Обновление содержания образования в предметной области русский язык, литература, обществознание.
Подготовила: руководитель МО русского языка и литературы МОУ СОШ № 23 Е. Б. Костина 2017- 2018 г.г
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – РЕАЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ
В. В. Путин.
Августовская конференция
2017 год
Г. Москва
«Обновление содержания образования – это, прежде всего, пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижения учащихся. Весь комплекс мероприятий в рамках обновления содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности.» ( В. В. Путин. Август 2017 г.)
П исьмом от 03.03.2016 г. направляется для использования в работе приказы Минобрнауки России :
от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936); от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937); от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020).
Литературу и русский язык выделяют в отдельную предметную область по указу президента. Это позволит увеличить количество часов на освоение родного языка.
Раньше эти предметы входили в общее понятие «филология». А значит, что увеличение количества часов на национальные языки, сокращали время на изучение именно родного языка .
Важнейшим документом, представляющим систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы; определяющим значение учебного предмета «Русский язык» в современной системе образования, является Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации .
В Концепции отмечается, что русский язык как государственный язык Российской Федерации является «стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства». Кроме того, в Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык – язык межнационального общения, язык культуры, образования и науки.
Качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более в образовании невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе.
На сегодняшний момент каждого педагога интересуют вопросы:
Чем различается обновленное содержание образования от ныне действующего?
Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе?
Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»?
Как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования?
Педагог в свете обновлённого содержания обязан обладать высоким уровнем ряда компетентностей:
Учитель должен уметь :
-формулировать учебные цели для достижения результатов;
-строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;
-готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;
- использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;
- создавать условия для опережающего развития учащихся;
- создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;
- готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;
- оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей .
План мероприятий :
- Развитие системы профессиональной экспертизы измерительных (диагностических) материалов,
- Совершенствование модели проведения итогового сочинения
- Проведение всероссийских проверочных работ по русскому языку для 4–7 классов (ежегодно) ,
- Организация и проведение Национального исследования качества образования (НИКО) по литературе в 8 классах (2018 г) ,
- Совершенствование процедуры аттестации учителей (2017–2020 гг), Организация и проведение олимпиад и иных конкурсных мероприятий для учителей и преподавателей русского языка и литературы ,
- Проведение всероссийского конкурса сочинений для школьников,
- Проведение Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»,
- Формирование и публикация единого перечня федеральных и межрегиональных мероприятий по русскому языку и литературе на календарный год (всего 39 пунктов)
В Концепции сформулировано одно из важнейших направлений совершенствования преподавания русского языка – обеспечение оптимального соотношения теоретического и практического аспектов обучения русскому языку на всех этапах школьного образования, поэтому освоение школьной дисциплины «Русский язык» должно предусматривать:
- усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение использовать речевые навыки в соответствующих сферах и ситуациях общения;
- формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;
- формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.);
- использование текстов разных функциональных типов (художественных, нехудожественных);
- наличие корпуса текстов с учётом возрастных, гендерных и этнокультурных особенностей восприятия обучающихся;
- использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода).
Литература
В новом учебном году следует обратить внимание на темы, связанные с изучением произведений современных авторов, и включить эти темы в рабочие программы по литературе. Особое место в системе обучения литературе должны занять темы по ознакомлению и изучению переводной литературы: произведений лауреатов различных международных конкурсов, выдающихся произведений литературы народов РФ, переведённых на русский язык.
Преподавание истории и обществознания
В новом учебном году продолжится осуществление перехода с концентрической системы изучения истории на линейную (5-10 классы), причем уже с 6 класса переход будет осуществлен повсеместно и в обязательном порядке. Продолжается реализация ИКС по Отечественной истории и ИКС по Всеобщей истории (вступил в силу только в 2016 г.), сложностью для учителя является отсутствие учебников, соответствующих требованиям стандарта. В мае 2017 г. закончилось обсуждение концепция обществоведческого образования, идеи которой станут основой для обновления преподавания обществознания .