СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ. Материалы ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

можно ознакомиться со следующими материалами:

Особенности системы  реализации содержания общего образования  до  принятия обновленных ФГОС

Особенности и сложности ФГОС

ФГОС как профессиональный вызов для учителя

Правовые нормы ФГОС

ФГОС – ключевой регулятор содержания образования

Механизмы обеспечения вариативности образовательных программ, предусмотренные ФГОС

Проектная деятельность в проектах ФГОС

Особенности требований к ИОС в проектах ФГОС

Особенности требований к результатам освоения предмета «Иностранный язык»

Особенности требований к результатам освоения предмета «Второй иностранный язык»

Обновление содержания общего образования как инструмент повышения качества образования

Целевая модель внедрения обновленного содержания общего образования

Просмотр содержимого документа
«ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ. Материалы ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО"»

 ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ   Дмитрий Александрович Метелкин ,  заместитель директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.социол.наук, доцент 26 января 2022 года

ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Дмитрий Александрович Метелкин , заместитель директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.социол.наук, доцент

26 января 2022 года

Особенности системы реализации содержания общего образования до принятия обновленных ФГОС Понятие «содержание образования» нормативно не определено Отсутствует требование фиксации содержания непосредственно во ФГОС Документами, позволяющими зафиксировать предметное содержание образования, являются Примерная основная образовательная программа и Основная образовательная программа образовательной организации

Особенности системы реализации содержания общего образования до принятия обновленных ФГОС

Понятие «содержание образования» нормативно не определено

Отсутствует требование фиксации содержания непосредственно во ФГОС

Документами, позволяющими зафиксировать предметное содержание образования, являются Примерная основная образовательная программа и Основная образовательная программа образовательной организации

Особенности и сложности ФГОС

Особенности и сложности ФГОС

ФГОС как требования к условиям к структуре ОП к результатам Специал. организации КИМы, задания Национальных исследований в области качества Фед. УМО Примерные образовательные программы Рег. УМО Основные образовательные программы Образовательные организации Учебная и учебно-методическая литература Издательства

ФГОС как требования

к условиям

к структуре ОП к результатам

Специал. организации

КИМы,

задания Национальных исследований в области качества

Фед. УМО

Примерные образовательные программы

Рег. УМО

Основные образовательные программы

Образовательные

организации

Учебная и учебно-методическая литература

Издательства

ФГОС как профессиональный вызов для учителя Учитель – автор и исполнитель образовательной программы Учитель – проектировщик учебного процесса и методист Учитель – специалист по межпредметным связям и метапредметным компетенциям Учитель – специалист по личностному развитию Учитель - …………………………………………………..???

ФГОС как профессиональный вызов для учителя

  • Учитель – автор и исполнитель образовательной программы
  • Учитель – проектировщик учебного процесса и методист
  • Учитель – специалист по межпредметным связям и метапредметным компетенциям
  • Учитель – специалист по личностному развитию
  • Учитель - …………………………………………………..???
Правовые нормы: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ Конституция РФ Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Часть 4. Статья 3:  1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: … 4. единство образовательного пространства на территории Российской Федерации , защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

Правовые нормы:

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ

Конституция РФ

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Часть 4. Статья 3:

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

4. единство образовательного пространства на территории Российской Федерации , защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

СОВРЕМЕННАЯ ЕДИНАЯ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩАЯСЯ  СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Единые подходы к формированию содержания образования, воспитания  детей и молодежи Единые стандарты образовательного пространства страны  Единая система мониторинга эффективности деятельности образовательных  организаций ГАРАНТИЯ РАВЕНСТВА РЕСУРСОВ, УСЛОВИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

СОВРЕМЕННАЯ ЕДИНАЯ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Единые подходы

к формированию содержания образования, воспитания детей и молодежи

Единые стандарты

образовательного пространства страны

Единая система

мониторинга

эффективности деятельности образовательных

организаций

ГАРАНТИЯ РАВЕНСТВА РЕСУРСОВ, УСЛОВИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

