Областной проект «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»
V «Б» класс
Объект:
Государственное учреждение культуры «Дворец искусств г. Бобруйска»
Общая информация
Государственное учреждение культуры «Дворец искусств г. Бобруйска» (ранее культурно-спортивный комплекс «Шинник») сдан в эксплуатацию 26 декабря 1989 года. Строился почти 17 лет в связи с отсутствием должного финансирования.
Первый директор Дома культуры «Шинник» ПО «Бобруйскшина» - Петр Николаевич Чмель. С июня 1994-го по 2011 год учреждение возглавил Николай Александрович Головкин. После него руководителем Дворца искусств стал Евгений Борисович Кантаев. Теперь учреждение возглавляет Новикова Инна Анатольевна.
Позже к Дому культуры Бобруйского шинного комбината присоединили подростковый клуб и борцовский зал. Дом культуры переименовали в культурно-спортивный комплекс «Шинник».
На основании решения Бобруйского горисполкома № 3-41/1 от 11.02.2003 г. на базе культурно-спортивного комплекса «Шинник» создан Дворец искусств г. Бобруйска, действующий на основании Устава с общей площадью 8712 кв. м. К нему присоединили городской Дом культуры.
Полезная площадь для творческой работы коллективной художественной самодеятельности и проведения культурно-массовых мероприятий составляет 7695,5 кв. м, из них: большой (концертный) зал на 960 посадочных мест — 472,5 кв. м. Зал для дискотеки — 224,5 кв. м.
Залы обеспечены звуковой и световой аппаратурой, есть костюмерно-пошивочный цех, половину 3-го этажа занимает костюмерная. Дворец обеспечен транспортом для доставки коллективов и аппаратуры.
Основные направления деятельности Дворца искусств:
- развитие самодеятельного художественного творчества поддержка любительских объединений, клубов по интересам, других подобных формирований;
- сохранение и развитие художественных промыслов и ремесел;
- проведение зрелищных мероприятий, праздников, фестивалей, конкурсов, гала-концертов, народных гуляний, выставок, ярмарок, других творческих акций;
- проведение учебно-методических мероприятий: творческих лабораторий, семинаров, мастер-классов, круглых столов, форумов;
- разработка и издание сценарно-методических материалов для работников учреждений культуры.
Сегодня во Дворце искусств работает 41 клубное формирование с количеством участников 1 028 человек. В том числе в 19 детских формированиях занимаются 643 детей и подростков.
Среди всех коллективов Дворца искусств 9 вокально-хоровых, 11 – хореографических, 3 – театральных, 1 – музыкально-инструментальный, 4 – декоративно-прикладного и изобразительного искусства, 13 – любительских объединений и клубов по интересам.
16 коллективов имеют звание «образцовый» и «народный», в которых насчитывается участников 572 человека. Из них 3 коллектива имеют звание «Заслуженный»: Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь народный хор народной песни под руководством Петракова В.И., Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь народный ансамбль танца «Юность» под руководством Давыдовской А.В., Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь образцовый театр песни «Шина-най» под руководством Ефименко А.Е.
Немного истории
Согласно генплану г. Бобруйска улица Ульяновская должна была стать магистральной улицей города. Архитекторы называют такие улицы «линейной доминантой города». Но вот незадача — с одной стороны она упирается в частный сектор, а с другой — в лес. А то ходили бы по ней троллейбусы.
Застройка, выполненная на средства шинного комбината, в свое время мыслилась как парадная. А центральным объектом ее должна была стать площадь с Домом культуры ПО «Бобруйскшина». Оформление Дворца искусств и почти 32 года спустя удивляет своим размахом и оригинальностью. А Икар над главным входом в здание вполне себе тянет на один из символов города. Мы попытались выяснить историю создания Дворца искусств и ангела-Икара.
А начиналось все так – в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 186 от 17 марта 1972 года (о строительстве ряда непромышленных объектов) решено было построить в Бобруйске Дом культуры Белорусского шинного комбината на 1200 мест со спортзалом стоимостью 1 млн. 400 тыс. рублей (это в ценах семидесятых).
В архиве отдела капитального строительства ОАО «Белшина» сохранился акт приема в эксплуатацию Дома культуры от 26 декабря 1989 года. Однако полного пакета документации, по словам работника архива Валентины Михайловны Сазоновец, на предприятии нет. «Белшина» передавала свой ДК городу вместе с документами. Где-то во Дворце, скорее всего, они и хранятся.
