Тема: «Обновление содержания ДООП»
Цель: обобщение и распространение педагогического опыта, повышение профессиональной компетенции по обновлению ДООП.
ДООП — это специально разработанный и утвержденный нормативно - распорядительный документ, в котором изложена «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения. ДООП является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определенном порядке: Внутренняя экспертиза - это анализ качества документа, его соответствие Уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. Обсуждение Программы на заседании педагогического совета (методического совета) образовательной организации. Решение о рекомендации ДООП к утверждению обязательно заносится в протокол педагогического совета (методического совета). Утверждение Программы осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации, регламентирующим утверждение программ. После утверждения ДООП считается полноценным нормативно-правовым документом образовательной организации, на реализацию этой программы выделяется финансирование.
ДООП в зависимости от содержания, преобладающих видов деятельности могут быть следующих направленностей (Порядок, п.9): технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной (Приказ Мин.Просв. РФ№533 от 30.09.2020 о внесении изменений в Порядок организации и осуществлении образ.деятельности по ДОП….).
Дополнительные общеобразовательные программы размещаются в региональном Навигаторе согласно положениям Целевой модели развития региональной системы ДО.
Ребенок развивается из перспективы будущего (Лев Семенович Выготский)
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам должна быть направлена на:
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся
в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности.
В тексте Закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная программа определяется как «комплекс характеристик образования» (объем, содержание, планируемые результаты), «организационно-педагогических условий», представленных «в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (гл.1, ст.2, п.9)
Типичные ошибки в оформлении титульного листа:
Ошибки, связанные с оформлением титульного листа образовательной программы
Титульный лист — это лицо программы. По его оформлению уже можно судить и об образовательной организации, и об отношении автора к своей работе.
Ошибка 1. На титульном листе отсутствуют необходимые и достаточные сведения.
Авторы часто не указывают:
- наименование образовательной организации, где реализуется программа;
- гриф утверждения программы: дата и номера приказа, Ф.И.О. руководителя организации (вместо даты и номера приказа об утверждении программы, как правило, приводят только номер протокола заседания педагогического совета и Ф.И.О. директора образовательной организации);
- направленность и уровень программы;
- возраст обучающихся, на которых рассчитана программа;
- срок реализации программы;
- Ф.И.О., должность автора (-ов), разработчика (-ов) программы;
- год разработки программы (одни разработчики указывают год, когда программа была создана и принята к реализации, другие — год последнего редактирования программы).
Ошибка 2. Приводится устаревшее наименование вида программы.
Авторы пишут: «Дополнительная образовательная программа» вместо введенных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.75 часть 2 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ) названий: «Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки».
Ошибка 3. Ошибки в названии программы.
Название программы должно быть четким, емким, отражающим ее содержание.
Ошибка 4. Не проработан вопрос отнесения программы к тому или иному уровню (ознакомительный, базовый, углубленный).
Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.
Ошибка 5. Используются устаревшие названия направленностей. 6 слайд Неумение авторов формулировать цель и задачи программы.
Ошибки, связанные с формулированием цели программы:
- излишнее количество целей, что может свидетельствовать либо о непродуманности целеполагания, либо о формализме в данном вопросе;
- абстрактность цели, что не позволяет измерить ее достижимость, а также удаленность цели от тематики программы, например, «всестороннее развитие личности обучающегося»;
- «многослойность» цели, фактически подмена цели задачами;
- выделение только узкопредметной цели, что предполагает недооценку воспитательной роли дополнительного образования детей, отношение к нему только как к обучающему процессу;
- замена цели педагогическими идеями и принципами, например, целью работы детского объединения декларируется «создание условий для сознательного самоопределения обучающихся».
Ошибки, связанные с формулированием задач программы:
- непонимание автором программы необходимости увязывания каждой поставленной задачи с определенным ожидаемым результатом, что ведет к отсутствию ответственности педагога за достижение запланированного результата, а значит, и за поставленную задачу;
- «размельчение» задач на отдельные технологические части, либо, наоборот, их неоправданное расширение до неконтролируемых объемов;
- формальная дифференциация задач на обучающие, развивающие и воспитательные;
- несоответствие задач возрасту обучающихся и срокам реализации программы.
