СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок "Обращения, вводные слова и вставные конструкции"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕЖДОМЕТИЯ И СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДА И НЕТ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок "Обращения, вводные слова и вставные конструкции"»

Урок № 66. МЕЖДОМЕТИЯ И СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДА И НЕТ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ»


  1. Синтаксический разбор предложений.

Без сомнения, большое зло- лицемерие, угодничество, приспособ­ленчество. Умей распознать это многоликое зло, будь нетерпим к нему (В. Сухомлинский).

3. Конструирование предложений по схемам:

II. Новый материал.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с примечанием к § 30.

Контрольные вопросы классу:

]) Какие слова так же, как и вводные, выделяются запятыми?

  1. Какую роль они выполняют в предложении?

  2. С чем не надо путать эти слова-предложения? III. Обобщение изученного.


  1. Беседа с классом по вопросам с. 138.

  2. Тренировочные упражнения 284, 286.

  3. Редактирование. Объясните ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

/. Островом, значит, называется суша, со всех сторон окруженная водой. 2. Биссектриса, в общем, это линия, которая делит угол пополам. 3. Наверное, я буду обязательно заниматься плаванием. 4. Конечно, изви­ните за мою бестактность. 5. Александр Евграфович был, так сказать, капитаном дальнего плавания.

  1. Составьте предложения, в которых слова, исключенные при вы­полнении предыдущего задания, были бы употреблены уместно.

  2. Работа по разграничению вводных слов и омонимичных членов предложения:

1) Проанализируйте примеры: Отнеситесь мужественно к не­счастью. К несчастью, был сильный туман'.

Определите, чем является к несчастью в первом и втором предло­жении. Вывод: от вводных слов надо отличать члены предложения, кото­рые не следует выделять запятыми. При дифференциации надо учитывать следующие моменты: а) ни к вводному слову, ни от вводного слова нельзя поставить вопрос. Наоборот, омонимичный член предложения такой во­прос допускает (к чему необходимо отнестись мужественно! - к несча­стью, это дополнение); б) к вводным словам и сочетаниям слов, с одной стороны, и к омонимичным членам предложения, с другой, можно подоб­рать только разные синонимы. Сравни: Он, казалось, влюбился {казалось -наверное). Лица его казалось утомленным {казалось - выглядело).

2) Разграничьте в следующих предложениях вводные слова и омо­нимичные им члены предложения. Расставьте знаки препинания.

/. Все казалось прочно слаженным (А. М. Горький). 2. Она казалось ждала вопроса (М. Лермонтов). 3. Его знать нет дома (И. А. Крылов). 4. Он дал знать о себе. 5. На лице её не было никаких признаков безумия; напротив глаза её с бойкой проницательностью остановились на мне (М. Ю. Лермонтов). 6. Я остановился в первой попавшейся гостинице, на­против был городской сад.

Слово "да" может являться:

смыслоразличительной частицей (выражение согласия, вопроса, недоверия и т.д.):

Всё обошлось благополучно, да?

формообразующей частицей (в значении "пусть" - образование формы глагола в повелительном наклонении):

Да здравствует солнце!

союзом (в значении "и"):

День да ночь сменяют друг друга.

Слово "нет" может являться:

смыслоразличительной частицей (отрицание):

Нет, я не согласен.

словом - предложением (в роли сказуемого):

Нет ничего невозможного. Все устали, а я - нет.

союзом (в значении "а"):

Три книги ему принёс, нет, ему всё мало).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!