СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок -игра " Сказка-ложь, да в ней намек..." (по мотивам русских народных и усть-цилемских сказок).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен на краеведческом материале ( использован сборник усть-цилемских сказок).   На уроке рассказывается об истории   нашего старинного села Усть-Цильма, которое было основано в 1542 году Ивашкой Ласткой  по приказу царя Ивана Грозного ( Усть-Цильма относилась раньше к Архангельской области).

 

Автор: Чупрова Екатерина Тимофеевна,

учитель русского языка и литературы.

Кадетская СОШ c. Коровий Ручей  

Обобщающий урок-игра «Сказка – ложь, да в ней намёк…» (по мотивам русских народных и усть-цилемских сказок).

Цель урока-игры: «Знакомство с усть-цилемским фольклором».

Задачи:

Обучающие

Закрепление умения читать и понимать жанры фольклора (на краеведческом материале).

Развивающие.

Ученики получают предварительные задания, выполнение которых развивают память, мышление, речь: работа с сюжетами и героями усть-цилемских сказок, определение их функций в произведении.

Воспитательные.

Формирование у школьников в процессе знакомства с фольклорными произведениями чувство любви к родному краю, своей малой родине.

Оборудование к мероприятию:

  1. Стенд «Цвети, моя Усть-Цильма».
  2. Презентация «Что за прелесть эти сказки!»

Участники: учащиеся 5-6 классов, сказительница (ученица-старшеклассница в традиционном усть-цилемском костюме или учитель), ученик-старшеклассник, исполняющий роль деда.

Предварительная работа.

Учащиеся, готовясь к уроку, читают дополнительно русские народные и усть-цилемские сказки и загадки из списка, предложенного учителем. Участники игры заранее делятся на две – три команды и готовят инсценировку усть-цилемской сказки или её фрагмента.

Оформление класса представляет собою внутреннее убранство избушки бабы Яги – лавка, стол, на полу постелены половики, есть прялка с куделью, русская печь.

Введение.

В V классе начинается знакомство с русским фольклором, при этом оказывается, дети знают не так уж и много русских народных сказок. А если уж говорить о сказках усть-цилемских, то о них уж тем более почти никто ничего не слышал. А ведь дети должны их знать. Читая эти сказки, они приобщаются к истокам нашей самобытной культуры, учатся ценить родное слово (диалект). В пятом классе обязательно знакомлю детей с усть-цилемскими сказками. Мы вместе читаем, обсуждаем их, сопоставляя с русскими сказками, называем их общие черты.

Помимо сказок дети при изучении темы «Устное народное творчество» обращаются к жанру былины, по-усть-цилемски «старины», изучают усть-цилемские частушки, пословицы и поговорки, песни.

Методическая разработка урока-игры «Сказка-ложь, да в ней намёк…» посвящена усть-цилемской сказке. Для проведения такой игры учителю нужны помощники. И этими помощниками становятся сами дети – они читают сказки, готовят инсценировки, они полноправные участники этого сказочного действа.

Теоретическая часть.

Цели и задачи методической разработки инновационного опыта.

А) содействовать при изучении темы «Устное народное творчество» приобретению детьми не только теоретических, но и практических навыков (в ходе урока дети становятся не пассивными слушателями, а активными участниками этого урока-игры );

Б) распространение опыта по вопросам применения технологии моделирующего обучения при изучении темы «Устное народное творчество»;

В) раскрыть возможности использования на уроках игры-имитации реальной деятельности – в гостях у бабы Яги.

3. Основная идея педагогической деятельности.

Представленная работа содержит методическую разработку урока, включающую в себя инвариантные элементы:

  1. Ориентация. (Детям заранее представляется тема урока, общий ход игры).
  2. Подготовка к проведению (излагается сценарий, при котором упор делается на игровые задачи, правила, роли, игровые процедуры); говорится об использовании игровой атрибутики: женский усть-цилемский праздничный костюм, мужской костюм.
  3. Проведение игры-имитации.

Конспект урока прилагается.

  1. Новизна методической разработки.

Данная методическая разработка являет собой практическое пособие, адаптацию требований по вопросам применения технологии моделирующего обучения на уроках развития речи.

Заключение.

Критериями оценки реализации данной инновации, на мой взгляд, может служить то, что после проведения подобных уроков у детей возникает интерес к изучению истории родного края.  

Краеведение – это область пока ещё мало изведанная, это целый кладезь для учителя, кладезь для дальнейшего применения в работе, будь то урок или мероприятие.