СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обмен опытом работы воспитателей по профориентации

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы воспитателей по профориентации

Просмотр содержимого документа
«Обмен опытом работы воспитателей по профориентации»

Обмен опытом «Организация профориентационной работы»

воспитателей группы №4 Веры Виталиевны С. и Надежды Анатольевны И.

(данные педагоги работают с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения 4-8 классы)


Задачи:

1) изучение личности воспитанника;

2) развитие внутреннего мира воспитанника и преумножение его лучших сторон;

3) помощь в выборе профессии.

Первый этап - изучение личности воспитанника начинается со знакомства:

- с медицинскими показаниями и заключениями;

- с решением психолого-медико-педагогической комиссии;

- с характеристиками воспитанников с мест обучения и прежних мест проживания;

- с анкетными данными;

- с итогами тестирования.

Далее наблюдение:

- за учебным процессом (на выявление любимого предмета);

- за распределением своего свободного времени (на выявление хобби, любимого занятия);

- за трудовой деятельностью (на выявление отработанных навыков работы);

- за коммуникативными отношениями между сверстниками (на выявление организаторских или лидерских качеств);

- за взаимодействиями со взрослыми (на выявление сотрудничества и подчинения).

И постоянная работа по вовлечению воспитанников:

- в участие спортивных соревнованиях;

- в смотры художественной самодеятельности;

- в конкурсы рисунков, поделок, творческих работ;

- в организационную деятельность при проведении мероприятий;

- к занятиям в кружках;

- в участие различных детских или молодёжных общественных организациях.

Проведение тестов, анкет, мониторингов, бесед помогают заглянуть в потайные уголки сознания наших воспитанников.

Фиксация успехов и достоинств каждого воспитанника, не вешание «ярлыков» на детей, прощение вчерашних неудач - кропотливая и ежедневная работа каждого воспитателя.

Напомним слова Антона Павловича Чехова:

«Человек одарён разумом и творческою силой, …»

Например, Маша:

1) имеет ограничение по здоровью;

2) скрывает такие качества как переживание, сочувствие, забота;

3) в ней заложено желание участвовать в мероприятиях, но её неуверенность в себе и неумение доводить всё до конца являются преградой в её развитии.

Максим:

1) имеет ограничение по здоровью;

2) предпочтение к какому-то предмету не имеет, но занимается в кружке «Радиоэлектроника»;

3) не коммуникативен, замкнут, боится брать ответственность за себя и других, обязателен в выполнении порученного ему дела.

Второй этап профориентационной работы - развивать внутренний мир ребёнка и преумножать его лучшие стороны.

«Все проблемы и несчастья человека случаются от того,

что внутренняя и внешняя картина мира не совпадают.»

Светлана Пеунова.

Человек действует сообразно своему внутреннему развитию. Внешнее отражает внутреннее. Ребёнку нужно помочь накопить за счёт своего данного потенциала и безупречного поведения личную силу, которая поможет перейти ему на следующую ступень своего развития. Педагог

- способствует познанию воспитанника самого себя, отвечая на вопросы: Кто я? Зачем я живу? Для чего я пришёл в этот мир?

- накапливает в нём личную силу, корректируя его поведение, меняя траекторию его движения, направляя вектор его мыслей;

- укрепляет его ещё слабое «Я», кропотливо собирая маленькие успехи воспитанника, воодушевляя его на позитивное будущее.


Имя.

Личная сила.

Успехи, достижения.

Маша

Я могу проявлять заботу о других.

Умеет угощать своими сладостями; может отдать свою порцию, тому, кто по её мнению нуждается в этом; справедливо накрывает на стол; бывает старается защитить любого человека (взрослого, сверстника, малыша, знакомого и незнакомого); взять под свою опеку;

чувствительна к боли другого.


Задача воспитателя: научить воспитанника видеть мир и жить в нём реально, а не иллюзорно, не так как хотелось бы ему. Это достигается путём проведения воспитательских часов, часов общения, в неформальных беседах во время прогулок, кулинарных часов, при выполнении творческих работ, а иногда даже во время выполнении генеральных уборок. Изменив внутреннюю картину мира в сознании воспитанника, мы получим изменения в его внешних обстоятельствах: помыслах, эмоциях, высказываниях, поступках.

« Если у человека нет крепкого начала, в которое он верит,

нет почвы, на которой он стоит твёрдо,

как может он дать себе отчёт в потребностях,

в значении, в будущности своего народа?

Как может он знать, что он должен сам делать…»

Иван Сергеевич Тургенев.


Третий этап профориентационной работы - помощь в выборе профессии.

Наши воспитанники мало видят и мало знают. Им непросто сориентироваться в выборе профессии. А значит, надо расширять круг их интересов, знакомить с разными сторонами жизни. Надо:

- определиться в каком виде деятельности воспитанник получает большее удовольствие;

- какой процесс ему более интересен;

- познакомить с разными видами деятельности человека и его профессиями;

- побывать конкретно на производстве, в офисе или государственном учреждении;

- знакомить с увлечёнными и интересными людьми;

- показать дорогу на биржу труда или в центр занятости населения по месту жительства,

научить не бояться пользоваться их услугами;

- принимать активное участие в посещении учебных заведений в «Дни открытых дверей»;

- использовать интернет ресурсы, выходя на сайты образовательных порталов.

«Каждое одушевлённое существо, живя в некотором обществе,

обретает взгляд на мир, продиктованный этим обществом.»


Жизнь воспитанника во многом зависит от наших с вами глубочайших убеждений, знаний и поступков!