СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Обличение человеческих пороков в басне И.Крылова "Волк и ягненок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок включает конспект, раздаточный материал, видеофильм.

Просмотр содержимого документа
«" Обличение человеческих пороков в басне И.Крылова "Волк и ягненок"»

План-конспект урока

Автор: Оникова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ « ООШ р.п.Мишеронский»

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г

Название раздела, темы: Русская литература XIX века. И.А. Крылов. Басни.

Тема урока: «И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок».

Цель урока: знакомство с биографией И.А. Крылова, жанровыми признаками басни на примере басни «Волк и ягненок».

Задачи урока:

- расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы;

- чтение и идейно-художественный анализ басни «Волк и ягненок»; - развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с басней И.А. Крылова “Волк и Ягнёнок” как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение ; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению.

Литература:

1.Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Авторы-составители: В. Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.- М: Просвещение, 2014г.

2.Карасева И.В., Пташкина В.Н. Литература.5 класс. Система уроков к учебнику.- Волгоград: Учитель,2014г.

3. Большой Энциклопедический словарь.


Межпредметные связи: география, скульптура, архитектура, живопись.

Ресурсы сети Интернет:

  1. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)

  2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)

  3. Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru



И. А. Крылов. Слово о баснописце.

Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок».


Ход урока:

Этап 1. Организация начала урока

Артикуляционная гимнастика. 5 мин. Работа над скороговорками. Слайд №2

1 этап. Прочитать мысленно. 2 этап. Прочитать шепотом. 3 этап. Прочитать вслух хором.4. Этап. Прочитать соседу по парте.

  • В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.

  • У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке. ДОБАВИТЬ ПОСЛОВИЦЫ!!!

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1). Проблемный вопрос:

- Что общего у всех этих скороговорок и чем они различаются?

- Дайте лексическое значение слова «пруд» Слайд №3

ПРУД - искусственный водоем, созданный как источник воды для орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы, хранения воды, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий и других целей. Площадь обычно не более 1 км2

-Сегодня мы отправимся на заочную экскурсию в Москву. Там находится Патриарший пруд.

2) Заочная экскурсия. Слайд 4-6

- Подумайте, как эта экскурсия будет связана с нашим занятием, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Слово экскурсоводам. (Индивидуальное задание).

1 экскурсовод:

- Патриа́ршие пруды́— общее название единственного из сохранившихся до нашего времени пруда, окружающего его сквера и жилого микрорайона, расположенного в Центральном административном округе  города Москвы на Территории Пресненского района.

Как ни удивительно, достопримечательностей на Патриарших не много. Одна из них - стоящий рядом с детской площадкой памятник баснописцу Крылову - большой, уютный, располагающий к отдыху. В начале 1950-х годов на месте этого памятника стоял другой - памятник Алексею Толстому (сейчас находится у церкви Святого Вознесения на Никитской). 

2 экскурсовод:

 В 1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову работы Скульпторов А. А. Древина и Д. Ю. Митлянского и архитектора А. Г. Чалтыкьяна. Баснописец сидит в окружении оживших героев его произведений: мартышка перед зеркалом, лающая вслед слону Моська, ворона с сыром — всего 12 героев известных басен.

Рядом с памятником Крылову стоят весьма забавные стелы с барельефами на темы басен А.Крылова (скульптор Митлянский). Стелы симпатичные, сделаны с юмором. Вокруг них всегда вьются туристы. Вот в фотографирующихся с обезьяной, слоном или крокодилом людях сразу угадываются чужаки. Редко какой приезжий заглянет сюда просто погулять с ребенком. И на лавочках туристы не сидят, они пробегают по бульвару мимо немногочисленных достопримечательностей в поисках той загадки, которая так манит на Патриаршие пруды.


Задание: Вспомните название басни И. Крылова и героев , изображенных на барельефах.

(Волк и Ягненок)

3) Словарная работа.

-А кто знаком с французским словом «барельеф», дайте его лексическое значение.

Проверка: барелье́ф - рельефное скульптурное изображение, выпуклая часть которого выступает над плоскостью не более чем на половину своего объема. Слайд №7.

(Словарь Ефремовой)

4) Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.

Запись темы. Поставьте для себя цели на этот урок.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

  1. Высказывание о баснописце.

Кто не слыхал его живого слова? Слайд № 8

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М.Исаковский.

