СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок алгебры в 9 классе по теме "Решение уравнений и неравенств с одной переменной"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён закреплению изученного материала перед контрольной работой, содержит задания на межпредметные связи.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок алгебры в 9 классе по теме "Решение уравнений и неравенств с одной переменной"»

Обобщающий урок по теме: "Уравнения и неравенства с одной переменной"

Цели:

  • Образовательные: обеспечить повторение и обобщение материала темы, готовить детей к ГИА;

  • Развивающие: способствовать формированию умений: обобщать, сравнивать, выделять главное, развивать кругозор учащихся, логическое мышление, внимание, память и творческие способности.

  • Воспитательные: воспитание культуры устной и письменной математической речи учащихся, содействовать воспитанию интереса к математике и другим предметам.

Оборудование: карточки с таблицами, карточки с заданиями, с домашней работой, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня мы повторим тему "Уравнения и неравенства с одной переменной". Цель сегодняшнего урока наверно сформулируете сами:

(Подготовиться к контрольной работе, а так же готовимся к экзамену) В течение урока вы будете оценивать свою работу и в конце урока поставите себе оценку.

2. Математический диктант.

1) К сумме смежных углов прибавить 20 и умножить полученное число на длину гипотенузы треугольника с катетами 3и 4. (5×200 = 1000)

2) Из Числа признаков равенства треугольников вычесть число признаков подобия треугольников. (3 – 3 = 0)

3) К периметру треугольника, у которого все углы по 60. а сторона равна 12, прибавить число 4. (12 ×3 + 4 = 40)

4) Площадь прямоугольника со сторонами 2и 4 см разделить на нулевую степень числа 5. (2×4/1=8)

5) Сложите полученные числа. Если вы всё правильно сделали, получится ответ 1048. Что он означает, узнаем чуть позже.

3. Работа по теме «Уравнение»

1) Повторение теоретического материала

-Что называется уравнением?

-Что называется корнем уравнения?

- Как называется уравнение вида ах=в? Что можно сказать о количестве его корней? Как решать уравнения, которые сводятся к линейным?

- Решите устно уравнения. (на доске)

6х+5(х-7)=5х-5; 3(х-5)=3х-8; 8+2(2х-9)=4х-10.

-Какие ещё уравнения мы научились решать в 8 классе? (Квадратные)

-Какое уравнение называется квадратным? Как решаются квадратные уравнения?

(Формула на слайде)

-Решите устно неполные квадратные уравнения: х2-7х=0, -3х2+12=0, 6х2=-36, х2/5=5.

- По теореме Виета: х2-7х+12=0 (4и3) х2+2х-8=0 ( -4 и 2).

- Для чего нужно уметь решать различные уравнения? Правильно, с их помощью можно решать задачи. Уравнения по праву называют языком алгебры. И они оказывают помощь при решении задач не только в математике, но и в других науках, например, в химии и физике. На дом я вам задам задачу из физики, которая решается квадратным уравнением.

-Способы решения квадратных уравнений встречаются в манускриптах Древнего Вавилона, у Евклида и Диофанта.

- Но всё разнообразие уравнений не исчерпывается только этими двумя видами. Какие виды уравнений вы знаете? (Целые и дробные-рациональные)

-Остановимся на первом виде. Какие уравнения называются целыми?

-Линейные и квадратные мы отнесём …( к целым уравнениям)

- Для древних математиков самым желанным было научиться решать уравнения третьей степени. Решение простейших уравнений, особенно если удачно подобраны коэффициенты, не составляет труда. Решите уравнение: 3х3- 24=0

-Но не всегда уравнения бывают такие простые, как же тогда решать другие, более сложные уравнения? Первым, кто ответил на этот вопрос, был замечательный таджикский учёный и поэт Омар Хайям. Его портрет, и годы жизни вы видите на слайде. ( 1048-1131).Что же означает число, полученное нами в начале урока? Хайям развил геометрическую теорию кубических уравнений, он считал основным способом решения геометрическое построение искомого корня. Так же он поставил проблему решения этих уравнений с помощью формулы, но, не сумев решить её, написал: «Может быть, кто-нибудь из тех, кто придёт после нас, узнает это». Как я уже сказала Омар Хайям был не только математиком, он занимался астрономией, философией, географией, а ещё он писал замечательные четверостишия – рубаи. Это лирические строки, наполненные глубоким философским смыслом. Ваш возраст- возраст вопросов и ответов, вопросов, на которые вы не всегда можете найти ответы. Мудрый поэт поможет вам их найти. Вот одно из четверостиший:

Не смотри, что иной выше всех по уму,

А смотри, верен слову ли он своему,

Если слов он своих не бросает на ветер,

Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.