Не мудрствуя лукаво, застройщики взяли типовой проект Московского центрального института типовых проектов и… приступили к работе. Здание, которое начинали строить, было типовым.
Оригинальное оформление разрабатывалось позже российскими художниками из московского художественного комбината «Росмонумент». Они создавали эскизы и концепцию, которые «приземляли» и воплощали на месте.
Объект был масштабный, на нем трудились многие бобруйские проектанты, художники, строители.
Специально под нужды Дома культуры были созданы новые подразделения на шинном комбинате. В частности, механический завод, где изготавливали конструкции из алюминия и нержавеющей стали, и строительная бригада отделочников. Специалисты последней владели технологией создания монументальных панно: мраморные плитки держались не только на растворе и честном слове, но фиксировались специальными металлическими стержнями. Декоративный камень, как уже упоминалось, приезжал в Бобруйск из всех уголков СССР.
Увы, на долгие годы строительство Дома культуры стало одной из самых трудноразрешимых проблем для всех генеральных директоров комбината, которую они «передавали по наследству» (за время возведения объекта руководители БШК менялись пять раз). Стройка эта стала редким долгостроем – более 17 лет в общей сложности возводился очаг культуры шинников.
То есть, ДК строился дважды: в семидесятых и в восьмидесятых. Дело в том, что в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 июня 1980 г. строительство Дома культуры было приостановлено: страна готовилась к Московской Олимпиаде, а потому в целях экономии средств все строящиеся объекты достигшие не более 40 % готовности, замораживались.
Совет Министров БССР и Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР обратились в Совет Министров СССР с просьбой продолжить строительство Дома культуры производственного объединения «Бобруйскшина» (название предприятия в то время видоизменилось). Мотивировали такую необходимость тем, что флагман шинного производства в СССР наращивает свои мощности и численность его работающих в 11-й пятилетке достигнет 17,9 тыс. человек; в новом микрорайоне шинников в котором проживают 39 тысяч человек, отсутствуют объекты социально-культурного назначения.
По истечении нескольких лет этом направлении началась спешная и объемная работа. Главным архитектором корректировки проекта, если можно так выразиться, стал Б.С.Попов. В то время он был заместителем председателя горисполкома, но его увлекла идея стать причастным к возведению городского храма культуры, и он стал архитектором ПО «Бобруйскшина». Благодаря нему Дворец культуры приобрел те очертания, которыми мы ныне гордимся.
Правда, дело свое Б.С. Попов до конца не довел – его избрали руководителем проектного института в Минске. Но все основное уже было сделано, и его последователь, архитектор Ю.С, Михайлов, шел по проторенному пути.
Строили Дом культуры чуть ли не всем Союзом. Мозаику выполняли мастера из Санкт-Петербурга, облицовщики мрамором были из Узбекистана, величественное сооружение из стекла и металла над фасадом здания, люстра в зрительном зале, светильники для вестибюля, а также оригинальные уличные фонари - заслуга московских художников комбината декоративно-оформительного искусства Художественного фонда РСФСР. Облицовку фасада ДК известняком производили минские метростроевцы.
Также над оформлением площади и фасада работала группа московских архитекторов, которые превратили типовую коробку (по аналогичному проекту построено здание ДК МАЗ в Минске) в оригинальный архитектурный ансамбль, выдержанный в духе советского конструктивизма. И это далеко не весь список профессионалов и, уж тем более, не вся география.
Красивейший Дворец культуры – гордость шинников – был построен. По дизайнерскому решению в наружном оформлении пространства аналогов Дворцу искусств в Беларуси нет.
Не зря говорят, что самое лучшее надо выстрадать. 26 декабря 1989 года был подписан Акт Государственной приемной комиссии о вводе в эксплуатацию. Кстати, среди подписавших этот акт, был и директор Дворца искусств Н.А. Головкин (1993 - 2011годы), который в то время был заместителем председателя профкома объединения.
Официальное открытие Дворца культуры «Шинник» со спорткомплексом состоялось 19 декабря 1990 года (до этого клуб шинного комбината располагался в пристройке общежития и был на балансе профсоюзного комитета).
Совместным решением администрации и профсоюзного комитета № 1217/4 от 19.10.1993 г. создается культурно-спортивный комплекс «Шинник», который объединяет все объекты культуры и спорта в микрорайоне шинников в единый комплекс и передаётся на баланс администрации комбината.
Люди, которые живут в городе не так давно, могут и не подозревать, что оригинальная композиция из мрамора и арматуры рядом со входом в кассы — это фонтан.
