СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обитатели Северной Двины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей с обитателями реки нашего края.

Задачи: расширить знания детей о обитателях реки Северной Двины: о внешнем виде рыб, о среде их обитания, повадках, о многообразии рыб и растений; активизировать словарный запас у детей по теме; развивать связную речь, учить отвечать полным ответом на вопросы воспитателя; формировать ОБЖ у детей; желание беречь природу, заботиться о ней.

Просмотр содержимого документа
««Обитатели Северной Двины»»

Прялухина Ирина Александровна

Воспитатель, первая квалификационная

МБДОУ Детский сад №11 "Полянка", город Архангельск

Тема конспекта по окружающему миру во 2 младшей группе: «Обитатели Северной Двины»

Тип НОД: познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром.

Цель: познакомить детей с обитателями реки нашего края.

Задачи: расширить знания детей о обитателях реки Северной Двины: о внешнем виде рыб, о среде их обитания, повадках, о многообразии рыб и растений; активизировать словарный запас у детей по теме; развивать связную речь, учить отвечать полным ответом на вопросы воспитателя; формировать ОБЖ у детей; желание беречь природу, заботиться о ней.

Предварительная работа: работа с родителями (законными представителями): макет реки, фотографии с детьми около реки, на рыбалке, т.д.; рассматривание фотографиях реку в сезонных изменениях, беседы с детьми о правилах нахождения на реке; экологическая игра «Береги реку».

Ход:

I. Вводная часть:

Приветствие «Здравствуй друг!»

Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок.

Мы за руки все возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг. Здравствуй, друг. Здравствуй, весь наш дружный круг!


Воспитатель: Ребята, у меня для вас, есть загадка:

Бежит без ног, не зная горя,

И добирается до моря. (Река.)


Воспитатель: Ребята, давайте вспомним название нашей реки? (Северная Двина)

Воспитатель: Кто живет в реке?

Дети (предполагаемый ответ): Рыба: карась, лещ, налим, окунь, сорога, щука, язь, ерш, раки, мидии.

Воспитатель: Что растет в реке и около её?

Дети (предполагаемый ответ): Водоросли, кувшинки, камыш, осока, ряска. (рассматривание на картинках или слайды на презентации)

Воспитатель: Молодцы, а вы хотите познакомиться с рыбами и узнать о них по больше?

Дети (предполагаемый ответ): Да, хотим.

Воспитатель: Я буду вам загадывать загадки, а вы попробуете отгадать и найти на картинках (слайды) отгадки? Готовы?

Дети (предполагаемый ответ): Да.

II. Основная часть:

Воспитатель:

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

притом — такая злюка!

Конечно, это... (щука). Вот она на картинке.


Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников! (окунь)


Он драчун и забияка,

никогда не знает страха:

На спине – иголки,

А иголки – колки. (ёрш)


На рыбалку мы ходили,

Рыбу дружно все удили.

Свой рассказ ты как не крась,

но ловился лишь … (карась)


С серебристой чешуёй, не плотва.

Какой большой!

А копчёный – это вещь!

Догадались? Это — (лещ)


Прячусь я на дне речном,

я – усатый, но не сом.

Друг на друга мы похожи,

но меня не путай с ним.

Видишь пятнышки на коже? Значит, это я… (налим)


Совсем не крупный, но усатый,

Зеленовато-буроватый.

Он в речке мудрый секретарь…

Как все зовут его? … (пескарь)


Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с обитателями нашей реки.

Воспитатель: Посмотрите на рыб, скажите, что есть у всех этих рыб, из каких частей они состоят?

Дети (предполагаемый ответ): Туловище, голова, хвост, плавники.

Воспитатель: Какое туловище у рыбки?

Дети (предполагаемый ответ): Вытянутое.

Воспитатель: Чем покрыто туловище у рыбки?

Дети (предполагаемый ответ): Чешуей.

Воспитатель: Какие по форме глаза у рыбки?

Дети (предполагаемый ответ): Круглые.

Воспитатель: Какие по цвету глаза у рыбки?

Дети (предполагаемый ответ): Черные.

Воспитатель: а сколько глаз у рыбки? А у вас?

Дети (предполагаемый ответ): Два глаза.

Воспитатель: Где расположены глаза у рыбки?

Дети (предполагаемый ответ): Глаза у рыбки находятся на голове.

Воспитатель: Что ещё находится на голове у рыб?

Дети (предполагаемый ответ): нос.

Воспитатель: а за чем рыбе он нужен?

Дети (предполагаемый ответ): дышать.

Воспитатель: Ребята, оказывается рыбы носом только нюхают, а дышат они жабрами.

Рыба, как и сухопутные животные, нуждается в кислороде. Только она дышит не кислородом воздуха, как мы, а кислородом, растворённым в воде.

Воспитатель: давайте, посмотрим дальше на рыб, что ещё есть у них?

Дети (предполагаемый ответ): На голове есть рот.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем рот рыбке?

Дети (предполагаемый ответ): Рыбки едят ртом.

Воспитатель: а вам, зачем рот?

Дети (предполагаемый ответ): Мы едим, говорим.

Воспитатель: а рыбки умеют говорить?

Дети (предполагаемый ответ): Не умеют. Рыбки молчат – ни о чем не говорят.

Воспитатель: а что умеют делать рыбки?

Дети (предполагаемый ответ): Умеют плавать.

Воспитатель: Что помогает рыбкам плавать?

Дети (предполагаемый ответ): У них есть плавники. Они помогают рыбкам плавать.

Воспитатель: а где находятся плавники?

Дети (предполагаемый ответ): Вверху на спинке, снизу на брюшке, сзади на хвостике.

Воспитатель: Ребята, а я вам сейчас расскажу стихотворение про рыбку-озорницу?

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело гулять,

Рыбка, рыбка озорница

Мы хотим с тобой играть.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть и превратиться в рыбок. Для этого сложите ладошки вместе и поплыли. Помните, что рыбы не умеют разговаривать, поэтому плывем молча.

Воспитатель:

Рыбки весело резвятся

В чистой, тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Воспитатель: Подплывайте ко мне, рыбки (рассматривание макета реки Северной Двины). Вы снова мальчики и девочки.

Воспитатель: посмотрите на макет и скажите мне, пожалуйста, какие рыбки туту живут? А каких рыбок вы может еще знаете?

Дети (предполагаемый ответ): окунь, судак, ерш, т. д.

Воспитатель: а какие растения вы здесь увидели на берегу нашей реки, кто их назовет?

Дети (предполагаемый ответ): камыш, осока, т. д.

Воспитатель: что мы еще можем увидеть на дне водоема?

Дети (предполагаемый ответ): ракушки, камни, песок, раки.

Воспитатель: Вы, очень внимательные, молодцы.

Посмотрите, а вот рыбка, почему-то она грустная?

Дети (предполагаемый ответ): потому что в реке есть мусор.

Воспитатель: а как нам тогда помочь рыбке и развеселить ее?

Дети (предполагаемый ответ): надо убрать мусор на берегу и в самой реке. (Экологическая игра «Береги реку»).

Воспитатель: умницы! Давайте вспомним, какие правила поведения необходимо соблюдать, находясь возле реки.

Дети (предполагаемый ответ): громко кричать, заходить без разрешения родителей воду, бросать игрушки и различный мусор.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, рыбка очень рада, что у нее появились друзья. Она уверена вас и знает, что вы будите беречь и охранять природу.


Литература:

Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/po-shhuchemu-velenyu-russkaya-narodnaya-skazka/

Источник: https://multi-mama.ru/zagadki-pro-ryb/