2) Практическая работа

- Мы уже говорили с вами на уроках, что для решения уравнений 3-й и 4-й степени существуют формулы, но они сложны для практических вычислений, поэтому мы изучили некоторые специальные приёмы для решения таких уравнений.

-На слайде уравнения, дети объясняют, какое уравнение как можно решить.

х4-6х2+8=0 х3-2х2-3х=0 (х2-2х)2-2(х2-2х)=3 . х3+4х2-4х-16=0.

± 2; ± 0; -1; 3. -1; 1; 3. -4; -2; 2.

ОВЗ: 8х +10=0 10х+3=5 -3х+4=7 -7-х=3х+17

- Решите любое из уравнений и проверьте своё решение.

- Интересные факты из истории. Вы видите на слайде портреты двух итальянских математиков. Именно в Италии в 16 веке нашли формулы для решения уравнений 3 и 4 степени. Первый (Спицион дель Ферро) известен тем, что нашёл формулу для решения кубического уравнения и сказал её своему ученику Антонио Фиоре, а тот стал использовать её в математических соревнованиях между учёными. Выигрывал тот, кто решил большее число задач. Антонио Фиоре, зная формулу, постоянно выигрывал, получал за это денежное вознаграждение и почётные должности, пока не пришёл черёд сразиться с Николо Тартальей. Тарталья приложил все свои силы и отыскал формулу для решения задач, предложенных ему Фиоре. И это стало величайшим математическим открытием За 2 часа он решил 30 задач. Тарталья – это не фамилия, а прозвище. А вот за что это прозвище было им получено, вы можете найти в интернете. Это очень интересная история.

- А теперь вспомним, как решаются дробные рациональные уравнения.

План на слайде: 1. Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.

2. Умножить обе части уравнения на этот знаменатель.

3. Решить полученное целое уравнение.

4. Исключают из его корней те, которые обращают общий знаменатель в нуль.

-Решите любое из предложенных уравнений:

28

-2,5

-1; 0,25

ОВЗ: х+ 2х - = 7

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Повторим с помощью ФМ как строится график линейной функции.

Если график параллелен оси ОХ - разводим руки в стороны;

Проходит через начало координат - руки на пояс;

Пересекает ось ОУ в точке, отличной от начала координат- руки вверх, параллелен оси ОУ-одна рука вверх, другая-вниз.

у = 2х + 3, у = -2х, у = 4, у = х /2, у = - 6х+1, у = -8, у=7х, х =3

4. Работа по теме «Квадратные неравенства»

- Узнаете? Сколько теплых воспоминаний навеивают такие фотографии! Каскады падающей воды, фонтаны украшают многие города.

- Вспомним, что для тел, брошенных вверх при отсутствии сопротивления воздуха, механика устанавливает следующее соотношение между высотой подъема тела над землей(h), начальной высотой тела над землей (h0), начальной скоростью (v0), ускорением свободного падения (g), углом наклона струи воды α:





В нашем случае h0=0, высота h фигуры, находящейся в центре, примерно 2,5 м, ά = 600 , ускорение свободного падения приравняем к 10, а сам фонтан смотрится лучше, если капли воды достигают высоты, равной или меньше, чем высота центральной фигуры.

Сделаем замену и посмотрим, что получится:

-Что получили?

-Выполнив вычисления, мы приблизительно можем найти, с какой скоростью должна вытекать вода, чтобы фонтан радовал глаз жителей и гостей Мышкина. Такая работа требует сосредоточенности, поэтому решение этого неравенства вы продолжите дома, а сейчас повторим, что мы знаем о решении неравенств второй степени

- Назовите основные этапы решения таких неравенств.

- Выполним устную работу, готовящую вас не только к контрольной работу, но и к экзамену.

1) Решите неравенство по графику ах2+bx+c2+bx+c0,



2) укажите неравенство, которое не имеет решений:

Х2-15 ˂ 0 Х2+15 ˂ 0 Х2-15 0 Х2 + 15 0

3) укажите неравенство, решением которого является любое число:

Х2- 56 0 Х2 + 56 0 Х2- 56 ˂ 0 Х2 + 56 ˂ 0

4) Решите неравенство:

Х2 – 64 ˂ 0 а) ( б) ( в) ( - 8; 8) г) нет решений.

- Решите одно из предложенных неравенств:

3х – х2 ≤ 0 (

Х2-4х+3 0 (

Х2 ≥ - 9х – 14 (

ОВЗ: х2 – 36 ˂ 0

- Каким ещё методом можно решить эти и другие, записанные особым способом, неравенства?

(Методом интервалов)

Метод интервалов

Сопоставьте неравенства и множества их решений:

Неравенства

А) (х – 3)(х +2)(х – 5) ˂ 0 Б) (2х – 6)(х+2) 0 В) (х – 2)(х+3)(5-х) ˂ 0.

