Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п. Омсукчан»
Облака над нами
Павлова Юлия Дмитриевна,
ученица 4а класса.
Руководитель: Лавлинских Е.Г.,
учитель начальных классов
Омсукчан
2024
Оглавление
I. Введение………………………………………………………………… 3-4
II Основная часть …………………………………………………………….5
Рождение облака……………………………………………………….5
2.2. Виды облаков………………………………………………………..7
Интересные сведения об облаках
Предсказание погоды
Метеосводка по Омсукчану.
III. Практическая часть…………………………………………………12-15
3.1. Опрос учащихся …………………………………………………………12
3.2. «Образование облака в домашних условиях»……………..14
IV. Заключение … ………………………………………………………….17
V. Список используемой литературы ……………………………………...18
VI. Приложение … ………………………………………………………19-26
Когда скучаю я слегка
Над трудною задачей,
Смотрю тогда на облака,
Они в окне маячат.
И думаю: «А все же…
На что они похожи?»
Введение.
Когда мне предложили снова поучаствовать в научно-практической конференции, то мы выбрали новую тему: облака. Я стала наблюдать за облаками. Я заметила, что все облака такие разные и по цвету, и по форме. Почему так происходит? Из интернета я узнала, что облака формируются на разной высоте. Они бывают разных видов: перистые, кучевые, слоистые и другие. Форма и вид облака зависит от высоты, на которой оно образовалось и температуры, при которой это произошло. Облака бывают водяные, ледяные, смешанные, так как при различной температуре и на разной высоте облака могут состоять из разных частичек. Мне стало еще интереснее. Нашу исследовательскую работу решили назвать «Облака над нами».
Объект исследования: облака.
Предмет исследования: происхождение облаков и причины их движения.
Гипотеза исследования:
• Предположим, что по небу плывут облака, потому что Земля вращается вокруг своей оси?
• Возможно, в этом помогает ветер.
Цель нашей работы - изучение природы облаков и выявление причин, которые влияют на перемещение облаков в пространстве.
Задачи:
• Узнать, как появляются и из чего состоят облака.
• Выяснить, какие виды облаков существуют.
• Разобраться, почему плывут по небу облака.
• Попробовать создать в домашних условиях свое маленькое облачко.
В своей работе мы применяли такие методы исследования как:
Теоретический – изучали литературу по данной теме
Эмпирические – провели анкетирование с целью выяснения того, что ученики знают про облака.
Проведен опыт по созданию маленького облачка в домашних условиях.
Также использовались методы наблюдения.
Для исследования данной темы мы проанализировали следующую литературу:
http://www.readchildren.ru/blog/tematicheskaya-podborka-9-knig-s-oblakami/
https://www.litres.ru/book/alan-lis/tam-gde-sluchautsya-oblaka-68954019/chitat-onlayn/page-5/
https://deti-online.com/stihi/stihi-mihalkova/oblaka/
Основная часть.
2.1. Рождение облака
Облака состоят из капелек воды, поднятых в небо нагретым воздухом. Следуя повседневной логике, чем выше от земли, тем температура воздуха должна быть теплее: ведь, с одной стороны, чем выше - тем ближе к Солнцу, а с другой - теплый воздух от земли поднимается вверх. Так и мы думали. Изучив литературу, мы узнали, что на самом же деле температуру воздуха определяют совсем другие факторы. Сам по себе воздух плохо проводит тепло. Поэтому солнечные лучи, проходя через него, не успевают его нагреть. А нагревается воздух на Земле вовсе не от солнечного излучения, а от того, что земная поверхность и водная оболочка Земли поглощают тепло солнечных лучей и затем его излучают. Это тепловое излучение и нагревает воздух. Тепловое излучение, идущее от Земли, способно прогреть воздух примерно до высоты 15 километров. Чем дальше от поверхности земли, тем температура воздуха ниже. Поэтому вверху холоднее, чем у поверхности земли.
Испаряясь и поднимаясь вверх, мельчайшие частицы воды остывают и начинают конденсироваться, т. е. притягиваться друг к другу. Но в самом начале этого процесса капелькам необходимы мельчайшие частицы пыли, к которым могут прилипнуть молекулы воды. Их называют конденсационными зернами. Облако под воздействием потоков воздуха – ветра, перемещается по небу, еще говорят «плывет» по небу, и впитывает в себя все частички водяного пара, которые в это время поднимаются с Земли в воздух. За счет этого облако становится всё больше и больше. За счет образования множества водяных капель, облако становится тёмным и превращается в тучу. Капли в туче скапливаются друг с другом и туча всё тяжелеет и тяжелеет. Под тяжестью она опускается всё ниже и ближе к земле и, наконец, не выдерживая, капельки воды начинают выпадать из тучи на Землю. Тогда мы говорим: «Пошел дождь». Когда дождик прошел, вся вода из тучи вылилась обратно на землю. И туча снова превратилась в маленькое облачко, которое высушило солнышко и оно превратилось в пар. Когда дождик заканчивается, небо становится голубым, чистое и ярко светит солнышко, благодаря которому вода с земли испаряется и превращается в облака.
