СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обновление репертуара фортепианного ансамбля как современной педагогической технологии посредством создания авторских переложений

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной исследовательской работе в той или иной степени раскрывается вопрос обновления репертуара фортепианного ансамбля в ДШИ и ДМШ.

Каждому современному педагогу необходимо уметь ориентироваться не только в печатных нотных изданиях и интернет-ресурсах - также необходимо иметь базовый комплекс знаний, умений и навыков создания авторских, еще неизданных, переложений современной музыки, чтобы исполняемый репертуар соответствоватл интересам нынешнего поколения детей разного возраста.

В приложении - авторское переложение заставки из м/с "Ну, погоди!", произведение Т. Деака "Водные лыжи".

Просмотр содержимого документа
«Обновление репертуара фортепианного ансамбля как современной педагогической технологии посредством создания авторских переложений»

В.А. Кристофор

ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край

Научный руководитель Е.В. Гассий


ОБНОВЛЕНИЕ РЕПЕРТУАРА ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ КАК СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ АВТОРСКИХ ПЕРЕЛОЖЕНИЙ


На сегодняшний день в дополнительных предпрофессиональных программах музыкальных отделений большинства детских школ искусств и детских музыкальных школ реализуются программы по учебному предмету фортепианного ансамбля, материал которого опирается в основном на академический репертуар.

Весьма редко в списке рекомендуемой и используемой педагогами нотной литературы можно увидеть пьесы современных композиторов или переложения популярных произведений, разбор и исполнение которых безусловно повлекли бы повышение интереса обучающихся к репертуару данного учебного предмета и к музицированию в целом.

Также на текущем рынке официальных нотных изданий мы нечасто сможем наблюдать выпуски совершенно нового репертуара, а переложения большинства современных композиций и вовсе не публикуются даже неофициально на просторах сети Интернет, что в тех или иных случаях делает практически невозможным обновление репертуара на уроках фортепианного ансамбле в том случае, если педагог не владеет навыками создания собственных переложений.

Целью данной исследовательской работы стало выявление востребованности обновления репертуара в классе фортепианного ансамбля на основе анализа учебного материала дополнительных предпрофессиональных программ по фортепиано в детских школах искусств и детских музыкальных школах.

Для достижения цели были поставлены такие задачи:

  1. Выявить и обобщить основные теоретические аспекты работы с фортепианным ансамблем.

  2. Проанализировать рекомендуемый программой учебный репертуар фортепианного ансамбля в ДШИ.

  3. Провести социологический опрос среди обучающихся ДШИ и ДМШ.

Ансамбль (от фр. ensemble − совокупность, стройное целое) означает согласованность, единство частей, образующих что-либо целое. В музыке это совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.

Многолетняя история фортепианного ансамбля восходит к XVI веку и развивается на протяжении нескольких столетий. Четырехручный дуэт − единственный род ансамбля, когда два человека музицируют за одним инструментом. Особенности игры в четыре руки лучше выявляются при сравнении ее с игрой пианистов на двух фортепиано. Различия между этими ансамблями очень велики и в той степени касаются их принципиальных стилевых основ. Несмотря на относительное отставание этого жанра в России по сравнению с Европой, фортепианные ансамбли постепенно становятся частью концертной жизни, а на данный момент сохраняют свое педагогическое значение [4].

Педагогическая технология — это научно обоснованная система, которая определяет выбор целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Также это описание образовательного процесса, который гарантированно приведёт к достижению заданных результатов.

Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что фортепианный ансамбль действительно можно рассматривать в качестве педагогической технологии.

Работу преподавателя с ансамблями можно разделить на два вида: ансамбль «учитель-ученик», где обычно преподаватель аккомпанирует мелодии, исполняемой обучающимся и «ученик-ученик», где два обучающихся исполняют первую и вторую партии. Подготовка к игре в фортепианном ансамбле начинается с первых уроков, развивая у обучающегося музыкальный слух, чувство ритма и технические навыки. Развитие этих способностей может происходить и при прослушивании музыки, и при изучении музыкально-теоретических дисциплин, но особо эффективно, когда обучающийся собственноручно оперирует с материалом. Важную роль играет ансамблевая практика, где педагог аккомпанирует первой партии ученика, помогая ему подготовиться к более сложному этапу – ансамблю вида «ученик-ученик». Выдающийся музыкальный педагог С. И. Савшинский говорил: «Лучший способ понять и освоить явление – это воссоздать, воспроизвести его» [6].

О пользе ансамблевой игры для музыкального развития в своей книге «Годы учения» также писал композитор, исполнитель и музыковед Самуил Майкапар: «Я очень любил играть в ансамбле. Это − особенное удовольствие. А польза для музыкального развития от этого огромная. А когда играешь в ансамбле, все время надо хорошо разбираться, в каких местах на твою долю выпадает аккомпанемент и где наоборот, ты − главное лицо и должен уметь свою партию выдвинуть на первый план» [5].