 ФГОС – ключевой регулятор содержания образования

ФГОС – ключевой регулятор содержания образования

Обновленные ФГОС

Обновленные ФГОС

Ключевая педагогическая задача:  создание условий инициирующих действие обучающегося  Требования к результатам реализации ОП сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода Формулировки личностных результатов: «ценностное отношение к…» «уважительное отношение к…» «интерес к…» ______________ Формулировки метапредметных результатов «находить…» «выявлять…» «устанавливать..» «выбирать…» ----------------------- Формулировки предметных результатов «осознавать…» «понимать…» «владеть…» «использовать…» «приобретение опыта…»

Ключевая педагогическая задача: создание условий инициирующих действие обучающегося Требования к результатам реализации ОП сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода

Формулировки личностных результатов:

«ценностное отношение к…»

«уважительное отношение к…»

«интерес к…»

______________

Формулировки метапредметных результатов

«находить…»

«выявлять…»

«устанавливать..»

«выбирать…»

-----------------------

Формулировки предметных результатов

«осознавать…»

«понимать…»

«владеть…»

«использовать…»

«приобретение опыта…»

Hard skills  в проектах ФГОС отражены: в требованиях к предметным результатам (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, обществознание ), в требования к личностным результатам (гражданско-патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, экологическое воспитание)

Hard skills в проектах ФГОС

отражены:

в требованиях к предметным результатам (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, обществознание ),

в требования к личностным результатам (гражданско-патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, экологическое воспитание)

Soft skills  в проектах ФГОС Критическое мышление и Креативность  требования к метапредметным результатам (базовые логические действия и работа с информацией) Коммуникация  метапредметные компетенции (универсальные учебные коммуникативные действия – общение); Сотрудничество   метапредметные компетенции (совместная деятельность)

Soft skills в проектах ФГОС

Критическое мышление и Креативность  требования к метапредметным результатам (базовые логические действия и работа с информацией)

Коммуникация  метапредметные компетенции (универсальные учебные коммуникативные действия – общение);

Сотрудничество  метапредметные компетенции (совместная деятельность)

Soft skills  в проектах ФГОС Любознательность и Инициативность  требования к личностным результатам (ценность научного познания) Упорство/настойчивость и Приспособляемость   требования к метапредметным результатам (универсальные коммуникативные и регулятивные действия); Лидерство и Социальная осведомленность   требования к метапредметным результатам (совместная деятельность)

Soft skills в проектах ФГОС

Любознательность и Инициативность  требования к личностным результатам (ценность научного познания)

Упорство/настойчивость и Приспособляемость  требования к метапредметным результатам (универсальные коммуникативные и регулятивные действия);

Лидерство и Социальная осведомленность  требования к метапредметным результатам (совместная деятельность)

Механизмы обеспечения вариативности образовательных программ, предусмотренные ФГОС

Механизмы обеспечения вариативности образовательных программ, предусмотренные ФГОС

Проектная деятельность в проектах ФГОС

Проектная деятельность в проектах ФГОС

Особенности требований к ИОС в проектах ФГОС

Особенности требований к ИОС в проектах ФГОС

Особенности требований к результатам освоения предмета  «Иностранный язык»

Особенности требований к результатам освоения предмета «Иностранный язык»

Особенности требований к результатам освоения предмета «Второй иностранный язык»

Особенности требований к результатам освоения предмета «Второй иностранный язык»

Количественные нормативы в требованиях к результатам освоение иностранного и второго иностранного языка Требование Иностранный язык Ведение диалога Второй иностранный зык До 8 реплик от собеседника Монологические высказывания 10-12 фраз Аудирование текстов До 5 реплик от собеседника Чтение и понимание текстов До 2-х мин 7-9 фраз 450-500 слов 1,5 мин. Написание письменных текстов 250-300 слов 100-120 слов Осмысленное чтение вслух аутентичных текстов До 120 слов До 90 слов Употребление в устной и письменной речи слов До 100 слов 1350 лексических единиц 850 лексических единиц

Количественные нормативы в требованиях к результатам освоение иностранного и второго иностранного языка

Требование

Иностранный язык

Ведение диалога

Второй иностранный зык

До 8 реплик от собеседника

Монологические высказывания

10-12 фраз

Аудирование текстов

До 5 реплик от собеседника

Чтение и понимание текстов

До 2-х мин

7-9 фраз

450-500 слов

1,5 мин.

