ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ –
РЕАЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ
Программа обновления содержания образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе обучения должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся. Сегодня учитель перестал быть для ученика «единственным источником информации». Вовлечь каждого ученика в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим помощником или ассистентом, посмотреть глазами самого ребёнка на беспокоящую его проблему – вот задача для современного учителя. Новое время потребовало от учителя освоить современные активные технологии и активно их применить на своих уроках. Современный ученик прекрасно владеет информационными технологиями, легко разбирается в технике. Поэтому нам всем нужны новые средства и подходы для обучения и развития умения размышлять, понимать, анализировать, т.е. для формирования практических навыков у учеников. Наша задача направить их знания и умения в нужном направлении, подсказать, как добыть те или иные знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза зажглись интересом к познанию.
Учитель должен уметь:
-формулировать учебные цели для достижения результатов;
-строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;
-готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;
- использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;
- создавать условия для опережающего развития учащихся;
- создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;
- готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;
- оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей.
Важным принципом, лежащим в основе разработки учебных программ начального образования, является модель спиральной образовательной программы. В её основе лежит повторение изученных разделов по мере перехода учащихся в следующие классы.
Школьное образование республики находится на этапе нового старта, основной целью которого является формирование навыков, имеющих широкий спектр применения в современной жизни:
*творческое применение знаний;
* критическое мышление;
* выполнение исследовательских работ;
*использование ИКТ;
* применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки;
*умение работать в группе и индивидуально.
Обновленный учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ученик – субъект познания, а учитель выступает организатором познавательной деятельности учащихся.
Отличительными особенностями обновленных учебных программ является:
– принцип спиральности, то есть постепенного наращивания знаний и умений от темы к теме, от класса к классу
–акцент делается на цели обучения, которые основаны на формировании у ученика мыслительных навыков от элементарного уровня (знание, понимание, применение) до уровня высокого (анализ, синтез, оценка)
– наличие «сквозных тем», что позволит максимально эффективно организовать межпредметные связи, которые станут основой для полноценного внедрения программы треъязычия, которой в настоящее время уделяется особое внимание.
В 12-летней школе педагогам новой формации необходимо научить детей думать, развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению. Педагогам нового поколения необходимо создать благоприятные условия для гармоничного становления и развития личности учащегося, обладающей основами навыков: «функциональное и творческое применение учебных знаний, критическое мышление, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, в том числе языковых навыков, умение работать в группе, паре и индивидуально».
В контексте данной программы, при изучении русского языка в классах с казахским языком обучения на первое место выдвигается развитие речи учащихся. Мы должны применять эффективные методы и стратегии развития языковых навыков, которые позволят нам реализовать новые подходы на уроках. Через развитие у детей четырех видов речевой деятельности сформируются коммуникативные навыки, которые помогут им адаптироваться во взрослой жизни, и применяя полученные знания на уроках, постоянно идет поиск нового, в котором участвуют одновременно и учитель, и ребёнок. Это по нашему мнению, будет приносить удовлетворение и радость от общения с ребёнком, и от работы.
В условиях обновления содержания образования, при обучении русскому языку учащиеся развивают навыки говорения, аудирования, чтения и письма, которые им будут необходимы для разрешения жизненно важных проблем в дальнейшем.
Целью учебной программы по предмету «Русский язык» является формирование функционально грамотной личности через развитие практических навыков применения языковых единиц в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме.
Для достижения поставленной цели на уроках русского языка необходимо решать следующие задачи: учить слушать с пониманием, говорить, читать и писать; формировать лингвистическое отношение к единицам языка.
Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.
Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности. На практике, учащиеся, оканчивающие школу, не всегда в должной мере владеют навыками коммуникации. Основные причины: недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений; отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих детям более осознанно и свободно пользоваться русским языком в учебных и других целях.
Для полноценного общения человек должен располагать следующими умениями: правильно и быстро ориентироваться в условиях общения; уметь грамотно спланировать свою речь; выбрать содержание общения; найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь.
Несомненно, мы считаем, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения- это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели- воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Ведь как говорил Бернард Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность». И для этого, по обновленной программе, особое внимание акцентируется на применение активных методов обучения. Под активными методами обучения понимаются особые формы взаимодействия обучающихся и педагога как активных участников занятий, находящихся на равных правах. Активные методы стимулируют учащихся к такой мыслительной и практической деятельности в процессе усвоения учебного материала, которая обеспечивает рождение познавательных мотивов и интересов, создает атмосферу для творчества в обучении. Согласно одной из общепринятых классификаций, активные методы обучения делятся на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, подведения итогов. Для продуктивного использования таких методов нужно постоянное сотрудничество, эффективное взаимодействие учителя и ученика. Сложившиеся взаимоотношения влияют на учебную деятельность ученика и работу учителя с классом. Каждый из этих методов эффективно решает определенную задачу того или иного этапа урока. Продуктивно помогают начать урок различные тренинги, как «Вслед за мной», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны прикоснуться, улыбнуться, назвать имена своих одноклассников. Такое взаимодействие воспитывает коммуникативные качества, навыки работы в группе.
Использование активных методов на уроках русского языка в 1 классе показывает насколько интересно, увлекательно и с особым усердием работают ученики во время занятий. На уроке используются те активные методы, в которых заключаются ролевые игры, логические задания, работа по картине и, конечно, игровая деятельность. Например такие стратегии как «Скрайбинг», «Майндмэппинг», «Свободное письмо», графические органайзеры, ролевые игры, способствующие формированию самостоятельности, критического взгляда, умения оценивать и рефлексировать свои действия. Также внедрение для общеобразовательных школ система критериального оценивания будет направлена на развитие учащегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. Этого можно достичь, если установить ясные и измеримые критерии оценивания, понятные для каждого ученика и для его родителей, т.е. формативное и суммативное оценивание.
Формативное оценивание - непрерывное оценивание, которое обеспечит обратную связь между обучающимся и учителем без выставления баллов и оценок. При формативном оценивании обучающийся имеет право на ошибку и ее исправление. Это позволит определить возможности обучающегося, выявить трудности, помочь в достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс.
Суммативное оценивание в 1-2-5-7 классах будет проводится по завершении разделов/сквозных тем учебных программ 3-й и 4-й четвертей с выставлением баллов и оценок.
И основной принцип нашей работы– научить ребенка самостоятельно думать и работать, научить учиться.
В заключении, хотели бы пожелать своим коллегам в таком нелегком труде по покорению «вершины знаний» под названием «Обновление содержания среднего образования» талантливых и успешных учеников!
Учителm средней школы №40
Илийского района п.Боралдай
Шарипова Г.А .