СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок "Передняя Азия в Древности"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка обобщающего урока в 5 классе по теме "Передняя Азия в Древности". Урок проводится в форме игры - по мотивам телепередачи "Своя игра"

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word (2)»

Эту форму занятий можно использовать как на повторительно-обобщающем уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень детей. Я использую эту форму работы в разных классах, при изучении как зарубежной, так и отечественной истории. При проведении мероприятия необходимо сформировать 3 команды, каждая выбирает капитана, у которого есть привилегия выбирать тему и вопрос, ответ дается командой, а капитан фиксирует в своей карточке, кто ответил и какие баллы заработал. Например:

Команда «…» Капитан__________

№ п/п

Ф.И. участника

Заработанные баллы

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

Команды выбирают и отвечают на вопросы по очереди. Подсчет общей суммы баллов по каждой команде ведет помощник учителя (назначает учитель), а учитель на уроке присутствует в роли ведущего. По окончании урока карточки команды сдаются учителю, а он выставляет оценки за работу на уроке: наиболее успешные получают «5», «4» в зависимости от состояния личного счета, а остальные «3». Количество и формулировка вопросов в туре может варьироваться в зависимости от особенностей класса, можно установить таймер – 10-15 минут на тур, игра должна вестись мобильно, непринужденно, иначе теряется интерес, и дети быстро устают. При проведении данного занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать.

Ход игры 

I тур

География

  10  

  20  

  30  

Материалы и вещества

10

20

30

Письменность

10

20

30

Календари и система мер

10

20

30

Знаменитые женщины

10

20

30

География

10 – Эти две реки дали название стране «Междуречье». Что это за реки? (Тигр и Евфрат)
20 – Именно в этой части материка Евразия находились такие государства, как Вавилон, Ассирия, Шумер, Финикия, Палестина. (Передняя Азия)
30 – На побережье этого моря стояли такие города как Тир, Сидон, Библ, Карфаген. (Средиземное море)

Материалы и вещества

10 – Этот материал был главным в Древнем Междуречье. (глина)
20 – Секретом этого вещества владели финикийцы, они могли его делать цветным или прлзрачным. (стекло)
30 – Ассирийцы первыми научились обрабатывать это вещество. (железо)

Письменность

10 – именно так назывались значки на глиняных табличках. (клинопись)
20 – этот принцип письма пришел от древних финикийцев, название ему дали греки, пользуемся им до сих пор мы. Как он называется? (алфавит)
30 – в эту книгу вошли предания и мифы, созданные народами Месопотамии, Передней Азии, Египта, а также реальная история евреев. Что это за книга? (Библия)

Календари и система мер

10 – именно это число считалось священным в Древнем Междуречье. (60)
20 – именно на столько дней разделили неделю жрецы Древнего Междуречья (на 7)
30 – столько месяцев в году насчитали жители Древнего Междуречья (12)

Знаменитые женщины

10 – семь главных чудес света насчитывали древние греки. Одно из них находилось в Вавилоне и, по легенде, было посвящено именно этой женщине. Что это за чудо? (Висячие сады Семирамиды)
20 – по преданию эта хитроумная финикийская царевна сумела основать огромный город на территории занятой одной воловьей шкурой. Как звали женщину и основанный ею город? (Элиса и Карфаген)
30 – эта небольшая женщина необычной красоты стала виновницей разрушения огромного города – столицы Персии. (Таис Афинская)

II тур

Религия

  10  

  20  

  30  

Великие ученые

10

20

30

Цифры

10

20

30

Военное дело

10

20

30

Правители

10

20

30

Религия

10 – эта богиня считалась богиней плодородия, женщин и детей, ей были посвящены ворота в Вавилоне. (Иштар)
20 – этот бог был покровителем города Вавилона, верховным божеством, ему построили огромную башню, дорогу, статую из чистого золота. (Мардук)
30 – этот бог, по мнению древних евреев, был единственным настоящим богом на Земле. (Яхве)

Великие учёные

10 – благодаря этому учёному мы знаем, что Вавилон существовал на самом деле. (Роберт Кольдевей)
20 – этот английский офицер и дипломат успешно начал расшифровывать загадочные клинописные знаки. (Генри Роулинсон)
30 – этот английский археолог-любитель, начав раскопки на холме Нимрут, открыл неизвестные сокровища погибшей ассирийской цивилизации. (Остин Лейярт)

Цифры

10 – именно столько ног было у огромных загадочных крылатых быков. (5)
20 – именно столько «бессмертных» было в войске персидского царя. (10 тысяч)
30 – именно столько законов было высечено на черном базальтовом столбе по велению Хаммурапи. (282)

