СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Облака и туман. Дожди и ливни. ОБЖ Чрезвычайные ситуации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирования новых знаний. Даём представление о понятиях «туман», «облака», «осадки». Знакомим детей с чрезвычайными ситуациями, как действовать при ЧС

 

Просмотр содержимого документа
«Облака и туман. Дожди и ливни. ОБЖ Чрезвычайные ситуации»

Тема урока: «Туман и облака. Осадки»

Тип урока: Урок формирования новых знаний

Класс: 3

Цель урока

  • дать представление о понятиях «туман», «облака», «осадки».

Задачи урока

  • сформировать понятия «облака», «туман», «осадки»;

  • расширить и закрепить знания обучающихся о трех состояниях воды

  • учить детей бережно относиться к воде и экономить ее.

  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами

  • корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку

I. Организационный момент

Повернулись, улыбнулись, зарядили друг друга хорошим настроением. Посмотрите в окошко, зарядитесь энергией солнца.

15 декабря — 349-й день года. До конца года остаётся 16 дней. 15 декабря- международный день чая.

2.Актуализация опорных знаний.

Ребята,какие явления природы наблюдали сегодня? что мы называем явлениями природы? (перечисляют)

Какие явления природы связаны с превращениями воды? (образование облаков, дождь, туман и т.д.).

3. Сообщение темы урока.

«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

Что имел в виду французский летчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, когда писал эти строки? (он отметил что вода - главное вещество в природе)

Итак, сегодня ребята мы будем исследовать и наблюдать, выводы делать и понимать, а чтобы урок пошёл каждому впрок. Активно в работу включайся дружок! И тема нашего сегодняшнего урока это «Туман, облака, и осадки».

А целью нашего урока является знакомство с новыми превращениями воды в природе, а именно с туманом и облаками, а так же мы узнаем, что облака бывают разных видов.

Проблемный вопрос: Как составляется прогноз погоды?

Но сначала мы проверим ваше домашнее задание.

Тест

Молодцы ребята, хорошо подготовились!

Переходим к нашему уроку.

4. Изучение новой темы.

Ребята, давайте разгадаем загадки. Слушаем.

-Молоко над речкой плыло —

Ничего не видно было.

Растворилось молоко —

Стало видно далеко. (Туман)

- Летит орлица по синему небу

Крылья распластала, солнышко застлала. (Облако)

- Уж не солнце ль виновато, что висит на небе вата? (Облака)

- По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые.

И бывает иногда

Из мешков течёт вода.

Спрячемся получше

От дырявой…(тучи).

- Много этого добра Возле нашего двора, А рукою не возьмешь, И домой не принесешь. Таня по саду гуляла, Собирала, собирала, Поглядела в кузовок, — Он пустой и лишь промок! (туман)

Молодцы ребята, правильно отгадали мои загадки.

Ребята, а что же такое туман, как вы думаете? ( Туман- это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе.) СЛАЙД 2,3

Ребята, а запотевают ли оконные стёкла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на улице? (нет, образование капель воды из водяного пара возможно только при условии его охлаждения, то есть разницы в температуре в комнате и за окном).

Ребята, а туман исчезает? (нет, он превращается в водяной пар и оседает на землю)

А давайте подумаем какие у тумана есть плюсы и минусы. Разделимся на две группы: первая ознакомится и расскажет нам о плюсах тумана, а вторая о минусах.

Не забываем о правилах работы в группе- действуем сообща, слушаем мнение друг друга внимательно, также вы должны суметь договориться между собой и выбрать лидера, того человека который будет рассказывать. На обсуждение даю вам три минуты. Начинаем! СЛАЙД 4

Плюсы: 

туман стелется низко над землёй тем самым спасает растения в садах и на полях от заморозков;

во время тумана воздух насыщен водой, он увлажняет кожу человека, что очень полезно для здоровья.

Минус:

туман губительно действует на некоторые растения;

в тумане плохо видно дорогу, поэтому люди могут заблудиться в пути, а пешеходам особенно нужно переходить дорогу.

-Ребята, а что такое облака, можете предположить? ( Облака- это тот же туман, только находится он высоко над землёй) СЛАЙД 5

Скажите можете ли вы описать формы облаков и их цвет? Все ли облака находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли? (чем темнее цвет облаков, тем больше в них капелек воды.)

Если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и в виде дождя, града или снега падает из туч на землю.

Ребята, а вы мне можете сформулировать чем похожи туман и облака? И чем они отличаются?

-Туман и облака состоят из мельчайших капель воды.

-Туман- низко стелется над поверхностью суши или водоёмов, а Облака- образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Также облака могут состоять не только из воды, но и кристалликов льда, снежинок.

А сейчас я вас ознакомлю с видами и формами облаков, посмотрим на презентацию.

Перистые облака- они плывут высоко- высоко в небе в ясный солнечный день, похожи на перья птиц или белые волокна, они не закрывают Солнце, и образуются они на высоте 10-12 км. И состоят из кристалликов льда. СЛАЙД 6,7

Кучевые облака- они похожи на разбросанные по небу ярко-белые клочки ваты и быстро движутся по небу, постоянно меняя свою форму. Образуются они на высоте 1-7 км. И состоят из мельчайших капелле воды. СЛАЙД 8,9

Дождевые облака - они обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град. СЛАЙД 10,11

Слоистые облака - они образуются при встрече тёплого воздуха с холодным. Летом осенью эти облака являются вестниками затяжных дождей, а зимой- обильных снегопадов. СЛАЙД 12,13

Рассмотрите так же рисунок на стр. 55. (Повернитесь друг к другу и расскажите о каких либо облаках, которые вам запомнились лучше. Только не повторяйтесь)

5. Физминутка.

