Тема. Обобщающее повторение: Австралия и Океания.
Цель: выявить уровень знаний учащихся характерных черт природы материка; проверить умение учащихся определять местонахождение основных географических объектов Австралии; систематизировать и обобщить полученные теоретические знания; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.
Оборудование: атласы для 7 класса, настенная физико-географическая карта «Австралия», контурные карты, карточки-задания, проектор.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир; умеют определять по координатам географические объекты; устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы материка, а так же между населением и его занятиями; участвуют в беседе, привлекая знания, приобретенные на уроках.
Ход урока
I.Организационный этап
Учащиеся класса разбиты две команды. Каждая команда должна пройти семь игровых этапов. Текст заданий раздается командам в распечатанном виде. Члены команды коллективно выполняют задания и получают баллы в зависимости от уровня выполнения и сложности задания. Баллы заносятся в таблицу. По окончании игры определяются команды – победители, набранные баллы переводятся в отметку.
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Добрый день, ребята вам и гостям - учителям!
Нас сегодня ждет игра,
Вы готовы к ней друзья? (Да!)
Что ж, тогда начнем, в путешествие плывем!
Учитель: Необычный материк,
Хоть и ростом невелик.
Сумчатых зверюшек
Здесь живёт немало:
Белки, крысы, кенгуру
И медведь коала.
Вот ехидна, утконос
Только здесь встречаются,
Попугаи, лирохвост
На ветвях качаются.
- О каком материке пойдет речь на уроке? (Ответы детей).
- Чтобы получить полную информацию о материке, какие вопросы необходимо рассмотреть? (Ответы детей).
- Как бы вы сформулировали тему урока? (Путешествие в Австралию).
- Итогом нашего путешествия будет, является карта достижений группы.
III. Актуализация опорных знаний
- Ребята, на этом уроке мы будем собирать сокровище, а значит впереди у нас главный приз – сундук с сокровищами, но чтобы доплыть до него нужно покорить семь островов. Задача каждой команды, выполняя разные задания, завоевать эти острова.
- Впереди по курсу остров «Знаний». Команде необходимо на чистом материке по памяти нанести как можно больше географических объектов. Время выполнения задания - 5 минут. Цена задания – 1бал ( золотая рыбка) за каждый верно нанесенный и грамотно подписанный объект. Чья команда наберет больше рыбок, та и прикрепляет свой флаг на остров.
1-й остров «Знаний»
1. Торресов пролив
2. Бассов пролив
3. залив Карпентария
4. Большой Австралийский залив
5. п-ов Арнем-Ленд
6. м. Стип-Пойнт
7. о. Тасмания
8. река Муррей
9. озеро Эйр-Норт
10. Большая пустыня Виктория
11. Большой водораздельный хребет
12. Тиморское море
2-й остров «Исследователей»
По краткому описанию узнать исследователей, которые внесли вклад в открытие и изучение материка Австралия.
1. Открытие пролива и южного берега Новой Гвинеи (1606 г.)
2 .Открытие северного и западного побережий материка. Доказательство того, что Австралия единый материк (1642-1644 гг).
3. Открытие восточного побережья, Большого барьерного рифа; окончательное доказательство самостоятельности материка (769-1770 гг).
Время выполнения задания – 2 минуты. Цена задания – 1балл.
1. Торрес
2. А. Тасман
3. Д.Кук
3-й остров «Неизвестный»
Внимание! Капитаны кораблей, надвигается шторм, чтобы нам его остановить и продолжить путешествие к островам, нужно чтобы ваши смелые матросы, дали точное и краткое объяснение слов.
Время выполнения задания – 7 минут. Цена задания –1балл за каждое слово.
1. Скрэб
2. Эндемики
3. Крики
4. Канберра
5. Абориген
6. Эйр-Норт
7. Муррей
8. Косцюшко
9. Кук
4-й остров «Засекреченный»
С помощью атласа необходимо определить, какой объект «скрывается» за данными координатами.
Время выполнения задания – 5 минуты. Цена задания – 5 баллов.
1. 28˚ ю.ш. 153˚ в.д.
2. 28˚ ю.ш. 137˚ в.д.
3. 37˚ ю.ш. 148˚ в.д.
4. 42˚ ю.ш. 147˚ в.д.
5. 36˚ ю.ш. 148˚ в.д.
м. Байрон
озеро Эйр-Норт
г. Косцюшко
о. Тасмания
Канберра
Ребята, а вы знаете, что в Австралии ежегодно проходят различные фестивали, в том числе и самый знаменитый фестиваль музыки и света в Сиднее. Множество зданий по всему городу освещаются изнутри или фасадным светом всевозможных тонов и оттенков, и звучит множество музыкальных произведений. Одним из самых красивых освещенных зданий является Сиднейская опера. (Сообщение - презентация «Фестиваль музыки и света в Сиднее»).
5-й остров «Органический»
На слайдах появляются фотографии животных, которых необходимо узнать и правильно написать название.
Время выполнения задания – 4 минуты. Цена задания – 1балл за каждое верно угаданное животное.
6-й остров «Всезнайка»
Необходимо дать правильный ответ на вопрос.
Время выполнения задания – 8 минут. Цена задания – 1 балл за каждый правильный ответ.
1. Что означает слово «austral» с латинского языка?
2. Что лежит в основании материка Австралия?
3. Почему трудно определить точную площадь озера Эйр-Норт?
4. Назовите второй по площади остров мира, расположенный на севере материка.
5. Пояс какого атмосферного давления преобладает в Австралии?
6. Как называется крупный приток самой крупной реки Австралии?
7. Как называются заросли сухих кустарников, состоящих из низкорослых акаций и эвкалиптов?
8. Назовите ведущую отрасль специализации сельского хозяйства Австралии.
Учитель: - Ребята, давайте отдохнем в океан с вами нырнем. (Сообщение - презентация «Коралловый риф»).
7-й остров «Эрудит»
Учитель: Молодцы ребята! В нашем океане знаний остался последний остров. Составьте «синквейн» по теме. (1- существительное, 2- прилагательных, 3- глагола, предложение, синоним существительного). Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания – 1 балл за каждый правильный ответ.
(Примерный вариант)
Австралия
Сухая, равнинная
Открывалась, заселялась, осваивалась
Материк богат эндемиками
Самый маленький континент на Земле
По таблице команды подсчитывают общее количество баллов.
Баллы переводятся в оценку.
25-35 баллов – 3 «удовлетворительно»
36-46 баллов – 4 «хорошо»
47 и более – 5 «отлично»
- Изучая тему « Австралия и Океания» нам стало очень интересно - страна наоборот, а как же там празднуют Новый год? Дед Мороз? Ёлки?
- Да, конечно там тепло,
Жарко круглый год,
Но и там ребята тоже
Встречали Новый год.
Сообщение - презентация «Новый год в Австралии».
Учитель: Молодцы ребята!
Давайте подсчитаем количество покоренных островов каждой командой ваши пойманные золотые рыбки.