Военное дело

10 – из этих родов войск состояла ассирийская армия. (пехота, кавалерия, саперные отряды и разведка)
20 – эти орудия, изобретения ассирийцев, с успехом брали даже самые высокие стены, а финикийцы использовали их на своих кораблях. (тараны)
30 – с помощью этих инструментов, которые вовсе не были военными орудиями, рухнули стены города Иерихона. (трубы)

Правители

10 –он проявил себя как талантливый полководец и мудрый правитель, правивший 42 года, но главной своей заслугой считал не это, а то, что он «установил право в стране», то есть издал законы. (Хаммурапи)
20 – царь этого воинственного народа не только воевал и покорял другие народы, но и собрал великолепную библиотеку из глиняных книг, благодаря чему мы можем узнать обо всех сторонах жизни людей в его державе. Имя этого царя? (Ашшурбанапал)
30 – этого царя в древности считали самым мудрым и справедливым, мудрейшим из мудрейших. Его имя до сих пор хранит крылатое выражение. Как звали этого царя? (Соломон)

III тур

Образование и искусство

  10  

  20  

  30  

Администрация

10

20

30

Города

10

20

30

История в названиях

10

20

30

Всякая всячина

10

20

30

Образование и искусство

10 – так называли школу в Древнем Междуречье (дом табличек)
20 – эта темы были любимыми в искусстве Ассирии. (темы войны и охоты)
30 – именно этих звуков не было в письменности финикийцев (гласных)

Администрация

10 – именно он был верховным правителем, главой государства и в Ассирии, и в Персии, и в Палестине, и в Междуречье. (царь)
20 – именно так называли наместников царя в Персии (сатрапы)
30 – так называли чиновников тайной полиции в Персии (глаза и уши царя)

Города

10 – от названия этого древнего города произошло современное слово, обозначающее место хранения книг. Что это за город? (Библ)
20 – Этот город покоренные народы называли «город крови», «логовище львов». (Ниневия)
30 – этот город был столицей Персидского государства. (Персеполь)

История в названиях

10 – название этого воинственного племени сохранилось в современном названии Палестины, а как называлось это племя? (филистимляне)
20 – предполагают, что слово «финикиец» произошло от греческого слова «файнекес», а что означало это слово? (пурпурные люди)
30 – мы называем эту местность Двуречье или Междуречье, а как её называли древние греки, и что это означало? (Месопотамия – Междуречье)

Всякая всячина

10 – этого героя очень любили жители Древнего Междуречья, он голыми руками мог задушить льва, а ради друга отправился на край света. (Гильгамеш)
20 – Благодаря этому человеку, греку, мы много знаем о нравах и обычаях древних народов. (Геродот)
30 – Какие здания в Древнем Междуречье раскрашивались в разные цвета? (храмы-зиккураты)

Литература:

  1. Драхлер А.Б. Всеобщая история. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. (Вопросы к олимпиаде).

  2. Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

  3. Саплина Е.В., Ляпустин Б.С., Саплин А.И. «История Древнего Мира»: учебник для 5-х классов. М. Дрофа. 2002.



Просмотр содержимого презентации
«pril»

Обобщающий урок По истории Древнего мира 5 класс

Обобщающий урок

По истории Древнего мира 5 класс

Каждая команда по очереди выбирает тему и цену вопроса, на обсуждение дается 15 секунд, затем команда дает ответ, а капитан фиксирует в карточке команды, кто заработал баллы. Помощник учителя фиксирует на доске сумму баллов (+ -) по каждому ответу и в конце тура подводит общий счет команд. Команда, набравшая большую сумму баллов, считается победителем. Оценки в конце игры выставляет учитель на основании личного счета участников и достижений команды.

Каждая команда по очереди выбирает тему и цену вопроса, на обсуждение дается 15 секунд, затем команда дает ответ, а капитан фиксирует в карточке команды, кто заработал баллы. Помощник учителя фиксирует на доске сумму баллов (+ -) по каждому ответу и в конце тура подводит общий счет команд. Команда, набравшая большую сумму баллов, считается победителем. Оценки в конце игры выставляет учитель на основании личного счета участников и достижений команды.

Цели урока Первый тур игры Второй тур игры Третий тур игры
  • Цели урока
  • Первый тур игры
  • Второй тур игры
  • Третий тур игры
География  10 Материалы и вещества 10  20 Письменность Календари и числа  30  20  10  10 30  20  30  20  30

География

10

Материалы и вещества

10

20

Письменность

Календари и числа

30

20

10

10

30

20

30

20

30

География 10  Эти две реки дали название стране «Междуречье». Назовите эти реки   Тигр и Евфрат назад

География 10

Эти две реки дали название стране «Междуречье».

Назовите эти реки

Тигр и Евфрат

назад

назад

назад

География 20 В этой части материка Евразия находились такие государства, как Вавилон, Ассирия, Шумер, Финикия, Палестина.   Передняя Азия назад

География 20

В этой части материка Евразия находились такие государства, как Вавилон, Ассирия, Шумер, Финикия, Палестина.

