Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Облачные технологии как структурная единица цифрового мира» в форме цифровой лаборатории составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования соответствует требованиям к результатам освоения образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основным подходам к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Цель: создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности учащихся через освоение облачных технологий Google.
В ходе ее достижения решаются задачи:
Познакомить с понятием «облачные технологии».
Сформировать представление о возможности использования облачных технологий Google в учебной и внеурочной деятельности.
Познакомить с облачными сервисами Google.
Научить пользоваться и использовать в своей деятельности следующие сервисы:
Gmail - электронная почта;
GoogleDrive - сервис облачного хранения данных;
GoogleDocs - сервис для создания текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, анкет или тестов;
Google Календарь - сервис планирования текущих дел;
GoogleMaps - сервис карт и создания маршрутов;
Blogger - сервис для ведения блогов;
Picasa - хостинг (хранилище) фотографий.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа курса «Облачные технологии как структурная единица цифрового мира» направлена на овладение учащимися основных приемов работы с сервисами Яндекс и Google посредством облачных технологий; формирования пользовательских навыков создания и ведения электронная почты, сервисов облачного хранения данных, сервисов для создания текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, анкет или тестов; сервис планирования текущих дел, сервис карт и создания маршрутов; сервис для ведения блогов, хостинг (хранилище) фотографий, развитие практических навыков, воображения, творческих способностей, пространственного, ассоциативного мышления, творческой активности в процессе коллективного сетевого проектирования.
Одной из наиболее значимых и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса является применение мультимедиа технологий в обучении. Поиск и передача информации посредством Интернета; ее систематизация и обработка с помощью компьютерных программ - этим сегодня никого не удивишь. Интернет прочно входит в нашу жизнь, становится неотъемлемой её частью, предоставляя широкие возможности для осуществления коммуникаций между учителями, учениками, родителями. Важная роль Интернет-технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных задач, но и придают качественно новые возможности обучению, способствуют созданию новых форм образования.
Одно из перспективных направлений развития - облачные технологии, доступ к которым есть сегодня практически с любого цифрового устройства. Компьютер, планшет, телефон и другие мобильные «гаджеты» являются неотъемлемой частью жизни сегодняшних детей. Совместное использование их и облачных технологий в образовании открывает дополнительные возможности для взаимодействия учащихся и учителей. Их внедрение подготовит школьника к жизни в современном информационном обществе.
Место изучаемого предмета в учебном плане
На изучение курса «Облачные технологии как структурная единица цифрового мира» в соответствии с учебным планом школы в 7 классе отводится 1 час в неделю.
Соответственно программа рассчитана на 35 часов. С целью формирования опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Рабочая программа разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 7 классов, рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения).
Выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские и объемные геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
создавать аккаунт в Google;
создавать собственные слайды в общей коллективной презентации с использованием сервиса Google;
размещать графику и текст на подготовленном шаблоне коллективной презентации, редактировать их; компоновать слайды в Google-презентации
работать с совместными электронными документами;
использовать технологии сервисов Документы Google и Google Диск
Обобщать, делать несложные выводы.
Классифицировать явления, предметы.
Давать определения тем или иным понятиям.
Содержание курса
Раздел 1.Введение в основные облачные сервисы. (1 часов).
Современные тенденции развития интернет технологий. Облачные технологии, их виды и возможности.
Раздел 2. Работа в облачных технологиях Google (24 часа).
Возможности облачных сервисов Google. Создание аккаунта в Google. Настройка и создание контактов. Настройка чата, подключение видеосвязи. Настройка календаря Google. Управление коллективом с помощью календаря Google. Работа с текстовыми документами в Google, совместная работа. Работа с фотографиями в Google. Работа с электронными таблицами в Google, совместная работа. Работа с презентациями в Google, совместная работа. Работа с видео в Google.
Раздел 3. Проектная работа (10 часов)
Работа с сервисом GoogleMaps, разработка блога на сервисе Blogger, представление собственного блога.
Формы организации занятий:
лекция;
практикум по освоению сервисов Google;
самостоятельная работа сервисами Google;
консультация;
презентация результатов работы с сервисами Google.
