СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обнаружение витаминов: А в подсолнечном масле, С в соке, Д в рыбьем жире или курином желтке

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обнаружение витаминов: А в подсолнечном масле, С в соке, Д в рыбьем жире или курином желтке»

Лабораторная работа 27

Тема: «Обнаружение витаминов: А в подсолнечном масле, С в соке,
Д в рыбьем жире или курином желтке».

Цель: экспериментальным путем изучить качественные реакции на некоторые витамины.

Оборудование и реактивы: сок, различных видов; крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода; подсолнечное масло; раствор 1 % хлорида железа (III); рыбий жир или желток; раствор брома; вода дистиллированная; штатив с пробирками; химические стаканы; палочки для перемешивания.


Теоретические сведения

Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы.

Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация). Она очень часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом.

Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов:

1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В и другие.

2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.


Классификация и номенклатура витаминов

Витамин

Основные источники

Функции

Обозначение

Название

Жирорастворимые витамины

А

Ретинол

Рыбий жир, печень, молоко, шпинат, кресс-салат, морковь

Необходим для нормального роста и формирования эпителиальных тканей

Е

Токоферол

Зародыши пшеницы, ржаная мука, печень, зеленые овощи

Участвует в формировании и регуляции деятельности кровеносной системы, в работе печени

D

Kальциферол

Пивные дрожжи, рыбий жир, яичный желток

Регулирует всасывание из пищи кальция, необходим для образования костей, зубов, способствует усвоению фосфора

Водорастворимые витамины

В1

Тиамин

Зародыши пшеницы, субпродукты, дрожжи

Участвует в тканевом дыхании

В2

Рибофлавин

Мясные, молочные продукты, яичный желток

Поддерживает зрительную функцию, участвует в синтезе гемоглобина

С

Аскорбиновая кислота

Kартофель, цитрусовые, томаты, зеленые овощи

Участвует в метаболизме соединительной ткани


Суточная потребность человека в витаминах и их основные функции

Витамин

Суточная потребность, мг

Функции

Аскорбиновая кислота (С)

50–100 мг
(в среднем 70)

Участвует в окислительно-восстановительных реакциях, повышает сопротивляемость организма инфекционным воздействиям

Тиамин (В1)

1,4–2,4
(в среднем 1,7)

Необходим для нормальной жизнедеятельности центральной и периферической нервной системы. Регулятор жирового и углеводного обмена

Рибофлавин (витамин В2)

1,5–3,0
(в среднем 2,0)

Участвует в окислительно-восстановительных реакциях

Ниацин (РР)

15,0–25,0
(в среднем 19,0)

Участвует в окислительно-восстановительных реакциях в клетках. Недостаток вызывает пеллагру

Ретинол (А)

0,5–2,5
(в среднем 1,0)

Участвует в деятельности мембран клеток. Необходим для роста и развития организма, для функционирования слизистых оболочек. Участвует в процессе фоторецепции
(в восприятии света)

Kальциферол (D)

(2,5–10)•10–3

Регулирует содержание кальция и фосфора в крови, минерализацию костей, зубов

Токоферол (E)

8–15
(в среднем 10)

Предотвращает окисление липидов, влияет на синтез ферментов. Активный антиокислитель


Ход работы


ОПЫТ 1. Определение витамина С в яблочном соке.

Берем сухой чистый стакан и наливаем в него 2 мл яблочного сока. Разбавляем сок 10 мл дистиллированной воды. Добавляем немного крахмального клейстера и по каплям добавляем спиртовой раствор йода. Появляется устойчивое синее окрашивание, не исчезающее 10-15 секунд. Молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислил всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля прореагирует с крахмалом, окислив раствор в синий цвет.

Данный опыт можно повторить с другими видами соков


ОПЫТ 2. Определение витамина А в подсолнечном масле.

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли
1 %-ного раствора FeClз. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.


ОПЫТ 3. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.

В пробирку с 1 мл. рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено-голубое окрашивание.


Контрольные вопросы

1.Какую роль в живом организме играют витамины?

2.Почему витамины называют биологически активными веществами?

3.Перечислите источники поступления витаминов в организм человека.

4. Могут ли витаминные лекарственные препараты заменить естественные плодоовощные?

5. Запишите правила, которые надо соблюдать при приготовлении блюд, чтобы в них не разрушались витамины.

6.Перечислите известные Вам витаминные препараты и правила их применения.

7.Кто из наших соотечественников является основоположником учения о витаминах? Приведите доказательную базу.

8.Что такое авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз?

9.Какие витаминные препараты Вы знаете и как следует их применять?

10.Как сохранить витамины в выращенной на дачном участке плодоовощной продукции при её длительном хранении?