Областная дистанционная олимпиада,
посвящённая Дню словаря и энциклопедий в России
С 18 ноября 2024 г. по 22 ноября 2024 г. среди обучающихся 5-12 классов вечерних школ пенитенциарных учреждений Свердловской области проводится олимпиада, посвящённая Дню словаря и энциклопедий в России. ГКОУ СО «Екатеринбургская вечерняя школа №2» предлагает принять в ней участие.
Олимпиада делится на три блока.
Первый блок посвящён создателю первого толкового словаря Владимиру Далю, человеку широкого круга интересов, необъятных взглядов на жизнь, истинного патриота России. Не было областей, в чём не был бы он талантлив. Можно отметить, что именно Владимир Даль протянул мостик между языком древним, красивым, но уже сложно понимаемым сегодня, и языком современным, так быстро приспосабливающимся к новым реалиям.
Второй блок посвящён словарям с их многообразием, неповторимостью, их спасительной для нас информацией, которая помогает ориентироваться в меняющемся потоке слов, форм, образований и др.
Третий блок - это наша уральская лексика, заложенная П. П. Бажовым в его неповторимых сказах, отличающих их от многих других своей колоритностью, многогранностью. Это то, чем, без сомнения, хочется гордиться, к чему хочется обращаться.
Уверены, что олимпиада позволит по-новому посмотреть на уникальную личность В. И. Даля, развернёт новые страницы истории, вдохновит на чтение литературы, на изучение русского языка.
Рекомендуем сначала записать ответы в тексте работы, а затем перенести их в бланк ответов. Максимальное количество баллов – 40.
Верим в участников олимпиады и желаем им удачи!
ПЕРВЫЙ БЛОК
(за правильный ответ – 1 балл)
1. Сколько томов было в первом «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, вышедшем в период с 1863 по 1866 год?
А) 1
Б) 3
В) 4
2. Сколько языков знал Владимир Иванович Даль (помимо русского)?
А) не меньше 5;
Б) не меньше 12;
В) не меньше 8;
Г) не меньше 3.
3. Укажите профессиональную деятельность, в которой Владимир Иванович Даль никогда не работал:
А) собиратель фольклора;
Б) автор учебников по ботанике и зоологии;
В) врач;
Г) художник - маринист.
Д) бытоописатель башкир и казахов
4. Прочитайте отрывок из воспоминаний П.И. Мельникова-Печерского о В. И. Дале и ответьте на вопрос: почему В. Даль взял псевдоним Казак Луганский?
«Первые сказки в числе пяти Даль издал в 1833 году, назвав себя Казаком Луганским, потому что ______________________. Они встречены были с восторгом всеми лучшими писателями того времени; особенно Пушкин был от них в восхищении. Под влиянием первого пятка сказок Казака Луганского он написал лучшую свою сказку О рыбаке и золотой рыбке и подарил Владимиру Ивановичу её в рукописи с надписью: "Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому сказочник Александр Пушкин".
5. В. И. Даль, будучи гардемарином (морским гвардейцем), на бриге «Феникс» отправляется из Санкт-Петербурга в различные порты Балтийского моря, которое омывает 9 стран.
Посмотрите на карту и запишите название страны, о посещении которой он вспоминал так:
"Когда я плыл к берегам _________________, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег _________________, я на первых же порах окончательно убедился, что Отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков. Немцев же я всегда считал народом для себя чуждым".
6. Прочитайте отрывок из воспоминаний П.И. Мельникова-Печерского о В. И. Дале и ответьте на вопрос: какое животное перевозило записки В. И. Даля?
«Даль не кончил ещё полного курса врачебных наук, как в 1828 году вспыхнула Турецкая война . В это время запас его для Словаря значительно увеличился . В 1829 году у Даля накопилось столько записок, что для имущества его потребовался ___________________. И вдруг, перехода за два до Адрианополя, в военной суматохе ____________ пропал. "Я осиротел, -- пишет Даль, -- с утратою своих записок, о чемоданах с одеждой мы мало заботились. К счастью, казаки отбили где-то __________ и через неделю привели его в Адрианополь". Таким образом начало русского Словаря было избавлено от турецкого пленения».
7. Прочитайте отрывок из воспоминаний П.И. Мельникова-Печерского о В. И. Дале, подумайте и ответьте на вопрос: почему инженер-самоучка В. Даль за подвиг и спасение войска получил не награду, а строгий выговор от начальства?
«Только что воротился Даль с богатым запасом Словаря из Турецкого похода, как привелось ему идти в новый поход против возмутившихся поляков
Подходим к правому берегу Вислы -- моста нет: поляки пред тем сожгли его. У нас нет ни одного инженера. Даль, расположивший в то время своих больных и раненых в опустелом винокуренном заводе, увидел неподалёку пустые бочки и предложил устроить мост и перевести отряд на противоположный берег.