Написание письменных текстов

250-300 слов

100-120 слов

Осмысленное чтение вслух аутентичных текстов

До 120 слов

До 90 слов

Употребление в устной и письменной речи слов

До 100 слов

1350 лексических единиц

850 лексических единиц

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 2021 2022

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

2021

2022

Введение ФГОС Утверждение ФГОС НОО и ООО май 2021г. Разработка ПООП  июнь-декабрь 2021 г . Поэтапное введение обновленных ФГОС НОО и ООО, начиная с  1 сентября 2022 года переход на ФГОС до 2025-2026 г . Комплексный анализ готовности введения ФГОС (региональный, муниципальный уровень + ОО )  II полугодие 2021 г. 2 3 1 Условия: действующие/  нормативные Планирование подготовки и перехода на обновленные ФГОС Определение и локализация дефицитов Изменение НПА по бюджетному финансированию реализации ООП Корректировка системы мероприятий государственных программ «Развития образования» Корректировка государственных заданий региональных организаций Финансовые Материально технические Кадровые в разрезе муниципалитетов и ОО 3 2 1 Задача по переходу для учителя Основная образовательная программа Задача по переходу для органов управления ОО Формирование рабочей группы по анализу и изменению ООП Постановка задач по изменению рабочих программ Анализ рабочих программ (далее – РП) Изменение РП в части структуры, содержания Формирование запроса на изменение условий

Введение ФГОС

Утверждение ФГОС НОО и ООО

май 2021г.

Разработка ПООП июнь-декабрь 2021 г .

Поэтапное введение обновленных ФГОС НОО и ООО, начиная с 1 сентября 2022 года переход на ФГОС до 2025-2026 г .

Комплексный анализ готовности введения ФГОС (региональный, муниципальный уровень + ОО )

II полугодие 2021 г.

2

3

1

Условия:

действующие/ нормативные

Планирование подготовки и перехода на обновленные ФГОС

Определение

и локализация дефицитов

  • Изменение НПА по бюджетному финансированию реализации ООП
  • Корректировка системы мероприятий государственных программ «Развития образования»
  • Корректировка государственных заданий региональных организаций
  • Финансовые
  • Материально технические
  • Кадровые
  • в разрезе муниципалитетов и ОО

3

2

1

Задача по переходу для учителя

Основная образовательная программа

Задача по переходу

для органов управления ОО

  • Формирование рабочей группы по анализу и изменению ООП
  • Постановка задач по изменению рабочих программ
  • Анализ рабочих программ (далее – РП)
  • Изменение РП в части структуры, содержания
  • Формирование запроса на изменение условий

1 млн чел.) Экспертиза, нормативное сопровождение: Научно-методическое сопровождение: Организационно-методическое сопровождение: 35% 35% 50% 50% 75% 75% " width="640"

ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ

ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2022 г.: внедрение обновленных образовательных программ в 1-9 классах 40,3 тыс . (100%) ОО

2021/22 уч.г.: апробация в 4 000 ОО

2022/23 уч.г.: внедрение в 40,3 тыс. ОО

НОО (1-4 кл.)

ООО (5-9 кл.)

Примерные основные образовательные программы

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ

(плановый охват в 2022/23 уч.г. 1 млн чел.)

