Обобщающий урок по физике
«Первоначальные сведения о строении вещества»
Автор: Гурова Лариса Павловна
Учитель физики МОУ « СОШ № 9»
г. Воскресенска
Урок - КВН
Тема. Строение вещества.
Задачи урока
Образовательные: выявить уровень и глубину знаний учащихся по теме.
Развивающие: способствовать развитию умения анализировать, наблюдать; способствовать развитию логического мышления; развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
Воспитательные: пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям; формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).
Вступительное слово.
1. (портрет Ломоносова) «Если бы я захотел читать не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы не имея представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей»
М. В. Ломоносов
2. Сегодня мы повторяем все, все, все о первоначальных сведениях о строении вещества. Повторение пройдет под девизом:
«Пусть кипит работа,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А ваши знания.
3. А урок пройдет так: Раз- два- три- четыре – пять
Чтоб в законах не гадать
Будем с вами мы играть,
Ума силу проверять,
В КВэНе выступать
Конкурсы.
Приветствие команд.
Разминка.
Составить коллективный рассказ по пройденной теме (§ 25 – 31), выбирая из нее наиболее важное. Оценке подлежат: качество рассказа; плавность его течения, наличие новых примеров; юмор.
Команда «Аристотели» показали инсценировку.
Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня, на уроке физике мы будем повторять тему «Первоначальные сведения о строении вещества». Никитин, что ты можешь сказать о значении слова физика.
Никитин: Ну, физика – это фюзис.
Учитель: Садись, не правильно. Слушаю тебя, Таня.
Таня: Наука о природе.
Учитель: Хорошо, садись. А что называется молекулами?
Настя: Это мельчайшая частица данного вещества.
Учитель: Если скорость движения молекул тела больше, его температура повышается или понижается?
Оля: Температура становиться выше.
Учитель: В каких состояниях могут находится вещества?
Оля: В жарком, теплом и холодном.
Наташа: В твердом, жидком и газообразном.
Учитель: Какое из трех состояний не имеетобъема и формы?
Катя: Газообразное.
Звенит звонок. Учитель Урок окончен. До свидания.
Команда «Веселые Физики»
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Урок – соревнование.
Пусть сильней кипит борьба
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
А наша дружба крепнет с ней
Песня
В этом огромном мире,
Столько больших чудес.
На корабле мы плыли
В эту даль небес.
Чтобы изведать тайны
Физики этой свет
Чтобы узнать секреты
На много - много лет
Ла-ла, ла-ла, ла-ла, ла-ла,
Вертится быстрей Земля
Что это за явленье нужно узнать скорей
Голос: Капитан! Впереди Земля!!!
Капитан: Странно на карте нашего маршрута нет никакой Земли
Голос: Это остров «Физика»
Капитан: Нам стоит пришвартоваться.
1 матрос: Здесь мы сможем разобраться во множестве явлений.
2 матрос: Откроем для себя общие законы, которые связывают между собой разные явления происходящие в природе.
Капитан: В целях обогащения знаниями всей команде приказываю пристать к острову.
В качестве подарка взять тела в разных агрегатных состояниях. Показать их и все рассказать о них местным жителям. Показывают рисунки и поясняют эти рисунки.
Домашнее задание.
Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно признаешь,
Что существуют тела, которых мы видеть не можем…..
Далее запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим совсем, как в ноздри они попадают.
Такими были представления о строение вещества в древней Греции, затем это учение продолжил М. В. Ломоносов.
А что мы знаем о строении вещества?
Это и было домашнее задание, необходимо сыграть текст тех параграфов, где изложены основные представления о строении вещества.
Домашнее задание команды «Аристотели»
Частушки.
Было нам дано заданье
Про молекулы сказать
Сочинили мы частушки
И хотим вам показать
В древней Греции давно
Жил ученый Димокрит
Утверждал, что вещество
Из молекул состоит.
Только это он не мог
На примере доказать
В прошлом веке лишь смогли
Это людям показать.
