СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок "Молекулярная физика"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок увлекательного путешествия в «Молекулярную физику», на котором учащиеся смогут открыть для себя что-то новое.

В течение урока ученики выполняют  разнообразные задания: решение задач, проведение экспериментов, викторины по физическим понятиям и формулам, подведение итогов знаний в конце урока. Оценивают ученики сами себя, друг друга, для чего заполняются листы самооценки.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок "Молекулярная физика"»

(Слайд 1)

Открытый обобщающий урок по теме "Молекулярная физика".

10-й класс

Тип урока:

повторительно – обобщающий.

Цель урока:

проверка знаний учащихся, повторение и систематизация учебного материала по теме; обобщение и закрепление основного материала.



Задачи урока:

Образовательные:

  • проверить знания учащихся, повторить учебный материал по теме “Молекулярная физика”;

  • обобщение и закрепление основного материала;

  • проверка умений рассуждать, чётко и кратко выражать свои мысли.

Развивающие:

  • развитие интереса к физике,

  • развить логическое мышление, усиление влияния учебного процесса на становление личности ученика; престижа учебной работы;

  • способствовать овладению ими исследовательскими умениями;

  • развить практические умения и навыки при работе с приборами, навыки аналитической, самостоятельной и экспериментальной работы;

  • развитие навыков делать выводы по изученному материалу;

  • развитие грамотной устной речи;

  • развитие творческого сотрудничества учителя и учеников.

Воспитательные:

  • нравственное воспитание (чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы);

  • развивать коммуникативные компетенции учащихся, умения работать в группе.



Основные формы и методы работы учащихся на уроке:

  1. Фронтальный опрос в форме беседы.

  2. Взаимопроверка.

  3. Решение экспериментальных задач.

  4. Решение количественных задач.

Оборудование урока:

  • Классная доска, заранее оформленная к уроку.

  • Раздаточный материал для учащихся.

  • Презентация к уроку.

  • Творческие задания.

  • ИКТ.

  • Оборудование для экспериментов.

План урока:

  1. Организационный этап (1 мин).

  2. Постановка темы, цели и задачи урока (1 мин).

  3. Актуализация знаний (10 мин).

  4. Работа по решению задач (8 мин).

  5. Физкультминутка. (2 мин).

  6. Самостоятельное решение задачи. (8 мин).

  7. Проведение экспериментов. (12 мин)

  8. Рефлексия, подведение итогов (2 мин).

  9. Домашнее задание. ( 1 мин).



Ход урока: (Слайд 2)

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле.

Аристотель

  1. Организационный этап. (1 мин)

Здравствуйте, дорогие гости ! Добрый день, учащиеся! Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в «Молекулярную физику», и, надеюсь, вы откроете для себя что-то новое.

  1. Постановка темы, цели и задачи урока. (1 мин)



В течение урока вы будете выполнять разнообразные задания: решение задач, проводить эксперимент, викторина по физическим понятиям и формулам, а в конце урока подведем итоги ваших знаний. Оценивать вы будете сами себя, друг друга. Для этого у вас у всех есть листы самооценки. (Выдаю раздаточный материал. Прошу всех участников заполнять лист самооценки в течение урока.) Для нормальной работы нам потребуются хорошие знания законов физики, поэтому сейчас мы с вами их повторим.

  1. Актуализация знаний: (10 мин)

«Определения» (3мин). (Слайд 3)

Учащиеся отвечают на вопросы, каждому правильному ответу приписывается +.

  1. Какие основные положения молекулярно-кинетической теории вы знаете?

  2. Какие явления доказывают, что частицы вещества постоянно движутся?

  3. Изменяется ли скорость движения молекул при повышении температуры вещества?

  4. Что представляет собой идеальный газ?

  5. Какой пар называется насыщенным?

  6. Какой тепловой процесс называется изохорным?

  7. Какой тепловой процесс называется изобарным?

  8. Какой тепловой процесс называется изотермическим?

Приведите в соответствие формулы. (7 мин) (Слайд 4)

Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить основные формулы молекулярной физики. Приведите в соответствие формулы. К каждому вопросу подберите формулу и около формулы поставьте номер соответствующего названия.


