СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обобщающие слова при однородных членах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации изученного.

Просмотр содержимого документа
«"Обобщающие слова при однородных членах"»

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе


Тема урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

Учитель : Стороненко Н. В.

Класс: 8 (УМК Разумовской )

Предмет: русский язык

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного

Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения»; развивать речь, логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся;

воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения


Формировать УУД:

Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные.

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию работать с разными по сложности заданиями.


Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.


Методы и приемы: защита творческой работы,  работа в группах, анализ текста, упражнения на развитие логического мышления.




Этап урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.










































2.Этап проверки домашнего задания

Цель этапа:

проверка умения практически применять знания об обобщающих словах и знаках препинания при них


































3. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, систематизация имеющихся знаний по теме, выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.








4.Этап разви-тия учебно-языковых и речевых умений

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и закрепления, алгоритм правильного действия.
































































































































































































5.Этап рефлексии.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса



6. Домашнее задание.



















Приветственное слово

- Добрый день. Садитесь. Я рада всех вас видеть! Откройте тетради, запишите число, классная работа.

А вот о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:

Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.

--О знаках препинания какого предложения говорится в стихотворении? Так о чем мы с вами будем говорить? ( об обобщающих словах при однородных членах)

-Итак, мы продолжим работу над этой темой. Сегодня у нас с вами урок-практикум по теме «Обобщающие слова при однородных членах». 

Запишите тему урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения». Используя эти глаголы, сформулируйте цели урока:

Закрепить…

Научиться…

Вспомнить…

Воспитать в себе…


--Проведем лингвистическую разминку.

- Записать предложения в исправленном виде. Дать характеристику каждому предложению. Составить схемы.

1.На лугу растут васильки, ромашки, кашка, кусты, цветы, клевер.

2.В магазине продают диваны, стулья, мебель, гардеробы и кресла.

3.Мы собирали подберезовики, лисички, боровики, рыжики, грибы.

4. Ребенок увидел в книге березу, деревья, сосну, осину и рябинку.

-Что нужно знать, чтобы правильно написать предложения с обобщающими словами при однородных членах ? (правило)

-Давайте повторим теорию, поможем друг другу закрепить теоретические знания.





Следующим этапом урока будет работа с теоретическим материалом (работа в группах)

Индивид.задания (работа на доске)

1.Синтаксический разбор предложения на доске:

За две версты можно было различить малейший звук: лай собак в отдаленных селах, голоса на соседней мельнице, шум сброшенной доски.

2. Расставить знаки препинания в схемах.

1. О и О и О. 4. как О так и О.

2. О зато О. 5. ни О ни О ни О.

3. не только О но и О. 6. О и О О и О.



2.Проверка дом. задания

1группа - составляли презентацию по статье учебника, чтобы подытожить знания, запомнить правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами, применяли условно-графическое обозначение,

2группа - писала творческую работу «Роль однородных членов в тексте».

3группа- составляла инструкцию

--Давайте вместе сформулируем требования к защите творческой работы, которые помогут оценить работу.

Речь должна быть…(понятной, связной, грамотной, убедительной, аргументированной)

Рисунок должен быть…(ярким, соответствующим теме, интересным, необычным)

Ваша задача: внимательно слушать и подготовить вопросы к работам.

Оцениваем работы товарищей.


Сопоставительный анализ предложений. (групповая)-исследование

Сопоставьте пары предложений, разобрав их по членам предложения. Графически объясните постановку знаков препинания (задание выполняется письменно в тетради).

1) Лесть, ложь, предательство - самые отвратительные пороки. Лесть, ложь, предательство - все самые отвратительные пороки есть в этом человеке. .
2) Соколов, Николаев и Смирнов - отличники нашего класса. На смотр поехали Соколов, Николаев и Смирнов - все отличники нашего класса.

3) Береза, осина, клен, черемуха - лиственные деревья. Береза, осина, клен, черемуха - все эти лиственные деревья высажены возле нашей школы.

-Сделать вывод: чем отличаются предложения.



Работа с текстом.( групповая работа)

Спишите текст, вставляя в него, где нужно, обобщающие слова при однородных членах. Расставьте недостающие знаки препинания. 

Русские реки

Друзья, поглядите на карту нашей страны. Сколько на ... извилистых длинных рек, больших озер! Через просторные степи через зеленую тайгу через холодную безлистную тундру ... проложили свой путь реки. Бесчисленное множество ... малых рек, речушек маленьких лесных ручейков, прозрачных озер разбросано по великим просторам нашей страны.

В древности плыли груженные товарами корабли … по серебряному Днепру, по широкой красавице Волге, по пустынным северным рекам. Медом хлебом рыбой солью драгоценными редкостными мехами ... торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли … Киев и Новгород, Псков и Москва.
(По И. Соколову-Микитову.)

Слова для справок: водоемы, необозримые просторы, водные дороги, торговые пути, первые русские города, разнооб разные товары и другие.

Подчеркните в получившемся тексте однородные члены. Какими членами предложения они являются?

