Обобщающий урок по биологии («Своя игра»)
«Химическая и структурная организация клетки»
Цель: создать условия для развития ключевых компетенций на уроках биологии посредством приёмов и методов игровых технологий; обобщить и систематизировать знания обучающихся о химическом составе клетки, о строении клеток прокариот и эукариот.
Задачи:
- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по темам «Химический состав клетки» и «Органоиды клетки», обобщить ранее изученный материал, используя методы контроля и самоконтроля при игровой форме деятельности;
- развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать посредством выполнения различных заданий, развитие способностей выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, развития коммуникативных навыков при работе в группе в нестандартной ситуации через игровую форму деятельности посредством групповой коммуникации.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма организации учебного занятия: своя игра.
Форма работы учащихся: групповая.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, проектор.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другим точкам зрения.
Метапредметные: уметь применять информацию, полученную ранее, преобразовывать её и применять в новых условиях.
Предметные: умение оперировать понятийным аппаратом в курсе биологии, умение представлять многогранность проблем познания окружающего мира, соотносить умения и навыки, полученные на уроках естественнонаучного цикла для решения нестандартных биологических задач и проблем.
Технологическая карта урока Структура и ход учебного занятия
№ | Этап урока и его продолжительность | Содержание Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Оргмомент Подготовительный этап Продолжительность: 2 мин. | Определение готовности учащихся к работе, помощь в формировании групп, подборе партнёров. Определение состава команд, команды занимают свои места | Подбирают партнёров для совместной деятельности, готовят и занимают рабочие места | Коммуникативные: установление партнёрских взаимоотношений. Личностные: самоопределение своего места в микрогруппе |
2 | Целеполагание и мотивация Продолжительность: 3 мин | Знакомство с правилами игры, особенностями заданий | Анализируют предложенную ситуацию, определяют стратегию поведения игроков, ставят цели перед собой, определят круг задач и возможные пути их решения в новой нестандартной ситуации | Коммуникативные: умение коллективно обсудить проблему и принять адекватное решение Познавательные: умение вычленить проблему и обозначить стратегию поиска путей решения предстоящих задач. |
3 | Актуализация знаний и умений с целью подготовки к итоговому уроку Продолжительность: 35 мин. | Создаёт условия для самостоятельной деятельности детей по закреплению и развитию полученных знаний, оказывает востребованную ими помощь, побуждает к полному и качественному освоению знаний. Организует взаимопомощь между группами в случае затруднения при выполнении задания | В соответствии с заданной целью выполняют задания разного уровня сложности, осуществляя самостоятельную деятельность по применению предметных ЗУН, умению вычленять главное, определять проблему, анализировать полученные результаты, выдвигать гипотезы, определять и находить пути решения | Познавательные УУД: умение выстраивать логические межпредметные взаимосвязи. Умение устанавливать причинно-следственные связи, умение сравнивать и анализировать полученные результаты, умение формулировать выводы. Коммуникативные: умение ясно и точно выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
4 | Информация о домашнем задании Продолжительность: 3 мин | Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению содержания и объёма домашней работы, предлагает определить темы, которые вызвали затруднения при выполнении заданий, установить по учебнику параграфы, в которых они рассматриваются и записать в дневник те из них, которые необходимо повторить к уроку контроля. | Самостоятельно определяют объём и содержание домашней работы. | Регулятивные: умение оценить уровень своих предметных познаний, умение определить пути коррекции знаний, умение осуществлять самоконтроль. |
4 | Рефлексия (подведение итогов урока) Продолжительность: 2 мин. | Предлагает алгоритм рефлексии, просит ответить на вопросы. Что нам даёт такая форма деятельности? Урок «своя игра» - «мы за или против?». В каждой группе предлагает выдвинуть кандидата на дополнительную оценку с учётом работы группы. | Проводят самооценку результатов, высказывают мнение по поводу новой формы деятельности. | Личностные: Умение реализации я – концепции, Коммуникативные: умение вести диалог в группе и принимать совместное решение. |
Ход урока.
Вещества клетки.
Что является мономером белков? Сколько типов мономеров можно встретить в составе полипептидов?
Ответ: аминокислоты, 20 аминокислот.
Что такое ДНК? Что является мономером ДНК?
Ответ: дезоксирибонуклеиновая кислота (нуклеиновая кислота), нуклеотиды (А, Т, Г, Ц).
Вещества, имеющие формулу Сx(Н2О)y. Перечислить их функции.
Ответ: углеводы; энергетическая, структурная, запасающая, защитная, рецепторная.
Разрушение связей в молекуле белка; нарушение пространственной структуры белковой молекулы под влиянием различных внешних воздействий.
Ответ: денатурация.
Внутриядерные белки, связанные в комплекс с ДНК.
