В.А. Кристофор
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Е.В. Гассий
ОБНОВЛЕНИЕ РЕПЕРТУАРА ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ КАК СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ АВТОРСКИХ ПЕРЕЛОЖЕНИЙ
На сегодняшний день в дополнительных предпрофессиональных программах музыкальных отделений большинства детских школ искусств и детских музыкальных школ реализуются программы по учебному предмету фортепианного ансамбля, материал которого опирается в основном на академический репертуар.
Весьма редко в списке рекомендуемой и используемой педагогами нотной литературы можно увидеть пьесы современных композиторов или переложения популярных произведений, разбор и исполнение которых безусловно повлекли бы повышение интереса обучающихся к репертуару данного учебного предмета и к музицированию в целом.
Также на текущем рынке официальных нотных изданий мы нечасто сможем наблюдать выпуски совершенно нового репертуара, а переложения большинства современных композиций и вовсе не публикуются даже неофициально на просторах сети Интернет, что в тех или иных случаях делает практически невозможным обновление репертуара на уроках фортепианного ансамбле в том случае, если педагог не владеет навыками создания собственных переложений.
Целью данной исследовательской работы стало выявление востребованности обновления репертуара в классе фортепианного ансамбля на основе анализа учебного материала дополнительных предпрофессиональных программ по фортепиано в детских школах искусств и детских музыкальных школах.
Для достижения цели были поставлены такие задачи:
Выявить и обобщить основные теоретические аспекты работы с фортепианным ансамблем.
Проанализировать рекомендуемый программой учебный репертуар фортепианного ансамбля в ДШИ.
Провести социологический опрос среди обучающихся ДШИ и ДМШ.
Ансамбль (от фр. ensemble − совокупность, стройное целое) означает согласованность, единство частей, образующих что-либо целое. В музыке это совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.
Многолетняя история фортепианного ансамбля восходит к XVI веку и развивается на протяжении нескольких столетий. Четырехручный дуэт − единственный род ансамбля, когда два человека музицируют за одним инструментом. Особенности игры в четыре руки лучше выявляются при сравнении ее с игрой пианистов на двух фортепиано. Различия между этими ансамблями очень велики и в той степени касаются их принципиальных стилевых основ. Несмотря на относительное отставание этого жанра в России по сравнению с Европой, фортепианные ансамбли постепенно становятся частью концертной жизни, а на данный момент сохраняют свое педагогическое значение [4].
Педагогическая технология — это научно обоснованная система, которая определяет выбор целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Также это описание образовательного процесса, который гарантированно приведёт к достижению заданных результатов.
Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что фортепианный ансамбль действительно можно рассматривать в качестве педагогической технологии.
Работу преподавателя с ансамблями можно разделить на два вида: ансамбль «учитель-ученик», где обычно преподаватель аккомпанирует мелодии, исполняемой обучающимся и «ученик-ученик», где два обучающихся исполняют первую и вторую партии. Подготовка к игре в фортепианном ансамбле начинается с первых уроков, развивая у обучающегося музыкальный слух, чувство ритма и технические навыки. Развитие этих способностей может происходить и при прослушивании музыки, и при изучении музыкально-теоретических дисциплин, но особо эффективно, когда обучающийся собственноручно оперирует с материалом. Важную роль играет ансамблевая практика, где педагог аккомпанирует первой партии ученика, помогая ему подготовиться к более сложному этапу – ансамблю вида «ученик-ученик». Выдающийся музыкальный педагог С. И. Савшинский говорил: «Лучший способ понять и освоить явление – это воссоздать, воспроизвести его» [6].
О пользе ансамблевой игры для музыкального развития в своей книге «Годы учения» также писал композитор, исполнитель и музыковед Самуил Майкапар: «Я очень любил играть в ансамбле. Это − особенное удовольствие. А польза для музыкального развития от этого огромная. А когда играешь в ансамбле, все время надо хорошо разбираться, в каких местах на твою долю выпадает аккомпанемент и где наоборот, ты − главное лицо и должен уметь свою партию выдвинуть на первый план» [5].
Воспитание навыков игры в ансамбле является одной из задач предпрофессиональной подготовки обучающихся. Игра в ансамбле объединяет детей разной степени способностей, интеллекта, возрастных и психофизических особенностей, музыкально-технической подготовки, расширяет кругозор, воспитывает дисциплину, помогает принять решение в выборе профессии музыканта [4]. Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, чувство ответственности делают класс ансамбля наиболее эффективной формой учебно-воспитательного процесса. Музыкальный материал современного фортепианного ансамбля требует разнообразия и должен соответствовать интересам молодого поколения, быть направленным на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения, гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание и ценности научного познания, а значит - охватывать не только классические произведения, но и современные композиции, включая музыку из кино, мультфильмов и эстрадные композиции, в том числе патриотические.