Понтонов не было; он употребил бочки, плоты, лодки и паромы и навёл мост. . Наше войско перешло через эти мосты. Когда последние русские солдаты вступали на тот берег Вислы, отряд Завадского внезапно напал на мостовые укрепления.
Даль был оставлен для уничтожения моста за отступающими нашими войсками... И вот поляки вступили на него. Впереди шло несколько офицеров. Даль подошёл к ним и объявил, что больные и раненые с врачами остались в винокуренном заводе, но что он вполне уверен в их безопасности, потому что война идёт с христианами. Офицеры обнадёживают Даля в безопасности больных, а сами подвигаются вперёд, весело разговаривая с русским лекарем. За ними вступают на мост передовые люди отряда. Подходя к середине моста, Даль ускорил шаги, прыгнул на одну бочку, где заранее был припасён остро наточенный топор. Разрубив несколькими ударами топора главные узлы канатов, связывавших постройку, он бросился в воду. Бочки, лодки, паромы понесло вниз по Висле, мост расплылся. Под выстрелами поляков Даль доплыл до берега и был встречен восторженными кликами нашего войска. Гарнизон мостового укрепления, наша артиллерия были спасены от неминуемой гибели, а польскому корпусу отрезана дорога»
Ответ _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
8
. Перед вами Оренбургская икона с изображением святых Космы и Дамиана, написанная в 1870-х годах. Создана она была по заказу семьи Владимира Даля после его смерти. Долгое время икона находилась в Нижнем Новгороде в церкви Космы и Дамиана, снесённой в 1940-х. Сейчас она размещена в петербургском Музее истории религий. Кого из известных людей можно узнать в образах святых Космы и Дамиана?
Ответ: _______________________________
_____________________________________
9. Прочитайте отрывок из воспоминаний П.И. Мельникова-Печерского и ответьте на вопрос: о каком офтальмологическом заболевании, характеризующимся помутнением хрусталика идёт речь?
«По окончании Польской кампании Владимир Иванович поступил ординатором в Петербургский военно-сухопутный госпиталь. Здесь он трудился неутомимо и вскоре приобрёл известность замечательного хирурга, особенно же окулиста. Он сделал на своём веку более сорока одних операций снятия _________, и все вполне успешно. Замечательно, что у него левая рука была развита настолько же, как и правая. Он мог левою рукой и писать, и делать всё что угодно, как правою. Такая счастливая способность особенно пригодна была для него как оператора. Самые знаменитые в Петербурге операторы приглашали Даля в тех случаях, когда операцию можно было сделать ловчее и удобнее левою рукой».
10. Прочитайте отрывок из воспоминаний П.И. Мельникова-Печерского и из предложенных вариантов выберите правильный, отвечая на вопрос: о каком предмете мужского гардероба идет речь?
Варианты: кафтан, камзол, фрак, сюртук, жакет, плащ.
«Когда Пушкин узнал, что должно ему умереть, он скинул перстень с изумрудом и надел его на руку Даля. Этот перстень Владимир Иванович носил до смерти . Незадолго до смерти Пушкин услыхал от Даля, что шкурка, которую ежегодно сбрасывают с себя змеи, называется по-русски выползина. Ему очень понравилось это слово . На другой день Пушкин пришёл к Далю в новом __________. "Какая выползина! -- сказал он смеясь. -- Ну, из этой выползины я не скоро выползу! . Случилось же так, что Пушкин был ранен в этом самом ______. И когда в предсмертной борьбе отдал он Далю свой талисман, дрожащим, прерывающимся голосом примолвил: "Выползину тоже возьми себе". Этот ________ с дырою на правой поле долго хранился у Даля».
ВТОРОЙ БЛОК
(за правильный ответ – 1 балл)
Каждое слово в словаре – маленькая частица драгоценного народного опыта, его прошлое и настоящее. Прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово или словосочетание, мы должны точно знать его значение, и в этом нам лучшие помощники – словари.
Задание: соотнесите вопрос с картинкой словаря, указав нужную букву.