Ответ: белки-гистоны.
Органоиды клетки.
Этот органоид называют «хранилищем инструкций и чертежей» строения клетки. Его нет у бактерий.
Ответ: ядро.
Амилопласты, протеинопласты, элайопласты… О каком типе пластид идет речь?
Ответ: лейкопласты.
30. Поступающие в просветы полостей и канальцев ЭПС продукты биосинтеза концентрируются и транспортируются в этот органоид клетки. Он имеет следующие размеры: 5-10мкм, состоит из 3-8 сложенных стопкой, уплощенных, слегка изогнутых, дискообразных полостей.
Ответ: аппарат Гольжди.
Система мембран и каналов, пронизывающих цитоплазму клеток эукариот.
Ответ: ЭПС.
50. Органоиды клеточного ядра, являющиеся носителями генов и определяющие наследственные свойства клеток и организмов.
Ответ: хромосомы.
Функции органоидов.
Эти мелкие гранулярные органоиды отвечают за синтез белков в клетке. Часто образуют комплексы с ЭПС.
Ответ: рибосомы.
Эти органоиды превращают энергию солнечного света в энергию макроэргических связей АТФ и синтезируют углеводы за счет этой энергии из углекислого газа воздуха.
Ответ: хлоропласты.
В этом органоиде без огня и дыма, но очень эффективно «сжигаются» питательные вещества. КПД необычайно высок: 50%. Как он называется?
Ответ: митохондрия.
40. Основная функция этих органоидов – переваривание клеток хвоста головастика при его превращении в лягушку.
Ответ: лизосомы.
Эти органоиды выполняют у бактерий различные функции - могут служить митохондриями, выполнять функции эндоплазматического ретикулума, аппарата Гольджи, пластид. Представляют собой многочисленные внутрицитоплазматические впячивания.
Ответ: мезосомы.
Клетки бактерий, грибов, растений, животных.
В клеточной стенке этих организмов содержится хитин.
Ответ: грибы.
Какой одноклеточный организм питается и как растение, и как животное?
Ответ: эвглена зеленая.
30. Запасной углевод в клетках животных.
Ответ: гликоген.
Какие клетки изображены на рисунке? Каким организмам они принадлежат?
Ответ: клетки эпидермиса листа; принадлежат растениям.
Деление клетки часто называют «танцем хромосом». Но хромосомы в этом «танце» не самостоятельны. Их движение связаны с органоидом, которого нет у цветковых растений. С каким органоидом?
Ответ: клеточный центр, представленный 2-мя центриолями.
Учёные.
Ученые, творцы постулатов клеточной теории.
Ответ: М. Шлейден и Т. Шванн.
Этот ученый впервые в научной литературе употребил термин «клетка».
Ответ: Р. Гук.
Знаменитый английский ботаник, первооткрыватель хаотического теплового движения частиц, в 1831 году открывший существование ядра.
Ответ: Р. Броун.
Этот ученый открыл яйцеклетку у млекопитающих, описал стадию бластулы; изучил эмбриогенез цыпленка.
Ответ: К. Бэр.
Ученый, в 1859 году предложивший знаменитый тезис «Из клетки - клетка».
Ответ: Р. Вирхов.
Разное.
Отгадайте ребусы (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Ответ: Вирхов, Гук, Шлейден, Мечников, Броун.
В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему клетки составляет: в печени- 18,4%, в поджелудочной железе- 7,9%,в сердце-35,8%.Объясните причину такой разницы в содержании митохондрий в клетках.
Ответ: содержание митохондрий в клетках зависит от энергетических потребностей самой клетки.
Зараженные бактерии набухают, через 30 минут их клеточная стенка лопается, а на свободу выходит сотня новорожденных. Как их зовут?
Ответ: бактериофаги.
Установите соответствие между белками и их функциями.
БЕЛОК | ФУНКЦИЯ |
Кератин | Транспортная |
Гемоглобин | Структурная |
Пепсин | Регуляторная |
Инсулин | Ферментативная |
Миозин | Защитная |
Лизоцим | Двигательная |
Ответ:
БЕЛОК | ФУНКЦИЯ |
Кератин | Структурная |
Гемоглобин | Транспортная |
Пепсин | Ферментативная |
Инсулин | Регуляторная |
Миозин | Двигательная |
Лизоцим | Защитная |
В 1906 году этому ученому была присуждена Нобелевская премия. Им был открыт один из органоидов клетки, который назван в честь этого ученого.
Ответ: Камилло Гольджи.
ПРИЛОЖЕНИЕ
кровля к=х ,,,,,
И
,,,
Г
,,,,, О=Е М=Н ,,,
Ш + +
Ц=К
,,,,
+ Н В
, ,,, ,,,,
Br +