Тест по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

1. Двоеточие при обобщающих словах ставится:

1) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

2) если обобщающее слово стоит после однородных членов.

 

2. Найдите предложение, соответствующее схеме: [О : О, О, О -…]. (запятые не проставлены).

1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

2) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.

3) Утро рассеивает все страх усталость волнения.

 

3. В каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?

1) Старые обиды, давние надежды все зашевелилось в его душе.

2) Ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы …. ничто не мешало ему работать.

3) Ничто не шевелилось… ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева.

4) И газеты, и телевидение, и радио…все средства массовой информации переполнены рекламой.

 

4. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

1) Все….и одежда, и посуда, и книги — было сложено в чемоданы и ящики.

2) Приметы осени связаны со всем….с цветом неба, с росой и туманами и с криком птиц.

3) Деревья, кусты, травы все зеленело под тихим дыханием ветра.

4) Переименование касалось самых разных объектов городов, районов, улиц, институтов.

5. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении:

1) Я не вижу ни голубого, неба, ни синего моря. (Гончаров)

2) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли не было видно. ( Арсеньев)

3) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (Пушкин)

4) Повсюду раздавался стук топоров и молотков, визг пил и рубанков, лязг и грохот. ( Станюкович)

 

6. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении (знаки препинания не расставлены):

1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.

2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.

3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.

4) И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Толстой)

7. Обобщающего слова при однородных членах нет в предложении (знаки препинания не расставлены):

1) Вдруг все ожило и леса и пруды и степи. ( Гоголь)

2) В корзине была дичь два тетерева и утка. (Гончаров)

3) Всюду и наверху и нанизу кипела работа. ( Станюкович)

4) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (Арсеньев)

8. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (Пушкин)

Обобщающим в этом предложении является слово

1) тоска.

2) что-то.

3) ямщика.

4) в песнях.

9. Другие факторы, как-то: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимой, морские брызги и прочее – играют второстепенную роль. (Арсеньев)

Обобщающим в этом предложении является слово

1) ветры.

2) как-то.

3) прочее.

4) факторы. 

10. В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. (Аксаков)

В этом предложении пропущены

1) тире и две запятые.

2) двоеточие и две запятые.

3) двоеточие и три запятые.

4) двоеточие, 2 запятые, тире.



Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь выражениями.


Сегодня на уроке я узнал …
Работать мне было…, потому что …
Больше всего мне понравилось…
Труднее всего было …




.




Составить предложения с однородными подлежащими, сказуемыми, дополнениями, обстоятельствами, определениями. Составить одно предложение с обобщающим словом, стоящим перед или после однородных членов.


Приветствие учащихся.




Определяют тему урока, ставят цель на урок

















Учащиеся работают с листом «Цели».








Записывают предложения, дают характеристику, составляют схему предложений





















Один ученик делает синтак.разбор предложения.




Другой ученик расставляет знаки препинания в схемах











Работают группой, повторяют теоретический материал, рассказывают друг другу, повторяют, учат .

Обучающиеся защищают презентацию, читают сочинения-рассуждения, инструкции. Оценивают работы.














Обучающиеся объясняют знаки препинания, объясняют алгоритм различения предложений.

Составляют схемы предложений.

Делают вывод по заданию.













Группой обсуждают задания и делают вывод.

Обучающиеся работают с текстом. Старший в группе распределяет задания, контролирует выполнение, подводит итог выполнения.

Делают выводы


































































































































































































Обучающиеся продолжают предложения, выражая свое мнение об уроке.











Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2.Формулировать тему урока.

3.Самостоятельно планировать деятельность
























Познавательное УУД

1.Уметь ориентироваться в учебном материале, находить нужную информацию.

2.Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативное УУД

1.Умение строить связную монологическую речь.

2.Соблюдать нормы построения речи(лог-ть, последовательность, связность, соответствии теме идр.)







Коммуникативные УУД.

1.Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению и совместной деятельности.

3.Строить связное монологическое высказы-

вание в учебно-научном стиле.

4.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

6. Осуществлять речевой самоконтроль

в учебной деятельности


Познавательное УУД

1. Создавать модели объектов

в знаково-символической

форме, преобразовывать структуры и модели(создавать схемы-опоры).

2. Соотносить информацию, представленную в разных формах, воспроизводить информацию в удобной для себя форме.













Коммуникативное УУД

1.Аргументировать свою точку зрения.


Регулятивное УУД

1Высказывать предположения на основе наблюдений

2.Оценивать результаты деятельности.

3.Анализировать собственную работу












Коммуникативное УУД

Формирование навыков сотрудничества в ходе групповой работы

Регулятивное УУД

Искать пути решения проблем


Познавательное УУД

Правильное изложение своих мыслей на определенную тему.






























Коммуникативное УУД

1.Умение быть терпимее, настойчивее.

2. Почувствовать себя в чем-то сильным, способным

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль

Регулятивное УУД

Осознавать себя самого как движущую силу своего научения, свою способность к преодоления препятствий и самокоррекции.

Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать


Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!