СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по биологии («Своя игра») «Химическая и структурная организация клетки» (9 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«конспект урока 9 класс»

Обобщающий урок по биологии («Своя игра»)

«Химическая и структурная организация клетки»


Цель: создать условия для развития ключевых компетенций на уроках биологии посредством приёмов и методов игровых технологий; обобщить и систематизировать знания обучающихся о химическом составе клетки, о строении клеток прокариот и эукариот.

Задачи:

- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по темам «Химический состав клетки» и «Органоиды клетки», обобщить ранее изученный материал, используя методы контроля и самоконтроля при игровой форме деятельности;

- развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать посредством выполнения различных заданий, развитие способностей выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

- создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, развития коммуникативных навыков при работе в группе в нестандартной ситуации через игровую форму деятельности посредством групповой коммуникации.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма организации учебного занятия: своя игра.

Форма работы учащихся: групповая.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, проектор.

Планируемые результаты:

Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другим точкам зрения.

Метапредметные: уметь применять информацию, полученную ранее, преобразовывать её и применять в новых условиях.

Предметные: умение оперировать понятийным аппаратом в курсе биологии, умение представлять многогранность проблем познания окружающего мира, соотносить умения и навыки, полученные на уроках естественнонаучного цикла для решения нестандартных биологических задач и проблем.


Технологическая карта урока Структура и ход учебного занятия

Этап урока и его продолжительность

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Оргмомент

Подготовительный этап

Продолжительность: 2 мин.

Определение готовности учащихся к работе, помощь в формировании групп, подборе партнёров. Определение состава команд, команды занимают свои места

Подбирают партнёров для совместной деятельности, готовят и занимают рабочие места

Коммуникативные: установление партнёрских взаимоотношений.

Личностные: самоопределение своего места в микрогруппе

2

Целеполагание и мотивация

Продолжительность: 3 мин


Знакомство с правилами игры, особенностями заданий

Анализируют предложенную ситуацию, определяют стратегию поведения игроков, ставят цели перед собой, определят круг задач и возможные пути их решения в новой нестандартной ситуации

Коммуникативные: умение коллективно обсудить проблему и принять адекватное решение

Познавательные: умение вычленить проблему и обозначить стратегию поиска путей решения предстоящих задач.

3

Актуализация знаний и умений с целью подготовки к итоговому уроку

Продолжительность: 35 мин.

Создаёт условия для самостоятельной деятельности детей по закреплению и развитию полученных знаний, оказывает востребованную ими помощь, побуждает к полному и качественному освоению знаний. Организует взаимопомощь между группами в случае затруднения при выполнении задания

В соответствии с заданной целью выполняют задания разного уровня сложности, осуществляя самостоятельную деятельность по применению предметных ЗУН, умению вычленять главное, определять проблему, анализировать полученные результаты, выдвигать гипотезы, определять и находить пути решения

Познавательные УУД: умение выстраивать логические межпредметные взаимосвязи. Умение устанавливать причинно-следственные связи, умение сравнивать и анализировать полученные результаты, умение формулировать выводы.

Коммуникативные: умение ясно и точно выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

4

Информация о домашнем задании

Продолжительность: 3 мин

Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению содержания и объёма домашней работы, предлагает определить темы, которые вызвали затруднения при выполнении заданий, установить по учебнику параграфы, в которых они рассматриваются и записать в дневник те из них, которые необходимо повторить к уроку контроля.

Самостоятельно определяют объём и содержание домашней работы.

Регулятивные: умение оценить уровень своих предметных познаний, умение определить пути коррекции знаний, умение осуществлять самоконтроль.

4

Рефлексия (подведение итогов урока)

Продолжительность: 2 мин.


Предлагает алгоритм рефлексии, просит ответить на вопросы. Что нам даёт такая форма деятельности? Урок «своя игра» - «мы за или против?». В каждой группе предлагает выдвинуть кандидата на дополнительную оценку с учётом работы группы.

Проводят самооценку результатов, высказывают мнение по поводу новой формы деятельности.

Личностные: Умение реализации я – концепции,

Коммуникативные: умение вести диалог в группе и принимать совместное решение.


Ход урока.

Вещества клетки.

  1. Что является мономером белков? Сколько типов мономеров можно встретить в составе полипептидов?

Ответ: аминокислоты, 20 аминокислот.

  1. Что такое ДНК? Что является мономером ДНК?

Ответ: дезоксирибонуклеиновая кислота (нуклеиновая кислота), нуклеотиды (А, Т, Г, Ц).