№ вопроса


Вопрос


Ответ


№ вопроса

1

Количество вещества

7

2

Масса молекулы

p=nkT

12

3

Основное уравнение МКТ

m0=M/NA

2

4

Молярная масса

V/T=const

10

5

Связь между давлением и средней кинетической энергией

р=1/3 m n v2

3

6

Связь между средней кинетической энергией молекулы и температурой

T=t+273

11

7

Уравнение состояния идеального газа

p = 2/3 *n*E

5

8

Закон Бойля-Мариотта

E = 3/2 *k*T

6

9

Закон Гей-Люссака

p/T = const

9

10

Закон Шарля

ν= N/NA

1

11

Связь между абсолютной температурой и температурой по Цельсию

М=m0*NA

4

12

Связь между давлением газа, концентрацией и температурой

pV=const

8

Обменяйтесь вашими работами с соседом и проверьте правильность ответов. Обратите внимание на слайд 5. Не забывайте про лист самооценки. Если вы правильно ответили на 7 вопросов и более, то поставьте +.

  1. Решение задач.

Решите задачу совместно. (8 мин) (слайд 6)

Теперь применим данные формулы для решения задач. Ознакомьтесь с условием задачи. Кто желает выполнить решение у доски.



  1. При давлении 0,15 МПа в 1 м3 газа содержится 2‧ 10 26 молекул. Какова средняя кинетическая энергия этих молекул. (ответ:11,25 х10-18 Дж)



Отвечающий поставит себе + в листок самооценки.



  1. Физкультминутка. (2 мин)

Я вижу, вы немного устали. Проведем гимнастику для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение – стоя на месте, руки на пояс.

Упражнение №1. Голову наклонить вправо. И. п. Голову наклонить влево. И. п. (Упражнение повторяется 6 раз). Упражнение №2. Голову повернуть направо. И.п. Голову повернуть налево. И. п. (Упражнение повторяется 6 раз). Упражнение №3. Правая рука – вперёд, левая – вверх. И. п. Левая рука – вперёд, правая – вверх. И. п. (Упражнение повторяется 6 раз). Глубокий вдох-медленный выдох. Займите свои места.


  1. Самостоятельное решение задачи. (8 мин)

(слайд 7) Если бы люди правильно дышали,

то болезни стали бы редкостью.

Авиценна

Вы почувствовали прилив сил. Наш организм получил определенное количество кислорода, так нам необходимого! А давайте определим количество молекул воздуха, участвующих в нашем вдохе.

Вам надо решить самостоятельно задачу и сообщить результат.



Задача №1 (слайд 8)

Объем воздуха, поступающего в легкие при вдохе, около двух литров, плотность воздуха 1,29 кг/м3. Сколько молекул участвуют в нашем вдохе, если молярная масса воздуха равна 0,029 кг/моль?



Проверьте решение задачи (слайд 9). Тот, кто правильно решил, ставит в свой листочек +.





  1. Проведение экспериментов. (12 мин) (слайд 10)

Арабская пословица гласит: «Один опыт стоит тысячи слов.»

Предлагаю от теории перейдем к практике. Каждой группе необходимо выполнить то задание, которое вы выберете. (Предлагаю выбрать карточку с заданием). Представитель от каждой команды вытянет каточку с номером эксперимента. Внимательно ознакомьтесь с заданием. Выполните и сообщите нам результат эксперимента.

2 эксперимент: пользуясь 2 термометрами, определите относительную влажность воздуха в классе.

(слайд 11)

Вопросы:

  1. Что показывает сухой термометр?

  2. Почему сухой и влажный термометры имеют разные показания?

  3. Каково значение относительной влажности воздуха, благоприятное для здоровья?

1 эксперимент: используя данные вещества, назовите наблюдаемое явление, объясните.

(слайд 12)

  1. В стакан налита вода, положите кристаллики сахара и размешайте.

Вопросы:

  1. Что мы наблюдаем?

  2. Подумайте, почему это происходит?

  3. Какие выводы мы можем сделать?

  1. В один стакан налита холодная вода, в другой горячая. После ответов на первый вопрос положить в каждый стакан пакетик.

Вопросы:

  1. Что будет происходить, если положить в каждый стакан пакетик с чаем?

  2. В каком из стаканов вода окраситься быстрее?

  3. Как зависит быстрота протекания процесса от температуры? Почему?



3 эксперимент: измерьте недостающую величину (ширину класса), определите массу воздуха в классе и, измерив температуру воздуха, определите давление воздуха.

(слайд 13)

Вопросы:

  1. Предложите план ваших действий.

  2. Какое уравнение позволило вам рассчитать давление воздуха?

4 эксперимент: измерьте кровяное давление и пульс, используя тонометр и сделайте выводы.

(слайд 14)

1. Сидя на стуле, стоя, сидя на корточках.

2. Сидя на стуле:

а) рука выше головы

б) на уровне сердца

в) рука внизу.

3. На уровне сердца после 5 приседаний.

  1. Рефлексия, подведение итогов. (2 мин)


Спасибо всем за работу! (слайд 15)

  1. Домашнее задание. (1 мин)












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!