2) Игра «Копилка крылатых слов и выражений» (вошедших в язык из произведений И.А.Крылова) Слайд №9

  • «Да работала ль ты в лето?» Слайд №10

  • «Так поди же, попляши!»

  • «Сыр выпал- с ним была плутовка такова» Слайд №11

  • «А вы, друзья, как не садитесь, Слайд №12

Все в музыканты не годитесь»

  • «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» Слайд №13

  • « Когда в товарищах согласья нет, Слайд №14

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело,

Только мука.»


Дома вы работали со статьей учебника, чтение 2 и 3 колонки. (Первую заполняли в классе).

1)Проверка домашнего задания.

Домашняя работа со статьей учебника. Приём составления таблицы “ЗУХ”.

      1. 1 колонка. Что вам известно об Иване Крылове?

      2. 2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни.

      3. 3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца.

Маркировочная таблица ЗУХ.

ЗНАЮ

УЗНАЛ НОВОЕ

ХОЧУ УЗНАТЬ

 

1. Родился И. А. Крылов в Москве в 1769 г.

2. Отставка отца, отъезд в Тверь.

3. Мать составляет план образования сына.

4. Смерть отца и служба в губернском магистрате.

5. Неудача первых пьес (трагедий).

6. Появление комедий («Бешеная семья» и др.). Известность.

7. Журналы, выпускаемые И. А. Крыловым («Почта духов», «Зритель» и др.).

8. 1806 г. Петербург. Первые басни («Дуб и Трость» и др.).

9. 200 басен И. А. Крылова. Успех, слава великого баснописца.

10. Празднование юбилея (70-летие жизненного пути и 50-летие творческой деятельности).

11. Смерть И. А. Крылова в 1844 г. и памятник Клодта баснописцу в Летнем саду. 

 

Беседа по статье.

-Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем?

-Какие события предшествовали этому?

- Как он получил образование?

-С написания каких произведений началась его писательская деятельность?

-Что такое басня? (Тема прошлого урока)

2) Групповая работа. Работа с литературоведческими понятиями.

« Жанровое своеобразие » Слайд №15

– Восстановите схему жанра, выбрав нужные элементы басни.

Каждая группа должна выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность и скорость выполнения задания. Общая проверка.



-Вспомните и дайте определение басни.

Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. Слайд № 16.

3) Мини-исследование.

-А что такое аллегория? Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек, ягненок - беззащитный человек.

Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Слайд №18

-А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки?

Осел? Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон?

На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных.

А какой аллегорический смысл мы вкладываем в понятие «Бабочка?»?????

4) Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.


Этап 4. Практикум

Мы приглашаем Вас на басни – 

В мирок двусмысленный, контрастный

Войди, читатель наш прекрасный

И не останься безучастным...

1. Аналитическая работа с текстом

- Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Волк и ягненок».

-Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ волку? А ягненку?

Прием « Предположение». Волк и Ягненок. Чем закончится встреча?

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии басни.

-Давайте проверим, действительно ли волк отображает грубость и вероломство, а ягненок – беззащитность и слабость.

1. Выразительное чтение басни учителем.

- Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев?

- Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
- В каких ситуациях эта басня может служить уроком?

2.Словарная работа. Групповая работа.

В группе выпишите 10 непонятных слов.

Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

Коллективная проверка.

  • закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;

  • тьма – много;

  • надобно – надо;

  • рыскать – бегать в надежде найти что-нибудь;

  • на добычу – на добычу;

  • светлейший – в царской России почётное обращение к князю;

  • донесть – донести, доложить, сказать, заявить;

  • в запрошлом лете – два года тому назад;

  • разведаться – рассчитаться, отомстить;

  • досуг – свободное время, здесь употреблено в значении “недосуг” - некогда, нет времени;

  • гневаться – сердиться, возмущаться;

  • дерзкий – 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.

3.Выразительное чтение учащимися.

 -Выразительное чтение басни.

-Чтение басни по ролям.
4. Словесное рисование. Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?

5. Знакомство с иллюстрациями басни Крылова. Слайд №21

-Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему?

-Как изображены персонажи басни на иллюстрации Е. Рачева? Какой намек содержит такое изображение?

- Какой эпизод басни соответствует иллюстрации. Прочитайте.

6. Просмотр рисованного мультфильма. (Басню читает Лев Дуров).

-Изменилось ли ваше восприятие басни?

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.

1 Задание.

1 группа.

