекта;
- учились сравнивать результат с поставленной целью;
Оборудование: компьютер, проектор, цветной картон, ножницы, клей, карандаш, линейка, образец изделия.
Ход урока:
Орг. момент:
- Здравствуйте, ребята. Пожалуйста проверьте свою готовность к уроку. На столе должны лежать картон, ножницы, клей, карандаш и линейка, остальное уберите в портфель, чтобы оно вас не отвлекало.
Беседа:
- Ребята, а вы знаете кто такой инженер-конструктор? (нет)
- Инженер-конструктор – это человек, который создает модели различных объектов, например, машины, различной мебели и так далее. Но перед тем, как начать моделирование, ему нужно определиться с формой, которой будет будущее изделие. Давайте откроем страницу 68 и рассмотрим рисунки, которые предлагают нам авторы учебника. На слайде 7
- Какие плоские геометрические формы вы здесь видите? (треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, круг)
- Правильно. А какие названия объемных фигур вы знаете из тех, что представлены здесь? (Пирамида, куб, шар, параллелепипед, конус)
- Верно. На какие две группы мы можем разделить данные изображения? (на плоские и объемные)
- К каким фигурам мы можем сделать чертеж развертки? (К объемным)
- Правильно. Как вы думаете, какая будет наша тема урока? (Объемные фигуры и их развертки)
- Да, тема нашего урока «Объем и объемные формы. Развертка»
Анализ образца:
- Посмотрите на изделие, которое сейчас у меня в руках. Кто может мне сказать, какую геометрическую форму оно имеет? (куб или кубик)
- А как я могу использовать данный кубик? (Например, это может быть подарочная коробка)
- Если я сейчас разверну данную коробку, то у меня получится развертка этого куба
- Катя, покажи, пожалуйста части изделия. (верхняя, нижняя, боковые стороны и клапаны)
- А что мы можем сказать об их размерах? (стороны одинаковые, клапаны тоже одинаковые)
- Какого назначение клапанов? (С помощью них соединяются стенки коробки друг с другом)
- Как будут соединены части изделия? (Боковые стенки с боковыми клапанами неподвижно, а верхняя крышка подвижно)
- Верно. Как вы думаете, с помощью чего будет сделано соединение? (С помощью клея)
- Давайте посмотрим на развертку нашей коробки, которая представлена на слайде. Здесь вы можете увидеть все размеры. Почему указаны не все размеры? (Потому что у нас куб, а у куба все стороны равны, поэтому нам достаточно указать размер лишь с одной стороны)
- Верно. Что мы можем сказать о размерах сторон? (60 мм)
- Что можем сказать о размерах клапанов? (15 мм)
- Каков габаритный размер заготовки? (255 x 180)
- Какие операции нужно сделать для изготовления изделия? (Разметка и раскрой по габаритным размерам, разметка по частным размерам, сгибание, раскрой по контуру и надрезы, сборка изделия)
Постановка целей и задач урока:
- Как вы думаете, что нам предстоит с вами изготовить на данном уроке? (Похожую коробку)
- Да, мы с вами изготовим подобную коробку, в которой вы сможете хранить различные мелкие вещи.
- Кто может назвать мне цель нашего урока? (познакомиться с развёртками и алгоритмом их построения, научить изготовлению объёмных форм на основе развёрток)
- А какие задачи стоят перед нами на уроке? (учить читать чертёж развёртки куба; соотносить детали и их обозначение на чертеже; размечать развёртки по их чертежам; собирать куб из развёртки; совершенствовать умения узнавать и называть изученные линии чертежа; использовать ранее освоенные способы разметки и соединения деталей; проявлять уважительное отношение к своему соседу по парте)
Планирование хода работы:
- Ребята, давайте ознакомимся с планом, по которому мы с вами будем работать:
План:
Разметка развертки коробки по габаритным размерам
Разметка развертки по частным размерам
Рицовка и сгибание развертки
Раскрой по контуру и надрезы
Сборка изделия
Организация рабочего места:
- Сейчас мы с вами будем приступать к изготовлению нашей коробки, поэтому, проверьте, пожалуйста, еще раз все ли у вас есть и нет ли чего лишнего на парте. На столе должны быть: картон, ножницы, клей, карандаш и линейка.
Практическая работа:
Работа по 1 пункту:
- Достаньте, пожалуйста, 1 лист картона любого цвета
- На нем вы сейчас сделаете разметку развертки коробки по габаритным размерам. Посмотрите на слайд, сколько мм в длину наша развертка? (255 мм)
- Верно. Отмеряем на картоне 255 мм. Помним, что отсчет начинается не сначала линейки, а с отметки 0. Пример на слайде
- Теперь отметим ширину коробки. Посмотрите на чертеж и скажите, какова общая ширина нашей коробки? (180 мм)
- Правильно. Отметьте на вашем листе картона 180 мм. Пример на слайде
Работа по 2 пункту:
- Теперь разметим развертку по частным размерам. Проводим еле заметные линии. Все сверяем с разметкой развертки, которая есть на слайде 9. Для того, чтобы отметить первый клапан, нужно совместить отметку 0 на линейке с началом картона, а затем отмерить 15 мм и поставить точку. Затем переносим линейку так, чтобы 0 находился напротив данной точки. Отсюда начинаем отмерять стороны. Сколько мм 1 сторона нашей коробки? (60)
- Верно. Значит, где мы должны поставить следующую точку? (Напротив цифры 6)
- Да, а если одна сторона 6 см и другая тоже 6 см, то где нужно поставить следующую метку? (Напротив 12)
- Верно. Ставим следующую точку напротив метки 12. Где будем ставить следующие метки? (Напротив отметок 18 и 24)
- Правильно. А если у кого-то закончилась линейка, то, что мы будем делать? (Совместим 0 с меткой, которую мы поставили на числе 12, и продолжим отмечать по 6 см)
- Верно. Теперь все то же самое вам нужно проделать на нижней части картона, чтобы мы потом смогли провести с вами прямые. Проделывают самостоятельно
- Теперь соединяем наши с вами точки тонкими, еле заметными линиями.
- Теперь мы с вами разметили 1 клапан и стороны, что мы еще не сделали? (Не разметили клапаны)
- Верно. Смотрим на чертеж и отмечаем клапаны, не забываем, что они у нас одинаковые 15 мм. Проделывают самостоятельно, сверяясь с чертежом на слайде 9
- Теперь отметим границы сторон нашего кубика по горизонтали. Отметим сначала стороны. Для этого прикладываем линейку к первой еле заметной линии и совмещаем 0 на линейке с началом картона. Сколько мм нам нужно отметить? (60)
- Верно. Отмечаем. Через сколько мм вы поставите следующие точки? (через 60) Отмечают самостоятельно
- Теперь прикладываем линейку ко второй еле заметной линии и проделываем все те же действия. Отмечают самостоятельно
- Аналогично делаем с оставшимися линиями. Отмечают самостоятельно
- Что нам осталось еще отметить? (Клапаны)
- Верно. Сверяясь с разметкой развертки на слайде 9, отмечаем недостающие клапаны.
- Если кто-то быстро справился помогите соседу по парте.
- Посмотрите на слайд 11, у вас должно получится также. У всех так? (Да)
- Для удобства я предлагаю вам обвести контур нашей развертки жирной линией, обратите внимание, что углы клапанов мы убираем.
Работа по 3 пункту:
- Теперь приступим к рицовке и сгибанию нашей развертки.
- Для чего нам следует сделать рицовку? (Для того, чтобы картон легко сгибался и не рвался)
- Правильно. Посмотрите на чертеж развертки на слайде 9 и скажите, где мы будем делать рицовку? (Там, где проведены линии штрих две точки)
- Верно. Рицовку мы с вами будем делать кончиком ножниц. Но для начала вспомним правила пользования ножницами.
Правила работы с ножницами:
1. При работе держи ножницы правильно: лезвие с острым концом обращено вниз, головка винта-шарнира слева;
2. Когда закончил работу, клади ножницы в закрытом виде;
3. Клади ножницы так, чтобы он не свешивались за край стола;
4. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища;
5. Не режь ножницами на ходу и не подходи к товарищу, когда он режет.
- А также нам следует вспомнить приемы пользования ножницами при рицовке:
Держи ножницы в раскрытом виде;
Производи рицовку только одной стороной ножниц, а за другую держи;
Рицовку наноси на лицевую сторону картона.
- Мы повторили все правила, поэтому можем смело приступать к рицовке. Всегда сверяем свои действия с чертежом развертки на слайде 9. Выполняют самостоятельно
- Теперь пробуем согнуть нашу развертку по линиям рицовки. Получилось? (Да)
Работа по 4 пункту:
- После того, как мы с вами сделали рицовку и согнули нашу развертку, можем приступить к вырезанию по контуру. Вернемся еще раз к правилам пользования ножницами.
Правила работы с ножницами:
1. При работе держи ножницы правильно: лезвие с острым концом обращено вниз, головка винта-шарнира слева;
2. Когда закончил работу, клади ножницы в закрытом виде;
3. Клади ножницы так, чтобы он не свешивались за край стола;
4. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища;
5. Не режь ножницами на ходу и не подходи к товарищу, когда он режет.
- А также вспомним приемы работы ножницами:
1. Раскраиваем средней частью ножниц;
2. Держать бумагу следует за большую часть, а отрезать меньшую;
3. Не смыкай концы ножниц при вырезании.
- Приступаем к раскрою изделия. Выполняют самостоятельно
Работа по 5 пункту:
- Теперь давайте попробуем сложить наш кубик. Я показываю, дети повторяют то же самое со своими кубиками
- Снова обратимся к чертежу развертки и посмотрим каким способом соединяются детали. (С помощью клея)
- А куда стоит наносить клей? (На лицевую часть клапанов)
- Верно. Наносим клей на лицевую часть клапанов и соединяем их со стенками кубика, помним, что верхняя крышка и ее клапаны не соединяются, она остается подвижной.
- У всех получилось? (Да)
Подведение итогов урока:
- Что нового сегодня узнали?
- Что повторили?
Рефлексия:
- Оцените свою работу на уроке (поднимают карточки)
«Зеленый» – нет вопросов по теме урока, путь открыт, можно двигаться дальше;
«Желтый» – сомнение, нет уверенности в знаниях или допущены незначительные ошибки;
«Красный» - стоп, материал не понят, идти дальше нельзя.
Уборка рабочего места:
- У нас с вами получилось собрать вот такую прекрасную коробку, в которой вы можете хранить какие-то мелкие вещи, но посмотрите, сколько мусора осталось у вас на столе. Скорее все прибирайте и выкидывайте в мусорку.
Организационный конец урока:
- Спасибо за урок, вы можете быть свободны!