  1. Вещества, имеющие формулу Сx2О)y. Перечислить их функции.

Ответ: углеводы; энергетическая, структурная, запасающая, защитная, рецепторная.

  1. Разрушение связей в молекуле белка; нарушение пространственной структуры белковой молекулы под влиянием различных внешних воздействий.

Ответ: денатурация.

  1. Внутриядерные белки, связанные в комплекс с ДНК.

Ответ: белки-гистоны.


Органоиды клетки.

  1. Этот органоид называют «хранилищем инструкций и чертежей» строения клетки. Его нет у бактерий.

Ответ: ядро.

  1. Амилопласты, протеинопласты, элайопласты… О каком типе пластид идет речь?

Ответ: лейкопласты.

30. Поступающие в просветы полостей и канальцев ЭПС продукты биосинтеза концентрируются и транспортируются в этот органоид клетки. Он имеет следующие размеры: 5-10мкм, состоит из 3-8 сложенных стопкой, уплощенных, слегка изогнутых, дискообразных полостей.

Ответ: аппарат Гольжди.

  1. Система мембран и каналов, пронизывающих цитоплазму клеток эукариот.

Ответ: ЭПС.

50. Органоиды клеточного ядра, являющиеся носителями генов и определяющие наследственные свойства клеток и организмов.

Ответ: хромосомы.


Функции органоидов.

  1. Эти мелкие гранулярные органоиды отвечают за синтез белков в клетке. Часто образуют комплексы с ЭПС.

Ответ: рибосомы.

  1. Эти органоиды превращают энергию солнечного света в энергию макроэргических связей АТФ и синтезируют углеводы за счет этой энергии из углекислого газа воздуха.

Ответ: хлоропласты.

  1. В этом органоиде без огня и дыма, но очень эффективно «сжигаются» питательные вещества. КПД необычайно высок: 50%. Как он называется?

Ответ: митохондрия.

40. Основная функция этих органоидов – переваривание клеток хвоста головастика при его превращении в лягушку.

Ответ: лизосомы.

  1. Эти органоиды выполняют у бактерий различные функции - могут служить митохондриями, выполнять функции эндоплазматического ретикулума, аппарата Гольджи, пластид. Представляют собой многочисленные внутрицитоплазматические впячивания.

Ответ: мезосомы.


Клетки бактерий, грибов, растений, животных.

  1. В клеточной стенке этих организмов содержится хитин.

Ответ: грибы.

  1. Какой одноклеточный организм питается и как растение, и как животное?

Ответ: эвглена зеленая.

30. Запасной углевод в клетках животных.

Ответ: гликоген.

  1. Какие клетки изображены на рисунке? Каким организмам они принадлежат?

Ответ: клетки эпидермиса листа; принадлежат растениям.

  1. Деление клетки часто называют «танцем хромосом». Но хромосомы в этом «танце» не самостоятельны. Их движение связаны с органоидом, которого нет у цветковых растений. С каким органоидом?

Ответ: клеточный центр, представленный 2-мя центриолями.


Учёные.

  1. Ученые, творцы постулатов клеточной теории.

Ответ: М. Шлейден и Т. Шванн.

  1. Этот ученый впервые в научной литературе употребил термин «клетка».

Ответ: Р. Гук.

  1. Знаменитый английский ботаник, первооткрыватель хаотического теплового движения частиц, в 1831 году открывший существование ядра.

Ответ: Р. Броун.

  1. Этот ученый открыл яйцеклетку у млекопитающих, описал стадию бластулы; изучил эмбриогенез цыпленка.

Ответ: К. Бэр.

  1. Ученый, в 1859 году предложивший знаменитый тезис «Из клетки - клетка».

Ответ: Р. Вирхов.


Разное.

  1. Отгадайте ребусы (ПРИЛОЖЕНИЕ).

Ответ: Вирхов, Гук, Шлейден, Мечников, Броун.

  1. В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему клетки составляет: в печени- 18,4%, в поджелудочной железе- 7,9%,в сердце-35,8%.Объясните причину такой разницы в содержании митохондрий в клетках.

Ответ: содержание митохондрий в клетках зависит от энергетических потребностей самой клетки.

  1. Зараженные бактерии набухают, через 30 минут их клеточная стенка лопается, а на свободу выходит сотня новорожденных. Как их зовут?

Ответ: бактериофаги.

  1. Установите соответствие между белками и их функциями.