Ну, а мы сейчас для вас
Небольшой дадим урок;
Всем покажем на примере,
Сто ученый был пророк.
Вот мы взяли вещество
Это наш 7 «А» класс,
Что молекулы внутри
Мы покажем вам сейчас
Если начался урок
Все молекулы в покое.
Лишь к концу идут дела,
Что же видим мы такое
В классе стало вдруг теплей,
Все молекулы очнулись
И задвигались быстрей
И к друг к другу потянулись.
Наивысшее тепло
Веществу дает звонок
Все молекулы забегали
Закончился урок.
Снова вдруг звонок звенит.
Спросите вы, что такое
В классе снова холоднее
Все молекулы в покое
Домашнее задание команды «Веселые физики»
Ведущий: В чаще лесной, у полянки
Сидели два зайки.
Косые, грустно глядя на землю
Решали большую задачу.
Нашли зайки кусочек сахара. И вышел у них спор. Как разделить на двоих. Не смогли сами решить и обратились к ученой вороне.
Ворона: Его можно поделить так. Растолочь, и получившиеся крупинки разделить. Но учтите- крупинок будет много, их трудно будет сосчитать.
Зайцы (хором): Мы не согласны, мы не согласны. Сосчитать их нам не под силу.
Ворона: Предлагаю кусочек сахара растворить в воде. Ведь сахар и вода состоят из молекул. А сладкую воду разольем поровну.
Зайцы: Ой! Ой! Как интересно
Ворона: Вот взгляните на этот опыт. В стакан с водой капнем чернила. Чернила начнут медленно занимать пространство.
Зайцы: А почему так происходит?
Ворона: Чернила, как и вода, состоят из молекул. Между молекулами есть пространство и поэтому молекулы одного вещества диффундируют между молекулами другого вещества.
Зайцы: Спасибо тебе ворона.
Ворона: Спасибо Физике
Конкурс рассказчиков
От команды по 1 человек составляет рассказ рисунку

Конкурс «Пословицы».
Пока ваши товарищи составляют рассказ, вы должны выбрать те пословицы, которыми можно проиллюстрировать явление диффузии
Ложка дегтя в бочку меда
Нарезанный лук сильнее пахнет.
Шила в мешке не утаишь
Вылить в море чашку пресной воды.
Берегись тихой собаки, да тихой воды.
Возле моря колодец не выроешь.
На мешке с солью и веревка соленая.
Волка ноги кормят.
Капля яда ведро молока портит.
Угря в руках не удержишь.
Конкурс экскурсия по школе. (2 человека)
Примените свои знания на практике. Проведите экскурсию по школе, цель которой объяснить давно знакомые явления с физической точки зрения.
Конкурс мастеров искусств.
От каждой команду вызываются по три человека: демонстратор, художник и артист. Художник выходит из класса. Демонстратор показывает опыт. Входит художник в класс, артист пантомимой изображает эксперимент. Художник должен угадать опыт, найти использованные приборы и зарисовать.
Конкурс капитанов.
Требуется соотнести текст и рисунок.
Текст. «Это был изумительный сыр, острый и со слезой, а его аромат мощностью в 200 лошадиных сил действовал в радиусе 3 миль и валил человека с ног на расстоянии 200 ярдов» (Трое в лодке, не считая собаки)
Подведение итогов.
«Из каждой былинки
В земле и воде,
Из каждой пылинки
Я слышу везде
Напев сокровенный
Как сон наяву:
«Я атом Вселенной
Я вечно живу»
Н. А. Морозов
И так мы сегодня в необычной форме повторили все о строении вещества, узнали что-то новое и убедились, что ученые не придумывают явления, а они окружают нас повсюду.
Задание на дом.
Кроссворд на стр. 80
Самостоятельная коррекция ошибок усвоения
Литература
Громов С. Б., Родина Н. А., Физика 7 класс, М. Просвещение, 2010 г.
Ландау Л. Д. , Китайгородский А. И., Физика для всех, М, Наука, 1985 г
Бобров С. В., Нестандартные уроки физики, Волгоград, Учитель 2001 г.