В настоящее время одной из актуальных проблем является проблема обновления системы оценивания достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС. При этом многие специалисты указывают на серьезные трудности в ее решении.
В отечественной практике оценивание в классе традиционно рассматривается как способ осуществления текущего контроля учебных достижений школьника. Оно проводится учителем и предполагает регулярную проверку и оценку письменных работ и устных ответов ученика. По данным международного сравнительного исследования PIRLS 20061 для отечественных учителей основной целью оценивания в классе является собственно выставление отметок и информирование родителей об успехах ученика, а такое оценивание не соответствует современным образовательным ценностям и задачам.
До настоящего времени наиболее распространенная в отечественной практике остается традиционная система оценивания, установленная Министерством народного просвещения в 1937 году. Ее основной проблемой является закрытость и субъективность оценочных процедур, отсутствие чётких критериев, на основании которых определяется качество оцениваемых достижений. Она непрозрачна для учащихся и никак не способствуют становлению и развитию оценочной и в целом учебной самостоятельности, ставит ученика в зависимость от внешней оценки, от реакции окружающих.
Другим основанием для критики стала узость шкалы, которая действует практически как трёхбалльная, поскольку наиболее употребляемыми отметками могут быть только положительные «3», «4» и «5». Это не позволяют фиксировать отдельные индивидуальные продвижения ученика.
Изучив требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования и традиционную систему оценивания, я выделила ряд противоречий в моей педагогической деятельности:
1. Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами.
2. Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям.
3. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок.
4. Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников.
5. Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию.
Пытаясь разрешить данные противоречия, поставила следующую цель: создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.
Идея моего педагогического опыта заключается в том, что, я должна ориентироваться на процесс формирования личности в учебной деятельности, который нельзя просто зафиксировать отметкой – баллом. Развитие оценочной самостоятельности школьника должно строиться на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. Оцениваться должны не только предметные, но метапредметные результаты обучения. При этом должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и другие).
Новая система внутришкольного оценивания находится в стадии становления, но контур её сегодня уже очерчен. Принятый новый государственный образовательный стандарт и сопровождающие его регламенты и методические разработки предлагают внедрить в практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения.
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
В своей работе я использую элементы технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов), разработанную авторским коллективом Образовательной системы «Школа 2100». Раскрою как эти элементы действуют в моей педагогической деятельности.
Во-первых, учу детей различать оценку результата и отметку.
Оценка − это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…») | Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы) |
Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. | Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат. |
Во-вторых, на уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Я имею право скорректировать оценки и отметку, если докажу, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку (отметку), если докажет, что она завышена или занижена.
Оценку определяют учитель и ученик сообща!
Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.
Предлагаю «Алгоритм самооценки» (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
Начиная со 23-го класса к этому алгоритму могут быть добавлены вопросы.
Продолжение алгоритма самооценки:
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задачи (задания)?
Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)
В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)
Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)
7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Хочу подробнее рассмотреть процесс освоения алгоритма самооценки в 1 классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов.
1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение.
Даю возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики.
2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат.
Даю детям возможность оценить содержание своей письменной работы.
Раздав тетради с проверенными работами, веду диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы:
– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)
– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)
3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы.
К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи предлагаю ученику в тетради или в дневнике нарисовать кружок и закрасить его любым цветом.
4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки.
Предлагаю ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки кружок в тетради или дневнике закрашивается не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет.
5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.
Далее помогаю ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В дневнике или в тетради это может (с согласия ученика) обозначаться незакрашенным кружком.
6-й шаг. Используем умение самооценки.
Когда все ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, перестаю проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагаю ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему).
Довольно часто пользуюсь «Правом отказа от отметки и правом пересдач».
При изучении нового материала (текущий контроль) отметка ставится только по желанию ученика.
За контрольную работу (тематический контроль) отметка ставится всем, но ученик имеет право пересдать материал, исправить отметку.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков заношу в специальные таблицы (прил.1). Получились своеобразные «листы достижений» класса, которые, в свою очередь, позволяют их преобразовывать в «листы индивидуальных достижений». Отслеживать по этим таблицам достижение планируемых результатов можно на протяжении всех четырех лет обучения, т.к. меняться будет лишь предметный материал, с которым учащийся должен произвести то или иное действие. На мой взгляд, это сделает систему контроля более оперативной и, соответственно, более качественной. Такие таблицы помогают сделать вывод о динамике развития – улучшении или ухудшении результатов класса или отдельных учеников и спланировать действия по улучшению результатов.
В качестве средства предъявления собственных достижений ученика для их оценки с 1 класса ведется «Портфель достижений».
Наряду со стандартизированными письменными и устными работами, использую довольно широко и такие методы оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, наблюдения и другие.
В данный момент в школе ведется активная работа в сети «Дневник.ру», что позволяет проводить дистанционное обучение и консультирование, а также сделать образовательный процесс открытым для всех его участников.
Работа по обновлению системы оценивания планируемых результатов в моей педагогической деятельности занимает важное место и будет продолжена.