Воспитание навыков игры в ансамбле является одной из задач предпрофессиональной подготовки обучающихся. Игра в ансамбле объединяет детей разной степени способностей, интеллекта, возрастных и психофизических особенностей, музыкально-технической подготовки, расширяет кругозор, воспитывает дисциплину, помогает принять решение в выборе профессии музыканта [4]. Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, чувство ответственности делают класс ансамбля наиболее эффективной формой учебно-воспитательного процесса. Музыкальный материал современного фортепианного ансамбля требует разнообразия и должен соответствовать интересам молодого поколения, быть направленным на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения, гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание и ценности научного познания, а значит - охватывать не только классические произведения, но и современные композиции, включая музыку из кино, мультфильмов и эстрадные композиции, в том числе патриотические.

Тем не менее, выбор педагогов нередко бывает ограничен или по большей части наполнен академическим репертуаром, равно как и список рекомендуемых нотных сборников в рамках программ по учебному предмету фортепианного ансамбля. Зачастую это связано с традицией русской музыкальной школы опираться на произведения мировой классики: барокко, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века. Хотя в некоторых случаях отказ от внедрения современного репертуара − показатель не столько отсутствия компетентности, сколько неуверенности руководителя ансамбля в успехе будущей собственной интерпретации еще не исполненных ранее переложений для фортепианного ансамбля или же оригинальных сочинений для четырехручного дуэта или исполнения на нескольких музыкальных инструментах.

В ходе исследования было выяснено, что существующие федеральные государственные требования к образовательным программам по фортепиано не предусматривают включения современных произведений в репертуар фортепианных ансамблей [3], что не дает в полном объеме способствовать реализации программы воспитания.

С целью выявить востребованность обновления репертуара в классе фортепианного ансамбля и включения в него переложений современных популярных произведений я провел онлайн-анкетирование среди обучающихся фортепианных отделений Муниципального учреждения дополнительного образования Детская школа искусств № 10 г. Краснодара и Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Сыктывкарская детская музыкальная школа».

В результате онлайн-анкетирования было выяснено то, что более 91% опрошенных считают, что разнообразие современного репертуара повысило бы интерес к урокам фортепианного ансамбля в принципе, из них более 85% считают, что им самим было бы интересно знакомиться и исполнять современные произведения из фильмов и мультфильмов или популярные песни в переложениях на уроках фортепианного ансамбля.

Практический опыт применения фортепианного ансамбля как современной педагогической технологии я получил в работе со своим учеником в Студии музыкального творчества «На струнах» Семёном Кожевиным. Пересмотрев несколько серий из популярного мультсериала «Ну, погоди!» и вдохновившись образами советских героев, Семён обратился ко мне с предложением разучить и исполнить заставку к данному мультсериалу. Понимая, что уровень его технических способностей на то время еще не соответствовал уровню сложности данного произведения в сольном исполнении, было принято решение найти четырёхручное переложение и исполнить его в ансамбле вида «учитель-ученик». Не обнаружив такового в доступных мне печатных изданиях и открытых интернет-источниках, я применил свои знания, умения и навыки в области фортепианной методики, теории музыки и работы с компьютерными музыкальными программами (нотными редакторами) и написал авторское переложение композиции Тамаша Деака «Водные лыжи». Впоследствии данное произведение в переложении было исполнено нами с Семёном на различных мероприятиях внутри Студии музыкального творчества «На струнах», а также на Международном многожанровом конкурсе культуры и искусства «Музыкальное вдохновение», где наша работа была удостоена Диплома Лауреата I степени.

В заключении хочу отметить, что фортепианный ансамбль, развивавшийся на протяжении многих столетий, продолжает сохранять свое педагогическое значение и не теряет свою популярность как вид музыкального исполнительства.

Включение современных произведений в репертуар фортепианных ансамблей – переложений популярных песен, музыки из фильмов и мультсериалов, саундтреков к известным видеоиграм – стало бы важным шагом для повышения мотивации обучающихся и формирования их интереса к ансамблевому исполнительству и музицированию в целом. Современному педагогу необходимо уметь ориентироваться не только в печатных изданиях, но и в интернет-ресурсах для поиска нотного материала, а также – уметь создавать свои авторские переложения популярных произведений для обновления репертуара, ведь включение в него современных произведений способствовало бы не только расширению музыкального кругозора обучающихся, но и воспитанию в них искусства интерпретации и музыкальной культуры.



Список использованных источников:


Нормативные акты и документы

  1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1. (ред. от 08.12.2010) «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2011).

  2. Распоряжение правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»

  3. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 N 998 (ред. от 13.07.2021) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33825)

Специальная литература (книги)

  1. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст]. − СПб.: Планета Музыки, 2023. − 280 с.

  2. Майкапар, С. М. Годы учения. [Текст]. − СПб.: Планета Музыки, 2021. − 276 с.

  3. Савшинский, С. И. Работа пианиста над техникой [Текст]. − СПб.: Планета Музыки, 2022. − 116 с.

Приложение 1


Результаты онлайн-анкетирования в диаграммах





Приложение 2


Т. Деак «Водные лыжи», переложение для фортепиано в 4 руки В. Кристофора