Передняя Азия

назад

География 30 На побережье этого моря находились такие города, как Тир, Сидон, Библ, Карфаген.  Средиземное море назад

География 30

На побережье этого моря находились такие города, как Тир, Сидон, Библ, Карфаген.

Средиземное море

назад

назад

назад

назад

назад

Материалы и вещества 10 Запасы этого вещества в южном Междуречье неисчерпаемы.  Глина назад

Материалы и вещества 10

Запасы этого вещества в южном Междуречье неисчерпаемы.

Глина

назад

назад

назад

Материалы и вещества 20 Из этого финикийские ремесленники научились делать украшения, посуду и даже зеркала .   Стекло назад

Материалы и вещества 20

Из этого финикийские ремесленники научились делать украшения, посуду и даже зеркала .

Стекло

назад

Материалы и вещества 30 Открытие этого вещества помогло ассирийцам создать великую империю.  железо назад

Материалы и вещества 30

Открытие этого вещества помогло ассирийцам создать великую империю.

железо

назад

назад

назад

Письменность 10 Именно так назывались значки на глиняных табличках.  клинопись назад

Письменность 10

Именно так назывались значки на глиняных табличках.

клинопись

назад

назад

назад

Письменность 20 Этот принцип письма был изобретён древними финикийцами, название ему дали греки, а пользуемся им мы до сих пор. Как он называется?  алфавит назад

Письменность 20

Этот принцип письма был изобретён древними финикийцами, название ему дали греки, а пользуемся им мы до сих пор. Как он называется?

алфавит

назад

назад

назад

Письменность 30 В эту книгу вошли предания и мифы, созданные народами Месопотамии, Передней Азии, Египта, а также реальная история евреев. Что это за книга?  Библия назад

Письменность 30

В эту книгу вошли предания и мифы, созданные народами Месопотамии, Передней Азии, Египта, а также реальная история евреев. Что это за книга?

Библия

назад

Календари и числа 10 Именно это число считалось священным в Древнем Междуречье.  назад 60

Календари и числа 10

Именно это число считалось священным в Древнем Междуречье.

назад

60

Календари и числа 20 Именно на столько дней разделили неделю жрецы Древнего Вавилона.  7 дней  назад

Календари и числа 20

Именно на столько дней разделили неделю жрецы Древнего Вавилона.

7 дней

назад

Календари и числа 30 Сколько месяцев в году насчитали жители Древнего Междуречья?  12 назад

Календари и числа 30

Сколько месяцев в году насчитали жители Древнего Междуречья?

12

назад

Религия 10  Цифры 10 20 Военное дело Правители 30 20 10 10 30 20 30 20 30

Религия

10

Цифры

10

20

Военное дело

Правители

30

20

10

10

30

20

30

20

30

Религия 10 Эта богиня  считалась богиней  плодородия, женщин и детей, ей были посвящены ворота в Вавилоне . Иштар назад

Религия 10

Эта богиня считалась богиней

плодородия, женщин и детей, ей были посвящены ворота в Вавилоне .

Иштар

назад

назад

назад

Религия 20 Этот бог был верховным божеством Междуречья, богом-покровителем города Вавилона, ему построили огромную башню, дорогу, статую из чистого золота.  Мардук назад

Религия 20

Этот бог был верховным божеством Междуречья, богом-покровителем города Вавилона, ему построили огромную башню, дорогу, статую из чистого золота.

Мардук

назад

назад

назад

Религия 30 Этот бог, по мнению древних евреев, был единственным настоящим богом на земле.  Яхве назад

Религия 30

Этот бог, по мнению древних евреев, был единственным настоящим богом на земле.

Яхве

назад

Цифры 10 Именно столько ног было у огромных загадочных крылатых быков. 5 назад

Цифры 10

Именно столько ног было у огромных загадочных крылатых быков.

5

назад

назад

назад

Цифры 20 Столько «бессмертных» было в личной гвардии персидского царя.  10 тысяч назад

Цифры 20

Столько «бессмертных» было в личной гвардии персидского царя.

10 тысяч

назад

Цифры 30 Именно столько законов было высечено на черном базальтовом столбе по велению царя Хаммурапи. 282 назад

Цифры 30

Именно столько законов было высечено на черном базальтовом столбе по велению царя Хаммурапи.

282

назад

назад

назад

Военное дело 10 Ассирийская армия состояла из нескольких родов войск: пехоты, разведки, саперных отрядов. Назовите недостающий  Кавалерия  назад

Военное дело 10

Ассирийская армия состояла из нескольких родов войск: пехоты, разведки, саперных отрядов. Назовите недостающий

Кавалерия

назад

назад

назад

Военное дело 20 Эти орудия, изобретения ассирийцев, с успехом брали даже самые высокие стены, а финикийцы использовали их на своих кораблях. назад Тараны

Военное дело 20

Эти орудия, изобретения ассирийцев, с успехом брали даже самые высокие стены, а финикийцы использовали их на своих кораблях.