6. Закрепление изученного материала.

Итак, давайте вспомним какие явления природы связаны с превращениями воды? (снег, дождь, град- это явления природы).

Как мы их ещё можем назвать? (Осадки). СЛАЙД 14,15,16,17

Скажите ребята бывают ли природные явления опасными?(да)

Назовите:……..

Бывает такое что случается ЧС. Что такое ЧС? СЛАЙД 18

Давайте посмотрим к каким ЧС природного явления относятся туман, сильный дождь, крупный град, обильные снегопады (Метеорологическим опасным явлениям) СЛАЙД 19



Метеороло́гия (от греч. μετέωρος, metéōros — атмосферные и небесные явления и -λογία — наука) — научно-прикладная область знания о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физико-химических процессах.

Метеоролог – это специалист, задачей которого является сбор и систематизирование сведений о процессах атмосферы, анализ полученной информации, а так же подготовка долгосрочных прогнозов погоды

Давайте с вами прочитаем в учебнике и ответим на на наш вопрос Как же составляют прогноз погоды( стр 56-57)

А ещё ребята, наблюдения за облаками очень важно для природы. Если научиться читать «язык» облаков, можно легко узнать, какая погода будет не только к вечеру но и через неделю. Когда по небу ходят лёгкие облачка-барашки, это предвещает хорошее утро, но к вечеру ждите либо дождь, либо ветер. Те же барашки могут предсказать летом град, а зимой - снег.

Когда по небу тянутся как бы волокнистые полосы, можно быть уверенным, что дождь не омрачит хорошего летнего дня.

Иногда облака в небе принимают форму корабля. Люди издавна наблюдали за такими «судами»- в какую сторону острым концом-носом повернут. На запад- к дождю. На восток- к теплу. Это явление связано с направлением ветра в тех слоях атмосферы, где облака образовались.

Когда днем жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака, это предвещает грозу.

Ребята а вы знаете какие-нибудь народные приметы связанные с такими природными явлениями?

7. Итог урока.

Сейчас мы проверим как хорошо вы запомнили полученные сегодня знания.

Я задаю вам вопрос, а вы на него отвечаете. Итак, слушаем, первый вопрос.

1. Какие облака обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град? (дождевые)

2. Какие облака напоминают нам перья птиц? (перистые)

3. Скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе – это? (Туман)

4. Это что-то очень похожее на туман, но находится высоко над землёй? (облака)

5.Какие облака являются вестниками затяжных дождей? (слоистые)

6. Какие облака напоминают нам клочки ваты? (кучевые)

7. Ну и какое вещество является главным в природе? (вода)

Молодцы! Вы справились с моими вопросами, значит хорошо поняли тему сегодняшнего урока.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Теперь предлагаю вам поработать в тетрадях для самостоятельных работ на стр._____ Если появляются вопросы - спрашиваем.

8.Рефлексия.

Чем вам понравился сегодняшний урок?

Что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего урока?

О каких превращениях воды мы сегодня узнали?

Какие виды облаков мы узнали?

Какие приметы сегодня вспомнили?

Молодцы, всё верно!

ОЦЕНИЛИ свою работу на уроке нашими мордочками

10.Постановка домашнего задания.

Открываем дневники, записываем домашнее задание.

У. стр. 54-57 читать и ответить на вопросы. Спасибо за урок!

Загадки: 1.На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые, Только не душистые. (Снег)

2. Шар воздушный золотой Над рекой остановился, Покачался над водой, А потом за лесом скрылся. (Солнце)

3.Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет - Заплачет она и умрет. (Сосулька)

4.Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. (Лед)

5.Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем, Ищем, ищем - не найдем. (Роса)

6.Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облака)

7.Говорю я брату: - Ох, с неба сыплется горох! - Вот чудак, - смеется брат, - Твой горох ведь это. (Град)

8.Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок. (Туман)

9.Хлеба краюшка висит над избушкой Собаки лают, достать не могут. (Месяц)

10.Что, дотронувшись едва, Превращает в дым дрова? (Огонь)

11.Ты кричал - оно молчало, Ты молчал - оно кричало. (Эхо)

12.От кого, мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нами бродит. (Тень)

13.Крашеное коромысло Над рекой повисло. (Радуга)

14. Кто зимой в трубе гудит? (Ветер)

15. Как по небу, с севера, Плыла лебедь серая, Плыла лебедь сытая, Вниз кидала-сыпала На поля- озерушки Белый снег да перышки. (Снежная туча)

16.Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все. (Солнце)

17.Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый - Кружевной и синий-синий! (Небо)

18. Что за звездочки резные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмешь - вода в руке. (Снежинки)

19.Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды, Превратил он лужи в стекла, Сделал снежными сады. (Мороз)

20.В году у дедушки четыре имени. (Весна, Лето, Осень, Зима)