Какой словарь объясняет значение слова? | |
Какой словарь содержит слова одной части речи, близкие по лексическому значению? | |
Этот словарь содержит устойчивые выражения, пословицы, поговорки, крылатые выражения | |
Этот словарь включает в себя наименование жителей населенных пунктов Российской Федерации | |
Этот словарь описывает лексику одного или группы говоров жителей определённой местности. | |
В этом словаре слова расставлены по алфавиту, но сортировка слов ведётся по последней, а не по первой букве, как в обычных словарях. | |
Этот словарь - научное справочное издание, в котором в алфавитном порядке излагаются основные сведения по всем отраслям знания. | |
Этот словарь поможет найти правильный разбор слов русского языка по составу, узнать части слов, их основу и словообразование | |
Этот словарь помогает нам совершенствовать свою речевую культуру. в нём собраны слова, чье произношение или ударение вызывает определенные сложности. | |
В этом словаре представлен список слов в алфавитном порядке в их признанном правильном написании. | |
ТРЕТИЙ БЛОК (первое задание)
(за каждое правильно выбранное слово – 1 балл)
Сказы Павла Петровича Бажова пронизаны удивительно емким, сочным, живым народным языком, в котором переплетаются разговорные, просторечные, устаревшие слова. Сам П. П. Бажов так шутливо говорил о своем творчестве: «Над словом работаю... Работа у меня ювелирная.. .»
Задание: прочитайте отрывок из сказа П. П. Бажова «Синюшкин колодец» и вставьте на место пропусков слова из приведённого списка.
Слова: жарынь, ходко, ложок, зипун, обнесло, жаровая, решето, притомило, взгорочки, тенёткой.
Надел потом шапку да ______________ и пошел на прииск*. Избушку свою и запирать не стал, потому в ней — ничем-ничего. Одно пустое ____________, да и то с дороги никто не подберет.
Илья возрастной парень был, давно в женихах считался. На прииске-то он годов шесть либо семь робил
Места тут он знал вдоль и поперек. Дорога на прииск не близкая. На Гремыхе, сказывают, тогда добывали чуть не у Белого камня. Вот Илюха и придумал:
«Пойду-ко я через Зюзельско болотце. Вишь, _____________ какая стоит. Подсохло, поди, оно, — пустит перебраться. Глядишь, и выгадаю версты три, а то и все четыре…»
Сказано — сделано. Пошел Илья лесом напрямую, как по осеням с прииска и на прииск бегали. Сперва _____________ шел, потом намаялся и с пути сбился. По кочкам-то ведь не по прямой дороге. Тебе надо туда, а кочки ведут вовсе не в ту сторону. Скакал-скакал, до поту наскакался. Ну, выбрался в какой-то ______________. Посредине место пониже. Тут трава растет — горчик да метлика** (горчак ползучий и метлица). А с боков _____________, а на них сосна _____________ Вовсе, значит, сухое место пошло. Одно плохо — не знает Илья, куда дальше итти. Сколько раз по этим местам бывал, а такого ложочка не видывал.
Вот Илья и пошел серединой, меж взгорочков-то. Шел-шел, видит — на полянке окошко круглое, а в нем вода, как в ключе, только дна не видно. Вода будто чистая, только сверху синенькой _______________подернулась и посредине паучок сидит, тоже синий.
Илюха обрадовался воде и хотел напиться. Тут у него голову и _______________, — чуть в воду не сунулся и сразу спать захотел.
«Вишь, — думает, — как __________________ меня болото. Отдохнуть, видно, надо часок».
*- место, где происходит добыча полезных ископаемых, в частности золота.
**- растения: горчак ползучий – многолетний сорняк, ядовитое растение; метлица обыкновенная – сорное растение.
ТРЕТИЙ БЛОК (второе задание)
(максимальное количество баллов – 10)
Е. Пермяк писал: «Как вам кажется - зря ли, случайно ли, просто ли так, молодой Бажов, колеся по Уралу, записывал народные речения, пословицы, сказания, сюжеты? Делая это из года в год, обычно летом, он составил множество таких записей».
Творческое задание: придумайте текст, уместно включив в него не меньше восьми слов из предложенного списка. Озаглавьте текст. Текст может быть любого стиля и жанра (научная статья, очерк, интервью, приказ, характеристика, рассказ, сказка, легенда, письмо, басня и т.п.). Максимальное количество предложений в тексте –15.
Опа́мятоваться - прийти в чувство, в сознание;
Отста́ть - перестать делать что-либо, заниматься, интересоваться чем-либо;
Разуме́ть - понимать, постигать умом;
Ряди́ться - торговаться, споря друге другом, условливаться о цене;
Доли́ть - одолевать, мучить, лишать покоя;
Дух – воздух;
Навы́кнуть - приобрести навыки в чем-либо, научиться чему-либо; привыкнуть;
Подаре́нье – подарок;
Пору́ха – беда;
Сам-друг – вдвоем;
Спрово́рить - проворно, быстро сделать, выполнить что-либо;
Уве́тливый - приветливый, ласковый;
Домекну́ть - догадаться, додуматься, понять, смекнуть;
Споло́х - суматоха, тревога, переполох;
Тамга́ - метка, клеймо;
Живи́нка - особый интерес, особая любовь к определенной работе, увлечение каким-то делом;
На́игрыш – фальшь.