Множества решений

1)

2)

3)(

4)

ОВЗ: решает первое неравенство

А

Б

В

4

3

1

Проверка:



- Наш урок подошёл к концу.

5. Итог урока.

- как вы считаете, достиг ли урок своих целей? Заполните листы самооценки и давайте озвучим оценки за урок.

Домашнее задание: выполнить задание на карточке – дорешать уравнения и неравенства, предложенные на уроке или получить «5» за решение неравенства о фонтане и сведения о Николо Тарталье.

1 задание

Решить уравнения:(любое 1)

  1. х4-6х2+8=0 х3-2х2-3х=0 (х2-2х)2-2(х2-2х)=3 . х3+4х2-4х-16=0.

± 2; ± 0; -1; 3. -1; 1; 3. -4; -2; 2.

(любое одно) 28

-2,5

-1; 0,25

Решить неравенства: 3х – х2 ≤ 0 (

Х2-4х+3 0 (

Х2 ≥ - 9х – 14 (

Или 2 задание (пять в журнал): дорешать неравенство о фонтане

и найти сведения о Николо Тарталье.



ОВЗ

Решить уравнения:

8х +10=0 10х+3=5 -3х+4=7 -7-х=3х+17

х+ 2х - = 7

Решить неравенства:

Х2 – 49 ≤ 0 8 – х 9х – 6











Лист самооценки __________________________________________(фамилия, имя)

Вид работы

Критерий оценивания

Оценка

Математический диктант

всё сделано правильно - «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»



Повторение теоретического материала

Решение линейных уравнений

если правильно решил уравнение, рисуешь 


Решение квадратных уравнений

если правильно решил уравнение, рисуешь 


Решение кубического уравнения

если правильно решил уравнение, рисуешь 


Письменное решение:

Целого уравнения

всё сделано правильно - «5»;


Дробного рационального уравнения

всё сделано правильно - «5»;

1 ошибка – «4»;


Устная работа по решению неравенств

По 1 чертежу

если правильно решил задание, рисуешь 


По 2 чертежу

если правильно решил задание, рисуешь 


Когда нет решения

если правильно решил задание, рисуешь 


Решение- любое число

если правильно решил задание, рисуешь 


Неравенство Х2 – 64 ˂ 0

если правильно решил задание, рисуешь 


Письменное решение неравенств

По алгоритму

всё сделано правильно - «5»;


Методом интервалов

всё сделано правильно - «5»; 1 ошибка – «4»;


Оценка за урок

За урок выставляется часто повторяющаяся оценка. Смайлик – это 1 балл, который можно прибавить к «3» или «4», чтобы была пятёрка.




1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. Материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен

5. Домашнее задание мне кажется легким / трудным, интересно / не интересно



1 задание

Решить уравнения:(любое 1)

  1. х4-6х2+8=0 х3-2х2-3х=0 (х2-2х)2-2(х2-2х)=3 . х3+4х2-4х-16=0.

± 2; ± 0; -1; 3. -1; 1; 3. -4; -2; 2.

(любое одно) 28

-2,5

-1; 0,25

Решить неравенства: 3х – х2 ≤ 0 (

Х2-4х+3 0 (

Х2 ≥ - 9х – 14 (

Или 2 задание (пять в журнал): дорешать неравенство о фонтане

и найти сведения о Николо Тарталье.

Задача (всем): Тело, брошенное вертикально вверх с начальной скоростью 40 м/с, летит и под действием силы тяжести падает вниз. Через сколько секунд оно окажется на высоте 60 м?

1 задание

Решить уравнения:(любое 1)

  1. х4-6х2+8=0 х3-2х2-3х=0 (х2-2х)2-2(х2-2х)=3 . х3+4х2-4х-16=0.

± 2; ± 0; -1; 3. -1; 1; 3. -4; -2; 2.

(любое одно) 28

-2,5

-1; 0,25

Решить неравенства: 3х – х2 ≤ 0 (

Х2-4х+3 0 (

Х2 ≥ - 9х – 14 (

Или 2 задание (пять в журнал): дорешать неравенство о фонтане

и найти сведения о Николо Тарталье.

Задача (всем): Тело, брошенное вертикально вверх с начальной скоростью 40 м/с, летит и под действием силы тяжести падает вниз. Через сколько секунд оно окажется на высоте 60 м?

ОВЗ

  1. Устный счёт

5◦200 = _____, 3-3 = ___, 12◦3 +4 =____, 2◦4꞉1 = ____ .



Сложить полученные числа___________________________________ .



2.Решить уравнения:

8х +10=0 10х+3=5 -3х+4=7 -7-х=3х+17

3.Решить уравнения:

х+ 2х - = 7

4.Решить неравенства:

Х2 – 49 ≤ 0 8 – х 9х – 6

Домашнее задание: дорешать классную работу.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!