Облака образуются в пространстве между поверхностью Земли и верхними слоями тропосферы приблизительно до высоты 14 км. Облака имеют массу. Большая туча может весить несколько тонн. Вот так выглядит жизненный цикл облака.
Рисунок № 1. Схема образования дождя.
Облака играют большое значение в нашей жизни. От их количества и качества зависит изменение климата. Дождь, снег – эти явления природы тесно связаны с облаками.
Наша Земля – уникальная планета и все вокруг взаимосвязано. Наша планета на 50% окутана облаками. Оказывается, облака являются частью круговорота воды в природе, которые обеспечивают пресной водой все живое на Земле и польза облаков в природе очень велика.
Почему облака летают?
С поверхности Земли облака кажутся такими лёгкими и воздушными. На самом деле они могут весить много тонн. Как же целое облако воды, состоящее из огромного скопления водяных капелек держаться в воздухе? Всё очень просто. Размер каждой капельки настолько мал, что даже небольшого поток воздуха, поднимающийся от Земли, останавливает их падение.
Учёные подсчитали, что скорость восходящего потока для удержания облака может быть всего 50 см в секунду. Если перевести это число в более понятную форму, то получится очень маленькая величина – 1,8 км/ч. А это гораздо меньше скорости пешеходов.
2.2. Виды облаков
Красивые белые горы, плывущие по ярко-голубому небу, всегда радуют глаз. Но почему они кажутся именно такими?
Оказывается, чем больше солнечного света проходит сквозь облака, тем белее они кажутся нам с Земли. Серое пасмурное небо означает только то, что облачный слой очень плотный и лучи солнца сквозь него практически не проходят. А вот чёрные тучи чаще всего просто содержат много пыли. Облачные образования такого цвета часто появляются опять же над промышленными районами, где загрязнение воздуха наиболее сильное. Но облака различаются не только по цвету, но и по форме. Общепринятое название облаков, как правило, и описывает их внешний вид. Хотя учёные и придумали очень сложную классификацию облачности, чётко можно выделить только три вида облаков.
Кучевые облака
Именно этот вид скопления водяных паров в небе мы чаще всего и называем облаками. Это те самые ослепительно белые громадины, плавно меняющие свою форму. Именно за ними люди любят наблюдать, представляя, на кого они похожи. Такая облачность совершенно не напрягает. И это не удивительно, ведь кучевые облака – спутники хорошей погоды.
Однако именно этот вид облаков периодически превращается в тучи, которые учёные так и называют кучево-дождевые облака. Из чего состоит туча? Собственно из того же, что и все облака. Как правило, её нижние слои представляют собой капельки воды. А вот верхняя часть дождевых облаков состоит из ледяных кристалликов. Из-за этой многослойности высота туч может быть очень большой, достигая иногда 10 км.
Перистые облака
А этот вид облаков располагается достаточно высоко. Их можно наблюдать примерно на семикилометровой высоте. Похожи они на барашки или размазанные в небе мазки масляной краски.
Такая облачность говорит о скорой перемене погоды не в лучшую сторону. Кстати, наиболее фотогеничны именно перистые облака. Фото, на которых они присутствуют, выглядят невероятно эффектно.
Слоистые облака
Слоистые облака уже не так прекрасны. Чаще всего они серого цвета самых разных оттенков. Такие облака достаточно плотны и состоят исключительно из готовых к падению на Землю капель. Плавают они не так уж и высоко над поверхностью. В этом случае высота облаков над землей примерно 1-2 км.
Если небо покрыли слоистые облака вперемешку с кучевыми, то ничего страшно – погода вряд ли испортится. Такой вид облачности часто ещё называют слоисто-кучевые облака. Кстати, именно подобный вид облаков предстаёт перед мысленным взором, когда нужно ответить на вопрос: «Что такое облачность?». А вот сплошное серое покрывало всегда наводит на мысль о долгом и нудном дожде или длительном снегопаде.
2.3 Интересные сведения об облаках
Интересные сведения об облаках мы разместили в буклете вместе с народными приметами по предсказанию погоды.
2.4. Предсказание погоды
Если внимательно наблюдать за облаками, можно научиться предсказывать погоду. Разная форма, цвет и размер облаков помогают определить, какая будет погода.
Тёмные кучевые облака - признак того, что может пойти дождь.
Низкие слоистые облака серого оттенка приносят моросящий дождь или снег, когда на улице достаточно холодно.