Тем не менее, выбор педагогов нередко бывает ограничен или по большей части наполнен академическим репертуаром, равно как и список рекомендуемых нотных сборников в рамках программ по учебному предмету фортепианного ансамбля. Зачастую это связано с традицией русской музыкальной школы опираться на произведения мировой классики: барокко, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века. Хотя в некоторых случаях отказ от внедрения современного репертуара − показатель не столько отсутствия компетентности, сколько неуверенности руководителя ансамбля в успехе будущей собственной интерпретации еще не исполненных ранее переложений для фортепианного ансамбля или же оригинальных сочинений для четырехручного дуэта или исполнения на нескольких музыкальных инструментах.
В ходе исследования было выяснено, что существующие федеральные государственные требования к образовательным программам по фортепиано не предусматривают включения современных произведений в репертуар фортепианных ансамблей [3], что не дает в полном объеме способствовать реализации программы воспитания.
С целью выявить востребованность обновления репертуара в классе фортепианного ансамбля и включения в него переложений современных популярных произведений я провел онлайн-анкетирование среди обучающихся фортепианных отделений Муниципального учреждения дополнительного образования Детская школа искусств № 10 г. Краснодара и Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Сыктывкарская детская музыкальная школа».
В результате онлайн-анкетирования было выяснено то, что более 91% опрошенных считают, что разнообразие современного репертуара повысило бы интерес к урокам фортепианного ансамбля в принципе, из них более 85% считают, что им самим было бы интересно знакомиться и исполнять современные произведения из фильмов и мультфильмов или популярные песни в переложениях на уроках фортепианного ансамбля.
Практический опыт применения фортепианного ансамбля как современной педагогической технологии я получил в работе со своим учеником в Студии музыкального творчества «На струнах» Семёном Кожевиным. Пересмотрев несколько серий из популярного мультсериала «Ну, погоди!» и вдохновившись образами советских героев, Семён обратился ко мне с предложением разучить и исполнить заставку к данному мультсериалу. Понимая, что уровень его технических способностей на то время еще не соответствовал уровню сложности данного произведения в сольном исполнении, было принято решение найти четырёхручное переложение и исполнить его в ансамбле вида «учитель-ученик». Не обнаружив такового в доступных мне печатных изданиях и открытых интернет-источниках, я применил свои знания, умения и навыки в области фортепианной методики, теории музыки и работы с компьютерными музыкальными программами (нотными редакторами) и написал авторское переложение композиции Тамаша Деака «Водные лыжи». Впоследствии данное произведение в переложении было исполнено нами с Семёном на различных мероприятиях внутри Студии музыкального творчества «На струнах», а также на Международном многожанровом конкурсе культуры и искусства «Музыкальное вдохновение», где наша работа была удостоена Диплома Лауреата I степени.
В заключении хочу отметить, что фортепианный ансамбль, развивавшийся на протяжении многих столетий, продолжает сохранять свое педагогическое значение и не теряет свою популярность как вид музыкального исполнительства.
Включение современных произведений в репертуар фортепианных ансамблей – переложений популярных песен, музыки из фильмов и мультсериалов, саундтреков к известным видеоиграм – стало бы важным шагом для повышения мотивации обучающихся и формирования их интереса к ансамблевому исполнительству и музицированию в целом. Современному педагогу необходимо уметь ориентироваться не только в печатных изданиях, но и в интернет-ресурсах для поиска нотного материала, а также – уметь создавать свои авторские переложения популярных произведений для обновления репертуара, ведь включение в него современных произведений способствовало бы не только расширению музыкального кругозора обучающихся, но и воспитанию в них искусства интерпретации и музыкальной культуры.
Список использованных источников:
Нормативные акты и документы
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1. (ред. от 08.12.2010) «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2011).
Распоряжение правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 N 998 (ред. от 13.07.2021) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33825)
Специальная литература (книги)
Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст]. − СПб.: Планета Музыки, 2023. − 280 с.
Майкапар, С. М. Годы учения. [Текст]. − СПб.: Планета Музыки, 2021. − 276 с.
Савшинский, С. И. Работа пианиста над техникой [Текст]. − СПб.: Планета Музыки, 2022. − 116 с.
Приложение 1
Результаты онлайн-анкетирования в диаграммах
Приложение 2
Т. Деак «Водные лыжи», переложение для фортепиано в 4 руки В. Кристофора