Или что раньше на площадке перед Дворцом искусств находились семь декоративных столбов-фонарей с витражными стеклами, которые составляли единую композицию с крылатым человеком, Икаром, над входом в здание. В темноте они были очень эффектны, напоминая солнечные протуберанцы.
Витражные элементы оформления и фонтан многие, не сговариваясь, называли «инсталляцией». Был еще неброский «Сад камней». Ближе к пересечению улиц Ульяновской и 50 лет ВЛКСМ находились металлические конструкции с элементами стилизации под античные колонны…
Из чего состоит Икар? Материал каркаса — металлические трубы с квадратным сечением, а остальное — нержавейка, цветное стекло в кассетах из свинца.
Над интерьером Дворца искусств работал архитектор Попов, бывший главный архитектор города. Весь этот мрамор, оформление лестниц и прочего — это его работа. Он «начал опеку» над зданием, еще занимая пост главного архитектора города. И продолжил труды, став главным архитектором этого объекта, перейдя на работу на шинный комбинат. И приглашенный на должность главы минского «Белгоспроекта», приезжал в Бобруйск, чтобы видеть результаты стройки. Работу заканчивал уже архитектор Юрий Анатольевич Михайлов.
А внешнее оформление и прилегающие площади были в ведении двух московских художников… Они жили в Бобруйске подолгу, в длинных командировках — полгода в итоге, наверное.
Торжественное открытие Дома культуры состоялось 19 декабря 1990 года, и с тех пор он остается одной из основных концертных площадок города и базой творческой молодежи. Он фигурирует во всех парадных альбомах о Бобруйске. И все же на туристической открытке «Привет из Бобруйска», которая когда-нибудь обязательно будет выпущена, видится крупный план Икара. Или Дедала. Или ангела.
Культурно-спортивный комплекс (КСК) создавался для объединения усилий культурно-просветительных, спортивных учреждений и других организаций в целях осуществления комплексного подхода в эстетическом, трудовом и физическом воспитании работников шинного комбината, членов их семей и населения микрорайона, организации спортивно-оздоровительной работы и содержательного досуга, а также более полного и рационального использования материальной базы и кадров учреждения культуры и спорта.
В состав КСК «Шинник» включался Дворец культуры с библиотечным отделом и его филиалами, детский клуб «Юный техник», спортивный сооружения при Дворце культуры, комплекс открытых спортивных сооружений, подростково-атлетический клуб, зал борьбы (общ. № 15) и другие объекты культурного и спортивно-оздоровительного назначения.
Решением Бобруйского городского исполнительного комитета от 11 февраля 2003 г. №3-41/1 КСК «Шинник» передан в городскую коммунальную собственность и создано ГУК «Дворец искусств г.Бобруйска».
Каким он был — остался лишь на фото
Все меняется вокруг нас с течением времени. И Дворец искусств когда-то был другим. Но больше всего изменений претерпела придворцовая площадь.
О строительстве Дворца искусств в своем интервью для газеты «Коммерческий Бобруйск» упомянул Роман Еренбург, бывший замдиректора шинного комбината, свидетель и участник строительства многих объектов на Даманском: «Дворец искусств изначально был заложен в генплане города, но строился на средства шинного комбината. Стройка, которая завершилась в 89‑м, стартовала еще в 70‑х, и здесь в ход событий вмешалась Олимпиада. Все лучшие стройматериалы тогда шли преимущественно на спортивные объекты, а нам по проекту необходим был алюминиевый профиль для окон. Чтобы его добыть, пришлось достучаться до Совета министров СССР. Утвердительную резолюцию на документе написал лично первый зампред Совмина Николай Александрович Тихонов». В материале журналиста Андрея Чижика за 2020 год много и других воспоминаний Романа Михайловича о строительстве Даманского.
Об Икаре над входом во Дворец, декоративных столбах, «саде камней» и других интересных фактах о строительстве здания вспоминал в статье-расследовании 2014 года корреспондента Анны Лапицкой бывший заместитель генерального директора по капитальному строительству шинного комбината Николай Михайлович Хуродеенко: «Работы по возведению Дома культуры шли долго, лет пятнадцать. Начинали, бросали… А я заведовал стройкой только один, заключительный, год. Как вы понимаете, работы у меня хватало, и поэтому я не сильно вникал в тонкости с Икаром. Вообще-то их было два, идентичных. Первого мы установили с помощью крана. А второй был рассчитан на обзор с улицы 50 лет ВЛКСМ. Но к той стене у крана не было возможности подъехать. Я пытался договориться о монтаже с помощью грузового вертолета. Несколько раз ездил к Баранову — в то время командиру вертолетной эскадрильи. Но дело все затягивалось. В итоге второго Икара, смонтированного и более или менее готового… растащили».