Рекомендации
Чтобы избежать указанных выше ошибок, необходимо помнить, что цель — это образ конечного результата деятельности, она должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень ее достижения с помощью различных средств педагогической диагностики. А в задачах должны быть намечены пути реализации целей. Чтобы правильно сформулировать цели, нужно представить себе обучающегося «на выходе» из детского объединения, но не просто как танцора, музыканта, инженера или спортсмена, а как полноценную личность: с развитыми творческими способностями, сформулированными профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами.
Ошибка 8. Неумение автора программы формулировать ожидаемые результаты, определять способы их отслеживания и оценивания.
К данным ошибкам относятся:
- отсутствие или крайне слабая связь между ожидаемыми результатами и задачами;
- планирование результатов, достижение которых невозможно отследить;
- отсутствие критериев и показателей результативности обучения;
-отсутствие описания способов определения результативности (формы и методы отслеживания результатов) освоения обучающимися содержания программы.
Рекомендации
Для того чтобы не допускать этих ошибок, необходимо ответить на следующие вопросы:
- в чем конкретно должны выражаться результаты образовательной деятельности по программе и чем они отличаются от традиционных результатов обучения по данному направлению?
- как зависят эти результаты от возраста обучающихся?
- как и чем измерить такие результаты?
Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются его ученики на разных этапах освоения данной программы.
Стиль и культура оформления программы.
К ошибкам такого рода относятся:
- несоответствие стиля программы стилю официального документа;
- в программе встречаются грамматические и синтаксические ошибки, используется псевдопедагогическая терминология, предпринимаются попытки чрезмерной идейной концептуализации: программа призвана решить «все и сразу»;
- культура предъявления программы низкая: текст набирается разным шрифтом, не форматируется, межстрочные интервалы разные и т. п.
Рекомендации:
- материал должен быть подан системно и грамотно;
- стиль программы — официально-деловой;
- текст должен быть отформатирован, выполнен единым шрифтом, с соблюдением интервалов, полей и т. д.
В зависимости от содержания и формы организации образовательного процесса - ДООП могут быть комплексные (сквозные), сетевые, модульные, интегрированные, метапредметные.
Комплексная общеобразовательная общеразвивающая программа – это программа нескольких педагогов, объединённых одной задачей и единым результатом педагогической деятельности, но работающих по разным образовательным направлениям. Особенности разработки и реализации комплексных общеразвивающих программ- могут быть разработаны в виде модулей. При этом обязательно осуществляется преемственность содержания на разных модулях. Комплексные программы – это сквозные программы, они появляются тогда, когда необходимо вести и реализовать общую цель через несколько программ. Например, комплексная общеобразовательная общеразвивающая программа театрально-музыкальной студии «Карусель» позволяет учащимся получить знания и практические навыки не только по основам актёрского мастерства – основному профилю обучения в студии, но и по музыке, сценическому движению, способам изготовления декораций, театральной этике, психологии общения.
Модульные программы
«в целях обеспечения выравнивания доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями используются различные формы организации образовательной деятельности, в том числе основанные на модульном принципе представления содержания образовательных программ…». Из этого следует, что модульность позволяет более вариативно организовать образовательный процесс, а создание модульных программ является одним из приоритетов обновления содержания дополнительного образования. Модульная программа имеет ту же последовательность разработки (моделирование, проектирование, конструирование), что и любая другая ДООП, но при этом обладает своими особенностями.
Модульная система обучения это современная педагогическая технология, которая базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за занятия и самостоятельную работу. Она реализуется в контексте принципов познавательной деятельности, индивидуальной структуризации программы и психологического комфорта. Преподаватель в учебном плане самостоятельно распределяет количество баллов на каждый модуль, за разные виды учебной деятельности, формы контроля знаний.