1.- Почему И.Крылов начал басню «Волк и Ягненок» с морали?

2.-Над какими пороками человека смеется автор? (Мы видим, что здесь осуждается бесстыдство, наглость, суровость, безжалостность, беспощадность, жестокость. В то же время автор, как нам кажется, жалеет Ягненка…)

3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Докажите или дайте опровержение данной мысли

2 группа.

1.- Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и Ягненка?

2.-Какие глаголы характеризуют главных героев?

3.- Язык персонажей басни И.Крылова  подводит к выводу об их характерах. Докажите эту мысль, ссылаясь на текст произведения.

3 группа.

1.-В басне „Волк и Ягненок“ два героя. Что можно сказать о них? Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха?

Нет, Ягненок находит в себе силы вступить с Волком в разговор, в спор, пытается оправдаться, доказать свою невиновность, но в конце концов понимает, что напрасно доказывает ее, и уже безнадежно произносит: „Ах, чем я виноват?“

2.-Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно?

Волк заведомо знал, что Ягненок ни в чем не виноват. Ягненок прав. Волк это знает, поэтому раздражение и нетерпение Волка растет, поэтому он, наконец, произносит: „Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать“...

3.-Почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный виноват“...

(Эта басня — горькая правда о несправедливых порядках. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила).

Результаты работы групп.

2 задание. Составление сравнительной таблицы

      Критерии анализа

Ж.Лафонтен

И.А. Крылов

1. Название

«Волк и ягненок»

«Волк и ягненок»

2. Смысл аллегории

волк и ягненок =сила и слабость

волк и ягненок = сила и слабость

3. Языковые средства, характеризующие главных героев

Волк: «..волк, ищущий приключений..», «…зверь, полный ярости…»; «…жестокий зверь» 
 Обращение волка к Ягненку:  «…храбрый..»


Обращение Ягненка к волку: «…Сир», «Ваше Величество, пусть не гневается, пусть посмотрит, не могу замутить Вашу воду, как я мог»

Волк: такая характеристика отсутствует
Обращение волка к Ягненку:   «…негодный», «..щенок», «..наглец», «…нечистым рылом».

Обращение Ягненка к волку: «…Светлейший волк», «…Светлость, позволит, осмелюсь донесть, гневаться напрасно он изволит, помилуй, ах, в чем я виноват»

4. Мораль

Автор смеется над человеческой слабостью, которая боится противостоять силе открыто.

И.А. Крылов приходит к такому же выводу, но его волк более агрессивен, он злой разбойник с большой дороги, который очень силен и потому ему не приходится скрывать своих намерений.

5. Вывод

Ж.Лафонтен, называя ягненка храбрым, иронизирует, потому что читателю заранее известно, что ягненок слаб и бессилен, и  волк знает об этом также, а храбрость ягненка проявляется только в том, что он может лишь лестью избежать смерти . Волк же до конца пытается оправдываться и скрывает свою личину, перекладывая вину за свой поступок на других: «Мне так сказали: мне надо отомстить».

Персонаж И.А. Крылова не оправдывается и съедает ягненка лишь потому, что он становится ему неинтересен: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Этап 6.Подведение итогов урока

1.Сиквейн на басню «Волк и ягненок». (Например: Волк. Жестокий, голодный. Рыскал, нашел, поволок. Обманом добился своего! Жаль.)

2.Самооценка работы на уроке.

3.Дифференцированное домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра « Как вы понимаете выражение «У сильного всегда бессильный виноват?»

2. Инсценируйте басню.

3. Выучить басню наизусть.

4. Рефлексия

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха» ПОСМОТРЕТЬ!!!

На столе карточки с пословицами. Выберите пословицу, какую можно связать с содержанием басни.


Использованные ресурсы:

http://www.stihi.ru/avtor/basne

http://www.sch1262.ru/krylov/method1.html

http://loveki.ru/moscow/patriarshye/sculpture_krylov/

http://galina-lukas.ru/article/318

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://img-2007-07.photosight.ru/03/2177404.jpg

http://www.efremova.info/word/bareljef.html

http://jandelafonten.ru/volk_i_yagnenok_2

http://jandelafonten.ru/audiobasni/

http://video.yandex.ru/users/wolenko1973/view/10/

http://www.youtube.com/user/Ivanov602?feature=watch

http://tonkonog.com.ua/content/svitova-literatura-6-klas

http://festival.1september.ru/articles/571612/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!