Обобщающий урок по биологии
1 вариант
1. В организме домашней собаки происходит процесс, при котором в воздух выделяется углекислый газ. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, питание, транспорт веществ, раздражимость
2. Определите цену деления прибора
3. Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для наблюдения за сезонными изменениями цвета шерсти зайцев−беляков в природе.
Список приборов:
1) фотоловушка
2) мерный цилиндр
3) предметное стекло
4) ботаническая папка
5) датчик спутниковой навигации
Запишите номера выбранных примеров оборудования.
4. Используя таблицу «Состав семян», ответьте на вопросы.
Состав семян
Семена | Содержание веществ, в % |
Вода | Белки, жиры, углеводы | Минеральные соли |
Пшеница | 13,4 | 84,7 | 1,9 |
Подсолнечник | 6,7 | 89,8 | 3,5 |
Горох | 14,0 | 83,6 | 2,4 |
Лён | 8,0 | 87,4 | 4,6 |
1. В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей?
2. В семенах каких растений содержится более 10% воды?
3. В семенах какого растения содержится большего всего белков, жиров и углеводов?
5. Какая из указанных систематических групп представлена наименьшим разнообразием видов?
Знаниями в области какой биологической науки Вы воспользуетесь, проводя такое исследование? Ответ дайте в именительном падеже.
6. Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Коза — одно из первых животных, которых приручил человек. (2) Коза мельче овцы и во взрослом состоянии весит около 35 кг. (3) Тело покрыто прямой и густой шерстью, у ангорских коз шерсть длинная и шелковистая. (4) Цвет шерсти бывает от чисто белой до тёмно-бурой, чёрной и пёстрой. (5) На протяжении многих веков из козьей шерсти изготавливают ткани. (6) Коза — нетребовательное животное, довольствуется очень скудными пастбищами, её легко содержать.
Сделайте описание коровы по следующему плану.
А) В сравнении с козой: крупнее/мельче.
Б) Чем выкармливает своих детёнышей?
В) Чем питается взрослое животное? (Приведите не менее двух примеров).
7. На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.
Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?
8. Поясните термины: зоология, анатомия, эксперимент.
Обобщающий урок по биологии
2 вариант
1. Паук всасывает полупереваренные соки жертвы, попавшейся в паутину. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, питание, выделение, раздражимость.
62 Определите цену деления прибора
3. Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для наблюдения за перемещением лисиц обыкновенных в природе.
Список приборов:
1) штативная лупа
2) мерный цилиндр
3) видеокамера
4) бинокль
5) ботаническая папка
Запишите номера выбранных примеров оборудования.
4. Используя таблицу «Состав молока домашних животных», ответьте на вопросы.
Состав молока домашних животных
Животные | Содержание веществ, в % |
Вода | Белки | Жиры |
Корова | 87,3 | 3,4 | 3,6 |
Кобыла | 88,8 | 2,5 | 1,9 |
Коза | 87,0 | 3,7 | 4,0 |
Верблюдица | 86,5 | 4,0 | 4-5,0 |
1. В молоке какого животного содержится наибольшее количество воды?
2. Молоко каких животных имеет жирность больше 4%?
3. В молоке какого из приведённых в таблице животных содержится больше всего белков и жиров?
5. На диаграмме показано процентное содержание некоторых химических элементов в клетке.
К
акой химический элемент содержится в клетке в наименьшем количестве? Ответ запишите одним словом.
Знаниями в области какой биологической науки Вы воспользуетесь, проводя такое исследование?
Ответ дайте в именительном падеже.
6. Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Сфагновый или торфяной мох — мох, растущий обычно на торфяных болотах. (2) Стебель его обильно ветвится, образуя веточки трёх типов: одни отходят в стороны, другие свисают, прилегая к стеблю, третьи на верхушке побега образуют подобие головки. (3) Цветков у сфагнума нет. (4) Листья у сфагнума состоят из живых зелёных клеток и мёртвых прозрачных. (5) Корни у сфагнума отсутствуют. (6) На верхушке побегов образуются коробочки со спорами. (7) Сложное строение даёт сфагнуму возможность впитывать много воды.
Сделайте описание Сосны обыкновенной по следующему плану.
А) В сравнении с мхом: древесное/травянистое растение.
Б) Чем представлены листья сосны?
В) Как происходит размножение сосны? (Приведите не менее двух характеристик).
7
. На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.
Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?
8. Поясните термины: ботаника, микология, наблюдение.
1 вариант № 8 Ответ: льна; пшеницы и гороха; подсолнечника.
2 вариант Ответ: кобылы, верблюдицы, верблюдицы.