БЛАНК ОТВЕТОВ ОЛИМПИАДЫ,
ПОСВЯЩЁННОЙ ДНЮ СЛОВАРЯ И ЭНЦИКЛОПЕДИЙ В РОССИИ
2024-2025 учебный год
ФИО участника
_____________________________________________________________________________
образовательное учреждение, класс
ПЕРВЫЙ БЛОК (за правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов - 10)
п/п № | ответ | Балл (заполняется экспертом) |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
5. | | |
6. | | |
7. | | |
8. | | |
9. | | |
10. | | |
ИТОГО | |
ВТОРОЙ БЛОК (за правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов - 10)
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Буква | | | | | | | | | | |
Балл (заполняется экспертом) | | | | | | | | | | |
ИТОГО | |
ТРЕТИЙ БЛОК (первое задание) (за каждое правильно выбранное слово – 1 балл, максимальное количество баллов - 10)
п/п № | ответ | Балл (заполняется экспертом) |
1. | Надел потом шапку да __________________и пошел на прииск. | |
2. | Одно пустое __________________, да и то с дороги никто не подберет. | |
3. | Вишь, ___________________________ какая стоит. | |
4. | Сперва ___________________ шел, потом намаялся и с пути сбился. | |
5. | Ну, выбрался в какой-то ______________________. | |
6. | А с боков _______________________________, | |
7. | а на них сосна ___________________________. | |
8. | Вода будто чистая, только сверху синенькой _____________________________подернулась и посредине паучок сидит, тоже синий. | |
9. | Тут у него голову и ________________________, — чуть в воду не сунулся и сразу спать захотел. | |
10. | «Вишь, — думает, — как ________________________ меня болото. | |
ИТОГО | |
ТРЕТИЙ БЛОК (второе задание) (максимальное количество баллов - 10)
__________________________________________________________
__________________________________________________________
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ,
ПОСВЯЩЁННОЙ ДНЮ СЛОВАРЯ И ЭНЦИКЛОПЕДИЙ В РОССИИ
ПЕРВЫЙ БЛОК (за правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов - 10)
п/п № | ответ | Балл (заполняется экспертом) |
1. | В) или 4 тома | 1 |
2. | Б) или не меньше 12 | 1 |
3. | Г) или художник-маринист | 1 |
4. | Потому что родился в Луганске | 1 |
5. | Дания | 1 |
6. | верблюд | 1 |
7. | «Строгий выговор начальства за то, что, взявшись не за своё дело, оставил пост при лазарете и покинул находившихся на его попечении больных и раненых в руках неприятеля» (В ответе должно быть указано, что оставил больных или раненых, или В. Даль - врач и как у врача у него были другие обязанности. Не должно быть общих слов: например, не исполнил свои обязанности) | 1 |
8. | Пушкин и Даль | 1 |
9. | Катаракта | 1 |
10. | сюртук | 1 |
ВТОРОЙ БЛОК (за правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов - 10)
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Буква | Б | Д | Г | З | К | И | А | Ж | Е | В |
Балл (заполняется экспертом) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
ТРЕТИЙ БЛОК (первое задание) (за каждое правильно выбранное слово – 1 балл, максимальное количество баллов - 10)
п/п № | ответ | Балл (заполняется экспертом) |
1. | Надел потом шапку да зипун и пошел на прииск. | 1 |
2. | Одно пустое решето, да и то с дороги никто не подберет. | 1 |
3. | Вишь, жарынь какая стоит. | 1 |
4. | Сперва ходко шел, потом намаялся и с пути сбился. | 1 |
5. | Ну, выбрался в какой-то ложок. | 1 |
6. | А с боков взгорочки, | 1 |
7. | а на них сосна жаровая. | 1 |
8. | Вода будто чистая, только сверху синенькой тенёткой подернулась и посредине паучок сидит, тоже синий. | 1 |
9. | Тут у него голову и обнесло, — чуть в воду не сунулся и сразу спать захотел. | 1 |
10. | «Вишь, — думает, — как притомило меня болото. | 1 |
ТРЕТИЙ БЛОК (второе задание) (максимальное количество баллов - 10)
Критерии оценивания:
Включено в текст не меньше 8 слов – 1 балл
Уместность использования данных слов (уместность использования слова в контексте с учетом речевого окружения) – 1 балл
Наличие заголовка – 1 балл
Соответствие выбранному стилю речи-1балл
Соответствие выбранному жанру- 1 балл
Логичное и последовательное изложение, структура текста - 1 балл
Разнообразие словаря и грамматического строя речи – 1 балл
Грамотность:
– не больше 6 ошибок - 2 б.
– не больше 9 ошибок – 1 балл
- больше 9 ошибок – 0 баллов
Оригинальность (необычность жанра)– 1 б.
ИТОГО: 10 баллов
ВСЕГО: 40 баллов