Высококучевые облака – белые облака, которые обычно имеют правильную форму и иногда могут быть признаком надвигающей грозы.
Если же облака по форме похожи на тоненькие, легкие перышки, то, скорее всего, ожидается ясная и солнечная погода.
Перистые облака очень лёгкие и тонкие и являются признаком тёплой, солнечной погоды.
Для удобства представляю Вам таблицу, с помощью которой можно определять погоду по облакам (Таблица № 1)
Таблица № 1
Наблюдайте за облаками и предсказывайте погоду!
Метеосводка по Омсукчану.
Наблюдая за облаками, мне показалось, что в марте преобладали дни с перистыми облаками на небе.
В Омсукчанской снеголавинной метеостанции Колымского управления гидрометеослужбы нами была запрошена метеосводка за март 2024 года. (Приложение 1)
Из сводки мы выяснили, какие облака преобладали в марте. Это можно увидеть в таблице.
Таблица № 2
№ п.п. | Вид облачности | Количество дней. |
1 | Высоко-кучевые облака | 1 |
2 | Кучево-дождевые облака | 10 |
3 | Перистые облака | 10 |
4 | Перисто-слоистые облака | 2 |
5 | Слоисто-кучевые | 1 |
6 | Ясно | 7 |
Вывод: если сложить перистые облака и перисто-слоистые, то получается, что дней с перистыми облаками было больше всего
Практическая часть.
3.1. Опрос учащихся.
Прежде чем начать своё исследование, был проведен опрос среди учащихся. Опрошено 17 человек. (Приложение 2)
Были заданы вопросы:
1. Что такое облака?
2. Знаешь ли ты, как образуются облака?
3. Знаешь ли ты названия облаков?
4. Почему облака постоянно плывут?
5. хочешь ли ты больше узнать про облака?
По результатам опроса сделан вывод:
- только 8 человек знают, что такое облака. (Диаграмма №1)
Диаграмма 1
-12 человек знают, как образуются облака . (Диаграмма № 2)
Диаграмма № 2
- 3 человека ответили, что знают названия облаков, но названия написали неправильно. (Диаграмма № 3)
Диаграмма 3
- на вопрос «Почему облака постоянно плывут?» правильно ответили 8 человек. (Диаграмма № 4)
Диаграмма 4
- 6 человек не интересуют знания об облаках. (Диаграмма № 5)
Диаграмма 5
3.2. Образование облаков в домашних условиях
И самое главное, к чему мы стремились всё это время, «создание» своего домашнего искусственного облака. Поискав необходимую информацию, мы нашли несколько интересных опытов. Цель которых: доказать, что облака образуются из водяного пара и облако можно получить в домашних условиях. Все опыты проводили только с учителем, соблюдая технику безопасности.
Опыт 1. Материалы: чайник, паровой утюг.
Необходимо вскипятить чайник. Когда заструится пар, из него образуется комнатное облачко, которое отличается от настоящего только размером. Когда выпускаешь пар из утюга, тоже можно увидеть облако. Только оно бесформенное и не такое красиво как в небе. (Приложение №3)
Вывод: охлаждение горячего воздуха начинается не у самого носика, а чуть выше, там, где он соприкасается с более холодным воздухом. Если подставить под струю пара крышку и немного подержать, то через некоторое время с нее начнет капать вода. Прямо как дождь из облака. (Приложение №4)
Опыт 2.
Для образования облака, я наливаю немного горячей воды в банку, а сверху на неё ставлю воронку, наполненную льдом. Водяной пар внутри банки поднимается вверх, охлаждается льдом, образуя облачко из маленьких капелек воды. По стенкам банки стали стекать капли. У нас получился настоящий дождь. (Приложение №5)
Вывод: Лед в воронке охладил водяной пар и тем самым вызвал образование туманного облачка из капелек воды. Крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. Так происходит круговорот воды в природе.
Заключение.
В ходе проделанной работы выдвинутые нами гипотезы подтвердились частично.
Мы узнали:
облака формируются на разной высоте;
облака бывают разной формы и видов;
по облакам можно предсказывать погоду;
перемещаются облака благодаря воздушному потоку, и они никогда не стоят на месте, т. к. в верхних слоях атмосферы воздушные потоки присутствуют постоянно.
Проведя эксперимент, доказала, что облако действительно образуется из водяного пара.
Облака таят в себе столько интересного и что наше исследование это всего лишь первая ступенька к «облакам». Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что нашу работу можно использовать на уроках.
Мы научилась определять погоду по облакам. Теперь, выходя из дома, мы глядим на небо и определяем: будет дождь или день будет ясным? Стоит ли брать с собой зонт или нет? Нужно ли планировать поездки, прогулки?
V.Список используемой литературы
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5