Экспертиза, нормативное сопровождение:

Научно-методическое сопровождение:

Организационно-методическое сопровождение:

35%

35%

50%

50%

75%

75%

Научно-методическое сопровождение ФГОС: конструктор рабочих программ Единая схема для программ Примерная рабочая программа основного общего образования. Пояснительная записка, включающая: цели обучения, общая характеристика предмета, место предмета в учебном плане. Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы:  - личностные;  - метапредметные;  - предметные (по годам обучения). Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики предмета. 3. Содержание учебных предметов по годам обучения. 4. Тематическое планирование. Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся 21

Научно-методическое сопровождение ФГОС: конструктор рабочих программ

Единая схема для программ

Примерная рабочая программа основного общего образования.

  • Пояснительная записка, включающая: цели обучения, общая характеристика предмета, место предмета в учебном плане.
  • Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы:

- личностные;

- метапредметные;

- предметные (по годам обучения).

Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики предмета.

3. Содержание учебных предметов по годам обучения.

4. Тематическое планирование.

Тематические блоки, темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

21

Научно-методическое сопровождение ФГОС Единый информационный ресурс edsoo.ru  размещение методических материалов,  конструктор рабочих программ

Научно-методическое

сопровождение ФГОС

Единый информационный ресурс edsoo.ru

  • размещение методических материалов,
  • конструктор рабочих программ

Научно-методическое сопровождение ФГОС: конструктор рабочих программ Единая схема для программ Примерная рабочая программа основного общего образования. Пояснительная записка, включающая: цели обучения, общая характеристика предмета, место предмета в учебном плане. Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы:  - личностные;  - метапредметные;  - предметные (по годам обучения). Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики предмета. 3. Содержание учебных предметов по годам обучения. 4. Тематическое планирование. Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся

Научно-методическое сопровождение ФГОС: конструктор рабочих программ

Единая схема для программ

Примерная рабочая программа основного общего образования.

  • Пояснительная записка, включающая: цели обучения, общая характеристика предмета, место предмета в учебном плане.
  • Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы:

- личностные;

- метапредметные;

- предметные (по годам обучения).

Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики предмета.

3. Содержание учебных предметов по годам обучения.

4. Тематическое планирование.

Тематические блоки, темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Доступность примерных рабочих программ для использования педагогами Примерные рабочие программы по предметам базового уровня размещены: На сайте https://fgosreestr.ru/  На портале единого содержания общего образования

Доступность примерных рабочих программ для использования педагогами

Примерные рабочие программы по предметам базового уровня размещены:

  • На сайте https://fgosreestr.ru/
  • На портале единого содержания общего образования

ЕДИНСТВО ПОДХОДОВ К СОДЕРЖАНИЮ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработка учебников

Детализация требований ФГОС в методических документах

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

ТРЕБОВАНИЯ

  • к структуре образовательной программы
  • результатам реализации образовательной программы
  • к условиям реализации образовательной программы

Для учителя

Для школы

Критерии экспертизы учебников

Экспертиза учебников

ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1-4 КЛАССЫ

Примерная программа начального общего образования

14 примерных рабочих программ по предметам начального общего образования

20 примерных рабочих программ по предметам основного общего образования

Примерная программа основного общего образования

ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

5-9 КЛАССЫ

Федеральный перечень учебников

ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

10-11 КЛАССЫ

Примерная программа среднего общего образования

20 примерных рабочих программ по предметам среднего общего образования

Обеспечение всех школьников учебниками из Федерального перечня

Разработка контрольно-измерительных материалов для процедур оценки качества и государственной итоговой аттестации

1

+ ВНУТРИШКОЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ СРЕЗЫ ЗНАНИЙ

ФГБНУ ИСРО РАО Спасибо за внимание! Готовы к сотрудничеству! 105062, г. Москва,  ул. Жуковского, 16 +7(495)621-33-74 info@instrao.ru www.instrao.ru

ФГБНУ ИСРО РАО

Спасибо за внимание!

Готовы к сотрудничеству!

105062, г. Москва, ул. Жуковского, 16

+7(495)621-33-74

[email protected]

www.instrao.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!