С течением времени все меняется, и многое, о чем идет речь, можно увидеть теперь лишь на старых фото.
Самая крутая горка Бобруйска
Еще один объект относится ко Дворцу искусств. Та самая горка, на которой так любят зимой резвиться дети.
О том, откуда она взялась и какие тайны скрывает, рассказал Алексей Иванович Марков — пожарный Дворца искусств, именно он отвечает за этот объект. С 1994 года он работал в охране шинного комбината и охранял как раз Дворец искусств, а с 2000‑го трудится уже здесь.
На самом деле горка - это объект МЧС. Внутри нее оборудован внутренний водоем для установки пожаротушения Дворца искусств, предназначенной для автоматического пожаротушения.
«Это бетонированный водоем емкостью 500 кубических метров, высотой три метра и по периметру 12 на 12 метров, плюс три колодца сверху, у которых высота примерно по два метра.
Горку соорудили в 1990 году вместе со строительством Дворца искусств, поскольку для учреждения, рассчитанного более чем на 1000 человек, был необходим дополнительный водоем на случай пожара. Но сделан он был не в глубину, как обычно, а сверху, и присыпан песком.
Слава Богу, пожаров у нас не случалось! Но каждые десять дней этот дополнительный водоем используется для запуска автоматических пожарных насосов, чтобы проверить их функциональность», - рассказал Алексей Иванович Марков.
Реконструкция площадки у Дворца искусств
Летом 2017 года началась реконструкция площадки у Дворца искусств г. Бобруйска.
Заказчиком реконструкции стало КУДП «Управление капитальным строительством Бобруйска», подрядчик – ЧУПП «Прометей (г. Горки). Проект реконструкции разрабатывался в УКП «Бобруйскпроект» и согласовывался как в горисполкоме, так и в облисполкоме. Согласно этому проекту были демонтированы колонны, представляющие собой единый архитектурный ансамбль с фасадом Дворца искусств.
«Общественных слушаний не было, так как площадь у Дворца искусств не является социально значимым объектом», – сообщил главный инженер «Бобруйскпроекта» Дмитрий Деблик.
Дмитрий Деблик рассказал, что было создано не менее пяти проектов реконструкции площади, и первоначально они предусматривали сохранение колонн. По его словам, была поставлена задача благоустроить территорию, заменив старую расколовшуюся плитку. Но в итоге было принято решение демонтировать колонны.
«Речь шла как о физическом износе, так и о моральном износе колонн, – подчеркнул Дмитрий Сергеевич, добавив, что памятником архитектуры колонны не являются».
Во время демонтажа выяснилось, что металлические каркасы конструкций прогнили изнутри. То есть, колонны теоретически могли бы упасть в любой момент.
После реконструкции обновленная и видоизмененная площадка у Дворца искусств стала выглядеть так, как она изображена на фото ниже.
Что будет с фонтаном?
А еще на площадке у Дворца есть нерабочий фонтан, судьба которого пока не ясна, а пока неприглядный неработающий фонтан у главного входа во Дворец искусств скрылся от глаз бобруйчан за синими ограждениями.
Как рассказал главный инженер БГП «Водоканал» Станислав Валерьевич Павловский, пока о дальнейшей судьбе фонтана ничего не известно, но: «Заказано проектное исследование фонтана. Вопросы поставлены такие: возможно ли реанимировать его и целесообразно ли заниматься реконструкцией. А пока ждем результата, оградили забором из металлопрофиля с полотняными баннерами, чтобы подростки не разбили фонтан окончательно и никто не пострадал от падающей плитки».
Не исключено, что от фонтана в этом месте будет решено и вовсе отказаться. Ведь рядом в Молодежном парке появился новый красивый фонтан. А у входа во Дворец в рамках реконструкции площади может появиться что-нибудь другое.
Заключение проектной организации ожидается в ближайшее время.
Скульптурная композиция "Бобруйск - культурная столица Беларуси"
15 декабря 2017 года на площадке у Дворца искусств г. Бобруйска состоялось открытие скульптурной композиции "Бобруйск - культурная столица Беларуси".