назад

Тараны

назад

назад

Военное дело 30 С помощью этих инструментов, которые и не были военными орудиями, рухнули стены Иерихона.  Трубы назад

Военное дело 30

С помощью этих инструментов, которые и не были военными орудиями, рухнули стены Иерихона.

Трубы

назад

назад

назад

Правители 10 Он проявил себя как талантливый полководец и мудрый правитель, но своей главной заслугой считал не это, а то, что он «установил право в стране», то есть издал законы . назад Хаммурапи

Правители 10

Он проявил себя как талантливый полководец и мудрый правитель, но своей главной заслугой считал не это, а то, что он «установил право в стране», то есть издал законы .

назад

Хаммурапи

Правители 20 Царь Персии, восстановивший порядок и спокойствие в своём государстве. Известен тем, что стал участником первого в истории столкновения Востока и Запада  назад Дарий I

Правители 20

Царь Персии, восстановивший порядок и спокойствие в своём государстве. Известен тем, что стал участником первого в истории столкновения Востока и Запада

назад

Дарий I

Правители 30 Этого царя в древности считали самым мудрым и справедливым, мудрейшим из мудрейших. Его имя до сих пор хранит крылатое выражение. Как звали этого царя?  назад Соломон

Правители 30

Этого царя в древности считали самым мудрым и справедливым, мудрейшим из мудрейших. Его имя до сих пор хранит крылатое выражение. Как звали этого царя?

назад

Соломон

назад

назад

Образование и искусство 10 Администрация 10 20 Города История в названиях 30 20 10 10 30 20 30 20 30

Образование и искусство

10

Администрация

10

20

Города

История в названиях

30

20

10

10

30

20

30

20

30

Образование и искусство 10 Так называли школу в Древнем Междуречье . Дом табличек назад

Образование и искусство 10

Так называли школу в Древнем Междуречье .

Дом табличек

назад

Образование и искусство 20 Эти темы были любимыми в искусстве Ассирии . Темы войны и охоты назад

Образование и искусство 20

Эти темы были любимыми в искусстве Ассирии .

Темы войны и охоты

назад

назад

назад

Образование и искусство 30 Именно этих звуков не было в письменности финикийцев . Гласных назад

Образование и искусство 30

Именно этих звуков не было в письменности финикийцев .

Гласных

назад

Администрация 10 Именно он был верховным правителем, главой государства и в Персии, и в Ассирии, и в Палестине, и в Междуречье.  Царь назад

Администрация 10

Именно он был верховным правителем, главой государства и в Персии, и в Ассирии, и в Палестине, и в Междуречье.

Царь

назад

назад

назад

Администрация 20 Именно так называли наместников царя в Персии Сатрапы назад

Администрация 20

Именно так называли наместников царя в Персии

Сатрапы

назад

Администрация 30 Как называли чиновников тайной полиции в Персии?  назад  Глаза и уши царя

Администрация 30

Как называли чиновников тайной полиции в Персии?

назад

Глаза и уши царя

Города 10 От названия этого города произошло современное слово, обозначающее место хранения книг. Что это за город?  Библ назад

Города 10

От названия этого города произошло современное слово, обозначающее место хранения книг. Что это за город?

Библ

назад

Города 20 Этот знаменитый город, располагавшийся на реке Евфрат, на семитском языке носил название «Баб-илю», что означало «Врата бога».  назад Вавилон

Города 20

Этот знаменитый город, располагавшийся на реке Евфрат, на семитском языке носил название «Баб-илю», что означало «Врата бога».

назад

Вавилон

Города 30 Этот город был столицей Персидского государства.  назад Персеполь

Города 30

Этот город был столицей Персидского государства.

назад

Персеполь

назад

назад

История в названиях 10 Название этого воинственного племени сохранилось в современном названии Палестины. А как оно называлось ?  Филистимляне назад

История в названиях 10

Название этого воинственного племени сохранилось в современном названии Палестины. А как оно называлось ?

Филистимляне

назад

История в названиях 20 Предполагают, что слово «финикиец» произошло то греческого слова «файнекес», а что означало это слово?  Пурпурные люди назад

История в названиях 20

Предполагают, что слово «финикиец» произошло то греческого слова «файнекес», а что означало это слово?

Пурпурные люди

назад

История в названиях 30 Мы называем эту местность Двуречье или Междуречье, а как ее называли древние греки и что это означало? назад Месопотамия- Междуречье

История в названиях 30

Мы называем эту местность Двуречье или Междуречье, а как ее называли древние греки и что это означало?

назад

Месопотамия- Междуречье