Обмен опытом «Организация профориентационной работы»
воспитателей группы №4 Веры Виталиевны С. и Надежды Анатольевны И.
(данные педагоги работают с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения 4-8 классы)
Задачи:
1) изучение личности воспитанника;
2) развитие внутреннего мира воспитанника и преумножение его лучших сторон;
3) помощь в выборе профессии.
Первый этап - изучение личности воспитанника начинается со знакомства:
- с медицинскими показаниями и заключениями;
- с решением психолого-медико-педагогической комиссии;
- с характеристиками воспитанников с мест обучения и прежних мест проживания;
- с анкетными данными;
- с итогами тестирования.
Далее наблюдение:
- за учебным процессом (на выявление любимого предмета);
- за распределением своего свободного времени (на выявление хобби, любимого занятия);
- за трудовой деятельностью (на выявление отработанных навыков работы);
- за коммуникативными отношениями между сверстниками (на выявление организаторских или лидерских качеств);
- за взаимодействиями со взрослыми (на выявление сотрудничества и подчинения).
И постоянная работа по вовлечению воспитанников:
- в участие спортивных соревнованиях;
- в смотры художественной самодеятельности;
- в конкурсы рисунков, поделок, творческих работ;
- в организационную деятельность при проведении мероприятий;
- к занятиям в кружках;
- в участие различных детских или молодёжных общественных организациях.
Проведение тестов, анкет, мониторингов, бесед помогают заглянуть в потайные уголки сознания наших воспитанников.
Фиксация успехов и достоинств каждого воспитанника, не вешание «ярлыков» на детей, прощение вчерашних неудач - кропотливая и ежедневная работа каждого воспитателя.
Напомним слова Антона Павловича Чехова:
«Человек одарён разумом и творческою силой, …»
Например, Маша:
1) имеет ограничение по здоровью;
2) скрывает такие качества как переживание, сочувствие, забота;
3) в ней заложено желание участвовать в мероприятиях, но её неуверенность в себе и неумение доводить всё до конца являются преградой в её развитии.
Максим:
1) имеет ограничение по здоровью;
2) предпочтение к какому-то предмету не имеет, но занимается в кружке «Радиоэлектроника»;
3) не коммуникативен, замкнут, боится брать ответственность за себя и других, обязателен в выполнении порученного ему дела.
Второй этап профориентационной работы - развивать внутренний мир ребёнка и преумножать его лучшие стороны.
«Все проблемы и несчастья человека случаются от того,
что внутренняя и внешняя картина мира не совпадают.»
Светлана Пеунова.
Человек действует сообразно своему внутреннему развитию. Внешнее отражает внутреннее. Ребёнку нужно помочь накопить за счёт своего данного потенциала и безупречного поведения личную силу, которая поможет перейти ему на следующую ступень своего развития. Педагог
- способствует познанию воспитанника самого себя, отвечая на вопросы: Кто я? Зачем я живу? Для чего я пришёл в этот мир?
- накапливает в нём личную силу, корректируя его поведение, меняя траекторию его движения, направляя вектор его мыслей;
- укрепляет его ещё слабое «Я», кропотливо собирая маленькие успехи воспитанника, воодушевляя его на позитивное будущее.
Имя. | Личная сила. | Успехи, достижения. |
Маша | Я могу проявлять заботу о других. | Умеет угощать своими сладостями; может отдать свою порцию, тому, кто по её мнению нуждается в этом; справедливо накрывает на стол; бывает старается защитить любого человека (взрослого, сверстника, малыша, знакомого и незнакомого); взять под свою опеку; чувствительна к боли другого. |
Задача воспитателя: научить воспитанника видеть мир и жить в нём реально, а не иллюзорно, не так как хотелось бы ему. Это достигается путём проведения воспитательских часов, часов общения, в неформальных беседах во время прогулок, кулинарных часов, при выполнении творческих работ, а иногда даже во время выполнении генеральных уборок. Изменив внутреннюю картину мира в сознании воспитанника, мы получим изменения в его внешних обстоятельствах: помыслах, эмоциях, высказываниях, поступках.
« Если у человека нет крепкого начала, в которое он верит,
нет почвы, на которой он стоит твёрдо,
как может он дать себе отчёт в потребностях,
в значении, в будущности своего народа?
Как может он знать, что он должен сам делать…»
Иван Сергеевич Тургенев.
Третий этап профориентационной работы - помощь в выборе профессии.
Наши воспитанники мало видят и мало знают. Им непросто сориентироваться в выборе профессии. А значит, надо расширять круг их интересов, знакомить с разными сторонами жизни. Надо:
- определиться в каком виде деятельности воспитанник получает большее удовольствие;
- какой процесс ему более интересен;
- познакомить с разными видами деятельности человека и его профессиями;
- побывать конкретно на производстве, в офисе или государственном учреждении;
- знакомить с увлечёнными и интересными людьми;
- показать дорогу на биржу труда или в центр занятости населения по месту жительства,
научить не бояться пользоваться их услугами;
- принимать активное участие в посещении учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
- использовать интернет ресурсы, выходя на сайты образовательных порталов.
«Каждое одушевлённое существо, живя в некотором обществе,
обретает взгляд на мир, продиктованный этим обществом.»
Жизнь воспитанника во многом зависит от наших с вами глубочайших убеждений, знаний и поступков!