Автор скульптуры - известный белорусский скульптор Александр Шапо. Он воплотил в бронзе образ девушки, которая одета в национальный могилевский стилизованный костюм, а в руках на рушнике, украшенном вышивкой, держит раскрытую книгу - славную летопись жизни города на Березине. На ее страницах надпись: "Бобруйск - культурная столица Беларуси". В композиции также присутствуют художественные кисти - образ искусства, культуры. Они служат для отображения современной и будущей культурной жизни города.
"Девушка смотрит на зрителей, словно приглашая их присоединиться к насыщенной и яркой культурной палитре жизни Бобруйска и Беларуси в целом, прикоснуться и узнать больше о богатых традициях и наследии нашей страны", - отметил Александр Шапо.
Таким образом, бронзовая девушка с летописью Бобруйска в руках стала для Бобруйска символом 2017 года, который стал для города знаковым в плане культуры. Для обывателя принципиально ничего не изменилось, а вот люди творческие могли по достоинству оценить те несколько сотен культурных мероприятий, которые прошли в Бобруйске за 12 месяцев.
Местные коллективы самодеятельности тоже проявили завидную активность, приняв участие в 90 международных и республиканских конкурсах. В общем, окультуривались бобруйчане в течение года, как могли.
Девушка с книгой в представлении Александра Шаппо – образ самой культуры. А также бронзовый собирательный прототип интеллигентной бобруйчанки. К местным девушкам и к городу в целом мастер питает особые чувства, ведь в Бобруйске жили его бабушка и дедушка, родители.
«Этот город для меня – настоящая культурная столица, таким Бобруйск был, таким, надеюсь, и останется», - отметил скульптор.
Что до книги в руках бронзовой красавицы, то Александр Шаппо искренне надеется, что она станет источником вдохновения для новых поколений бобруйчан, которые полюбят чтение фолиантов в «кожаных» переплетах так же искренне, как их бабушки и дедушки.
После открытия скульптурной композиции во Дворце искусств состоялся концерт и церемония передачи статуса "Культурная столица Беларуси" Новополоцку.
Как отметил председатель Бобруйского горисполкома Александр Студнев, лучшей оценкой проделанной работы в статусе культурной столицы стали благодарные отзывы как самих бобруйчан, так и многочисленных гостей - участников различных проведенных творческих проектов.
"С полной уверенностью могу сказать, что тот потенциал, который заложен в сфере культуры города сегодня, будет приумножен. В том числе благодаря дружной и слаженной команде профессионалов и любителей, художников, писателей, музыкантов и просто неравнодушных людей, - заверил мэр Бобруйска. - Передавая эстафету Новополоцку, хочу пожелать, чтобы яркие проекты и творческие открытия 2018-го зажигали новые имена наших земляков и дарили незабываемые эмоции от встреч с миром прекрасного, продолжая славные традиции белорусской самобытности".
Надпись «Я люблю Бобруйск»
А еще 15 декабря 2017 года на площадке у Дворца искусств г. Бобруйска, возле новогодней елки, огоньками засияла надпись «Я люблю Бобруйск» с сердечком, которая выглядит очень симпатично и патриотично.
Использованные источники:
1. https://babruysk.by/simvolom-bobrujska-kak-kulturnoj-stolicy-stala-devushka-s-knigoj/
2. https://bobruisk.ru/news/2017/11/02/ikar-bez-protuberancev-s-ploshadi-vozle-dvorca-iskusstv-ischezli-kolonny-s-installyaciej
3. https://bobruisk.ru/news/2018/07/11/protuberantsy-sgnili
4. https://dvorezbobr.by/История-Дворца-искусств/
5. https://dvorezbobr.by/Клубные-формирования/
6. https://komkur.info/gorodskaja-zhizn/vzletnaja-dvorca-iskusstv
7. https://komkur.info/history-of-bobruisk/tajny-bobrujskogo-dvortsa
8. https://komkur.info/novosti-bobrujska/ostanetsya-li-fontan-u-dvortsa-iskusstv
9. https://komkur.info/obshchestvo/samaya-krutaya-gorka-bobrujska
10. https://vk.com/club112045030
11. https://www.belta.by/culture/view/otkryta-skulpturnaja-kompozitsija-bobrujsk-kulturnaja-stolitsa-belarusi-280734-2017/
12. https://www.tvrmogilev.by/ru/news/region/otkrylsya-pamyatnyj-znak-v-chest-respublikanskoj-akcii--bobrujsk---kulturnaya-stolica.html
13. https://wiki.bobr.by/Дворец_искусств
7