Виды учебной деятельности:
Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;
Практическая Деятельность:
выполнять коллективное создание документа;
создавать презентации с использованием готовых шаблонов;
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты,
проводить поиск информации в сети
Виды деятельности:
5. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Содержание самостоятельной работы | Кол-во часов |
1 | Знакомство с облачными технологиям и сервисами Яндекс , Google | - | 1 |
2 | Создание аккаунта Google, Яндекс настройка почтовой службе Google - Gmail | Создание адресной книги. | 2 |
3 | Работа с сервисом облачного хранения данных - Диск Google, Яндекс | Загрузка на Диск Google текстовых, файлов, файлов презентаций. | 1 |
4 | Создание текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, анкет, тестов с использованием сервиса Google Docs, Яндекс | | 1 |
5 | Создание текстового документа совместного доступа и экспорт его в формат Microsoft Office | Разработка текстового документа с настройкой совместного доступа для редактирования и настройкой - общедоступно для просмотра пользователей | 2 |
6 | Создание презентации с настройкой общего доступа и экспорт ее в формат Microsoft Office | Разработка учебной презентации с настройкой - общедоступно для просмотра пользователей | 5 |
7 | Создание электронной таблицы с настройкой общего доступа и экспорт ее в формат Microsoft Office | Разработка электронного журнала с настройкой - общедоступно для просмотра пользователей | 2 |
8 | Создание формы для проведения теста, анкетирования с настройкой общего доступа | Создание теста с разными типами заданий и настройкой совместного доступа | 3 |
9 | Создание рисунков для совместного редактирования | Разработка документа с настройкой совместного доступа для дальнейшего редактирования | 3 |
10 | Создание Google календарь для планирования текущих дел | Создание календаря с оповещением на электронную почту | 2 |
11 | Создание коллекции фотографий на сервисе Picasa | Создание слайд-шоу из фотографий на сервисе Picasaс настройкой общего доступа | 3 |
12 | Разработка маршрута в Google Maps | Создание учебного маршрута в GoogleMaps | 2 |
13 | Разработка собственного блога на сервисе Blogger | | 1 |
14 | Создание нового блога на сервисе Blogger. Работа с шаблоном и дизайном блога. | Выбор нового шаблона блога. Работа с сообщениями и комментариями. | 1 |
15 | Обзор гаджетов, добавляемых в блог на сервисе Blogger | Добавление в блог гаджетов. Работа над структурой и дизайном блога. | 2 |
16 | Добавление страниц в блог на сервисе Blogger. | Работа с дополнительными страницами блога. Работа над структурой и дизайном блога. | 2 |
17 | Представление собственного блога, наполненного ресурсами, созданными с использованием сервисов Google | - | 1 |
| Итого | | 34 |
В ходе работы реализуются проекты: «Безопасное хранение паролей в сети Интернет», «Сетевой проект рецептов здоровья», «Виртуальная экскурсия по школе», «Мой мир через Яндекс карты».
Планируемые результаты (в том числе развиваемые УУД)
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения).
Выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские и объемные геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
создавать аккаунт в Google;
создавать собственные слайды в общей коллективной презентации с использованием сервиса Google;
размещать графику и текст на подготовленном шаблоне коллективной презентации, редактировать их; компоновать слайды в Google-презентации
работать с совместными электронными документами;
использовать технологии сервисов Документы Google и Google Диск
Обобщать, делать несложные выводы.
Классифицировать явления, предметы.
Давать определения тем или иным понятиям.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
публикации сетевых творческих работ учащихся;
мини - конференции по защите исследовательских проектов;
школьная научно - практическая конференция.
Список литературы
Облачные вычисления: обзор и рекомендации. Общая среда облачных вычислений — Рекомендации Национального Института Стандартов и Технологий (США), NIST, USA, 2007
Таксономия облачных вычислений — Рекомендации Национального Института Стандартов и Технологий (США), NIST, USA, 2007
Эталонная архитектура облачных вычислений — Рекомендации Национального Института Стандартов и Технологий (США), NIST, USA, 2007
Определение Облачных Вычислений — Рекомендации Национального Института Стандартов и Технологий (США), NIST, USA, 2010
Что такое облачные вычисления и как их можно использовать? — Корпорация IBM, 2012
8. Облачные сервисы для использования на занятиях
Яндекс диск с общим доступом http:// disk.yandex.ru/client/disk
Грамота http://gramota.ru
Интернет-уроки http://intemeturok.ru/ru, http://naukomania.ru/
Гугл диск с общим доступом https://drive.google.com/
Онлайн доски http://piratepad.net/front-page/, http://www.twiddla.com/
Интерактивные упражнения Learningappshttp://learningapps.org/
ЦОРыhttp://school-collection.edu.ru/
Схемы https://bubbl.us/
Prezihttp://prezi.com/
Линия времени http://www.dipity.com/
Дистант-урок http://distanturok.blogspot.ru/
Самоучка http://samouchka.com.ua/
ТОП 5 справочно-информационных ресурсов
Словари http://www.slovari.ru/
Словари и энциклопедии http://dic.academic.ru/
Аудиокниги http: // audiolitra.ru
Библиотека Мошкова http://lib.ru/