Планируемые результаты освоения учебной программы по математике
Класс ________ Классный руководитель ________________________
Раздел | Числа и величины |
Планируемый результат | Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона | Устанавливать закономерность, по которой составлена числовая последовательность | Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку | Читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними |
| Понимать смысл десятичного состава числа; объяснять значение цифры в позиционной записи числа | Характеризовать число ( четность – нечетность, сравнение с др. числами и др.) | Устанавливать последовательность чисел и величин в пределах 100 000. | Выполнять действия с числами (увеличивать/ уменьшать число на несколько единиц или в несколько раз); увеличивать и уменьшать значение величины в несколько раз | Распознавать последовательность чисел, составленную по данному правилу | Составлять и продолжать последовательность чисел на основе самостоятельно установленного или заданного правила | Обнаруживать общее свойство группы чисел | Группировать числа по заданному основанию, (основаниям). | Группировать числа по самостоятельно установленному основанию (основаниям) | Выбирать величину, соответствующую сути конкретной математической ситуации, факта (при измерении длины, массы, времени; оценке протяженности, стоимости и т.д.). | Соотносить и сравнивать величины ( при измерении в одинаковых и разных единицах) | Выполнять арифметические действия с величинами |
Уровень | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п |
Ф. И. обучающегося | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Раздел | Арифметические действия |
Планируемый результат | Выполнять письменно действия с многозначными числами ( в пред. 10 000) | Выполнять устно +, -, *,: в пред. 100 | Выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение | Вычислять значение числового выражения |
Умения | Понимать смысл арифметических действий (сложения, вычитания, умножения, деления) | Выполнять арифметические действия с использованием изученных алгоритмов (слож., вычит., умнож., делние на однозначное, двузначное число в пределах 10 000 | Понимать смысл деления с остатком | Осуществлять прикидку и проверку результата выполнения арифметического действия | Выполнять арифметические действия устно | Находить устно значение числового выражения | Выполнять действия с нулем и единицей | | Устанавливать порядок действий в числовом выражении (со скобками и без скобок) | Составлять числовое выражение | Вычислять значение числового выражения со скобками и без скобок |
уровень | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п |
Ф. И. обучающегося | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Раздел | Работа с текстовыми задачами |
Планируемый результат | Устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий | Решать арифметическим способом (1-2 действия )учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью | Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи |
Умения | Устанавливать зависимость и находить неизвестную величину в ситуации, описывающей процесс движения, работы, изготовления товара, расчета стоимости, времени | Планировать ход решения задачи | Решать текстовые задачи в 1-2 действия на нахождение неизвестной величины | Использовать смысл отношений «больше (меньше) на (в)2, 2 столько же, сколько..», «поровну» для решения текстовых задач арифметическим способом | Применять полученные знания для решения практических задач | Проверять правильность хода решения задачи | Анализировать ответ задачи с точки зрения его реальности |
Уровень | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п |
Ф. И. обучающегося | | | | | | | | | | | | | | |
Планируемые результаты освоения учебной программы по русскому языку
Класс ________ Классный руководитель ________________________
Содержательная линия | Система языка |
Раздел | Фонетика и графика |
Умения | Различать звуки и буквы | Различать гласные и согласные звуки | Различать твердые и мягкие согласные звуки | Различать звонкие и глухие согласные звуки | Характеризовать заданный звук | Группировать звуки по заданному основанию | Знать последовательность букв в русском алфавите | Пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации |
Уровень | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п |
Ф.И. обучающегося | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Содержательная линия | Система языка |
Раздел | Состав слова (морфемика) | Лексика |
Умения | Различать изменяемые и неизменяемые слова | Различать родственные ( однокоренные) слова и формы слова | Различать корень как главную (обязательную) часть слова и приставку, суффикс, окончание. | Различать окончание как формообразующую часть слова и приставку и суффикс как словообразующие части | Определять наличие в слове заданной морфемы | Из предложенного списка подбирать слова с однозначно выделяемыми морфемами к заданной схеме состава слова | Выявлять слова, значение которых требует уточнения | Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря |
Уровень | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | б |
Ф.И. обучающегося | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
Содержательная линия | Система языка |
Раздел | Орфография и пунктуация | Развитие речи |
Умения | Находить орфограммы в словах | Определять место орфограмм в слове | Соотносить орфограмму с изученным правилом | Находить слова с определенной орфограммой | Группировать слова с одинаковой орфограммой | Различать слова с изученными и неизученными орфограммами | Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника | Безошибочно списывать текст объемом 80 – 90 слов | Писать под диктовку тексты объемом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания | Проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки | Оценивать правильность/уместность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знаком. и незнаком. ,с людьми разного возраста | Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать и реагировать на реплики, поддерживать разговор) | Выражать собственное мнение и аргументировать его |
Уровень | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | п | б | б | б | п | б | п | б | б | п |
Ф.И. обучающегося | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1 Международный проект "Исследование качества чтения и понимания текста" (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) является мониторинговым исследованием качества образования. Его целью является сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявление и интерпретация различий в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. Данный проект осуществляется почти в 40 странах мира.
7