Сетевая форма реализации ДОП
На современном этапе сетевая организация совместной деятельности рассматривается в качестве наиболее актуальной, оптимальной и эффективной формы достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной. Сетевое взаимодействие при реализации дополнительных общеобразовательных программ предполагает горизонтальные взаимоотношения, основанные на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений. Одним из главных условий для реализации дополнительной образовательной программы с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, заключается в том, что организации совместно разрабатывают и утверждают программу.
Важным условием реализации программ в сетевой форме является наличие лицензии у образовательных организаций, участвующих в сетевой форме на осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программ. Образовательная деятельность может осуществляться только на лицензированных площадях. Привлечение организаций, не имеющих лицензии, возможно лишь для проведения практики, но в данном случае вступают в силу договоры сетевого взаимодействия, договоры аренды с юридическими лицами.
Сетевая форма реализации программ обеспечивает возможность освоения обучающимся программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
Модель реализации образовательной программы в сетевой форме – вариант взаимодействия организаций – участников сети по реализации сетевой образовательной программы.
В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Договор о реализации программ в сетевой форме предусматривает период обучения, учебных содержание и трудоемкость в зачетных единицах учебных планов или их отдельных частей (модулей или дисциплин), условия реализации, в том числе финансирование и другие вопросы, необходимые для сетевого взаимодействия в каждом конкретном случае.
При реализации программ в сетевой форме каждая сторона определяет приоритеты в программе и несёт ответственность за конечный результат.
Программа, реализуемая в сетевой форме, также чаще решает междисциплинарные задачи и состоит из нескольких взаимосвязанных модулей, реализуемых каждым участником сети.
Сетевая форма не является обязательной и применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда требуется для обеспечения необходимого уровня подготовки обучающихся и является целесообразным. Дополнительные образовательные программы, реализуемые в сетевой форме, имеют ряд преимуществ:
- освоение обучающимся дополнительной образовательной программы в другой организации в течение определённого времени способствует развитию личностных качеств, компетенций коммуникаций, развивает способность адаптироваться к другой образовательной и педагогической среде;
- расширяет границы информированности обучающихся о имеющихся образовательных и других ресурсов и позволяет сделать осознанный выбор собственной образовательной траектории, что повышает мотивацию к учёбе;
- позволяют проводить предпрофессиональную подготовку обучающихся на стыке различных направлений науки и техники. Такие дополнительные образовательные программы в вариативной части требуют привлечения ресурсов научных и профессиональных организаций;
- активизируется обмен передовым педагогическим опытом, создаются условия для повышения профессионального уровня кадров, для использования современной материально – технической базы.
Интегрированная
Сегодня принцип интеграции продолжает оставаться инновационным и призывает к перестройке процесса обучения, объединения образовательных областей, разных видов деятельности, приемов и методов, опыта разных систем образования, культуры и спорта, а также объединения различных общностей в одном образовательном пространстве.Изменения запроса детей и родителей на образовательные услуги во многом связаны с переходом системы дополнительного образования от информационного типа к креативному, предназначенному развивать мотивацию детей к познанию и творчеству. Востребованными становятся программы интегрированного характера, направленные на приобретение навыков, способствующих успешной социализации детей. Интегрированная программа - это продукт совместной деятельности одного или нескольких педагогов, объединяющий отдельные образовательные области в единое целое.
Для реализации интегрированных образовательных программ могут быть привлечены два и более педагогов для интеграции различных образовательных областей на занятиях объединения. Например, занятия в объединениях шахматы интегрируются - с информатикой; занятия в объединениях Технология (вязание, моделирование одежды) - с различными областями искусства (музыка, литература, живопись, театр), декоративно-прикладное творчество.
Таким образом, мы видим, что при изучении предметов одной направленности происходит наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ разных направленностей.
Обновление содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и методов обучения производится на основе программного подхода, который включает метод целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований».