Прялухина Ирина Александровна
Воспитатель, первая квалификационная
МБДОУ Детский сад №11 "Полянка", город Архангельск
Тема конспекта по окружающему миру во 2 младшей группе: «Обитатели Северной Двины»
Тип НОД: познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром.
Цель: познакомить детей с обитателями реки нашего края.
Задачи: расширить знания детей о обитателях реки Северной Двины: о внешнем виде рыб, о среде их обитания, повадках, о многообразии рыб и растений; активизировать словарный запас у детей по теме; развивать связную речь, учить отвечать полным ответом на вопросы воспитателя; формировать ОБЖ у детей; желание беречь природу, заботиться о ней.
Предварительная работа: работа с родителями (законными представителями): макет реки, фотографии с детьми около реки, на рыбалке, т.д.; рассматривание фотографиях реку в сезонных изменениях, беседы с детьми о правилах нахождения на реке; экологическая игра «Береги реку».
Ход:
I. Вводная часть:
Приветствие «Здравствуй друг!»
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы за руки все возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг. Здравствуй, друг. Здравствуй, весь наш дружный круг!
Воспитатель: Ребята, у меня для вас, есть загадка:
Бежит без ног, не зная горя,
И добирается до моря. (Река.)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним название нашей реки? (Северная Двина)
Воспитатель: Кто живет в реке?
Дети (предполагаемый ответ): Рыба: карась, лещ, налим, окунь, сорога, щука, язь, ерш, раки, мидии.
Воспитатель: Что растет в реке и около её?
Дети (предполагаемый ответ): Водоросли, кувшинки, камыш, осока, ряска. (рассматривание на картинках или слайды на презентации)
Воспитатель: Молодцы, а вы хотите познакомиться с рыбами и узнать о них по больше?
Дети (предполагаемый ответ): Да, хотим.
Воспитатель: Я буду вам загадывать загадки, а вы попробуете отгадать и найти на картинках (слайды) отгадки? Готовы?
Дети (предполагаемый ответ): Да.
II. Основная часть:
Воспитатель:
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
притом — такая злюка!
Конечно, это... (щука). Вот она на картинке.
Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников! (окунь)
Он драчун и забияка,
никогда не знает страха:
На спине – иголки,
А иголки – колки. (ёрш)
На рыбалку мы ходили,
Рыбу дружно все удили.
Свой рассказ ты как не крась,
но ловился лишь … (карась)
С серебристой чешуёй, не плотва.
Какой большой!
А копчёный – это вещь!
Догадались? Это — (лещ)
Прячусь я на дне речном,
я – усатый, но не сом.
Друг на друга мы похожи,
но меня не путай с ним.
Видишь пятнышки на коже? Значит, это я… (налим)
Совсем не крупный, но усатый,
Зеленовато-буроватый.
Он в речке мудрый секретарь…
Как все зовут его? … (пескарь)
Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с обитателями нашей реки.
Воспитатель: Посмотрите на рыб, скажите, что есть у всех этих рыб, из каких частей они состоят?
Дети (предполагаемый ответ): Туловище, голова, хвост, плавники.
Воспитатель: Какое туловище у рыбки?
Дети (предполагаемый ответ): Вытянутое.
Воспитатель: Чем покрыто туловище у рыбки?
Дети (предполагаемый ответ): Чешуей.
Воспитатель: Какие по форме глаза у рыбки?
Дети (предполагаемый ответ): Круглые.
Воспитатель: Какие по цвету глаза у рыбки?
Дети (предполагаемый ответ): Черные.
Воспитатель: а сколько глаз у рыбки? А у вас?
Дети (предполагаемый ответ): Два глаза.
Воспитатель: Где расположены глаза у рыбки?
Дети (предполагаемый ответ): Глаза у рыбки находятся на голове.
Воспитатель: Что ещё находится на голове у рыб?
Дети (предполагаемый ответ): нос.
Воспитатель: а за чем рыбе он нужен?
Дети (предполагаемый ответ): дышать.
Воспитатель: Ребята, оказывается рыбы носом только нюхают, а дышат они жабрами.
Рыба, как и сухопутные животные, нуждается в кислороде. Только она дышит не кислородом воздуха, как мы, а кислородом, растворённым в воде.
Воспитатель: давайте, посмотрим дальше на рыб, что ещё есть у них?
Дети (предполагаемый ответ): На голове есть рот.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем рот рыбке?
Дети (предполагаемый ответ): Рыбки едят ртом.
Воспитатель: а вам, зачем рот?
Дети (предполагаемый ответ): Мы едим, говорим.
Воспитатель: а рыбки умеют говорить?
Дети (предполагаемый ответ): Не умеют. Рыбки молчат – ни о чем не говорят.
Воспитатель: а что умеют делать рыбки?
Дети (предполагаемый ответ): Умеют плавать.
Воспитатель: Что помогает рыбкам плавать?
Дети (предполагаемый ответ): У них есть плавники. Они помогают рыбкам плавать.
Воспитатель: а где находятся плавники?
Дети (предполагаемый ответ): Вверху на спинке, снизу на брюшке, сзади на хвостике.
Воспитатель: Ребята, а я вам сейчас расскажу стихотворение про рыбку-озорницу?
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело гулять,
Рыбка, рыбка озорница
Мы хотим с тобой играть.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть и превратиться в рыбок. Для этого сложите ладошки вместе и поплыли. Помните, что рыбы не умеют разговаривать, поэтому плывем молча.
Воспитатель:
Рыбки весело резвятся
В чистой, тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Воспитатель: Подплывайте ко мне, рыбки (рассматривание макета реки Северной Двины). Вы снова мальчики и девочки.
Воспитатель: посмотрите на макет и скажите мне, пожалуйста, какие рыбки туту живут? А каких рыбок вы может еще знаете?
Дети (предполагаемый ответ): окунь, судак, ерш, т. д.
Воспитатель: а какие растения вы здесь увидели на берегу нашей реки, кто их назовет?
Дети (предполагаемый ответ): камыш, осока, т. д.
Воспитатель: что мы еще можем увидеть на дне водоема?
Дети (предполагаемый ответ): ракушки, камни, песок, раки.
Воспитатель: Вы, очень внимательные, молодцы.
Посмотрите, а вот рыбка, почему-то она грустная?
Дети (предполагаемый ответ): потому что в реке есть мусор.
Воспитатель: а как нам тогда помочь рыбке и развеселить ее?
Дети (предполагаемый ответ): надо убрать мусор на берегу и в самой реке. (Экологическая игра «Береги реку»).
Воспитатель: умницы! Давайте вспомним, какие правила поведения необходимо соблюдать, находясь возле реки.
Дети (предполагаемый ответ): громко кричать, заходить без разрешения родителей воду, бросать игрушки и различный мусор.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, рыбка очень рада, что у нее появились друзья. Она уверена вас и знает, что вы будите беречь и охранять природу.
Литература:
Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/po-shhuchemu-velenyu-russkaya-narodnaya-skazka/
Источник: https://multi-mama.ru/zagadki-pro-ryb/