БЕЛОК

ФУНКЦИЯ

Кератин

Транспортная

Гемоглобин

Структурная

Пепсин

Регуляторная

Инсулин

Ферментативная

Миозин

Защитная

Лизоцим

Двигательная

Ответ:

БЕЛОК

ФУНКЦИЯ

Кератин

Структурная

Гемоглобин

Транспортная

Пепсин

Ферментативная

Инсулин

Регуляторная

Миозин

Двигательная

Лизоцим

Защитная


  1. В 1906 году этому ученому была присуждена Нобелевская премия. Им был открыт один из органоидов клетки, который назван в честь этого ученого.

Ответ: Камилло Гольджи.









ПРИЛОЖЕНИЕ



кровля к=х ,,,,,

И

,,,

Г



,,,,, О=Е М=Н ,,,

Ш + +

Ц=К

,,,,

+ Н В



, ,,, ,,,,

Br +

Просмотр содержимого презентации
«СВОЯ ИГРА БИО 9»

Обобщающий урок по биологии «Химическая и структурная организация клетки» СВОЯ ИГРА

Обобщающий урок по биологии

«Химическая и структурная организация клетки»

СВОЯ ИГРА

СВОЯ ИГРА Вещества клетки 10 Органоиды клетки 20 Функции органоидов 10 30 10 Клетки бактерий, грибов, растений, животных 20 10 30 20 40 Ученые 40 50 20 30 10 Разное 50 30 40 10 20 50 40 30 20 50 40 30 40 50 50

СВОЯ ИГРА

Вещества клетки

10

Органоиды клетки

20

Функции органоидов

10

30

10

Клетки бактерий, грибов, растений, животных

20

10

30

20

40

Ученые

40

50

20

30

10

Разное

50

30

40

10

20

50

40

30

20

50

40

30

40

50

50

Вещества клетки  10 Что является мономером белков? Сколько типов мономеров можно встретить в составе полипептидов?

Вещества клетки 10

  • Что является мономером белков? Сколько типов мономеров можно встретить в составе полипептидов?

  • Ответ: аминокислоты, 20 аминокислот.
Вещества клетки  20 Что такое ДНК? Что является мономером ДНК?

Вещества клетки 20

  • Что такое ДНК? Что является мономером ДНК?

  • Ответ: дезоксирибонуклеиновая кислота (нуклеиновая кислота), нуклеотиды (А, Т, Г, Ц).
Вещества клетки  30 Вещества, имеющие формулу С x (Н 2 О) y. Перечислить их функции.   Ответ: углеводы; энергетическая, структурная, запасающая, защитная, рецепторная.

Вещества клетки 30

  • Вещества, имеющие формулу С x 2 О) y. Перечислить их функции.

  • Ответ: углеводы; энергетическая, структурная, запасающая, защитная, рецепторная.

Вещества клетки  40 Разрушение связей в молекуле белка; нарушение пространственной структуры белковой молекулы под влиянием различных внешних воздействий.

Вещества клетки 40

  • Разрушение связей в молекуле белка; нарушение пространственной структуры белковой молекулы под влиянием различных внешних воздействий.

  • Ответ: денатурация.
Вещества клетки  50 Внутриядерные белки, связанные в комплекс с ДНК.

Вещества клетки 50

  • Внутриядерные белки, связанные в комплекс с ДНК.

  • Ответ: белки-гистоны.
Органоиды клетки  10 Этот органоид называют «хранилищем инструкций и чертежей» строения клетки. Его нет у бактерий.

Органоиды клетки 10

  • Этот органоид называют «хранилищем инструкций и чертежей» строения клетки. Его нет у бактерий.

  • Ответ: ядро.
Органоиды клетки  20 Амилопласты, протеинопласты, элайопласты… О каком типе пластид идет речь?

Органоиды клетки 20

  • Амилопласты, протеинопласты, элайопласты… О каком типе пластид идет речь?

  • Ответ: лейкопласты.
Органоиды клетки  30 Поступающие в просветы полостей и канальцев ЭПС продукты биосинтеза концентрируются и транспортируются в этот органоид клетки. Он имеет следующие размеры: 5-10мкм, состоит из 3-8 сложенных стопкой, уплощенных, слегка изогнутых, дискообразных полостей.

Органоиды клетки 30

  • Поступающие в просветы полостей и канальцев ЭПС продукты биосинтеза концентрируются и транспортируются в этот органоид клетки. Он имеет следующие размеры: 5-10мкм, состоит из 3-8 сложенных стопкой, уплощенных, слегка изогнутых, дискообразных полостей.

  • Ответ: аппарат Гольжди.
Органоиды клетки  40 Система мембран и каналов, пронизывающих цитоплазму клеток эукариот.

Органоиды клетки 40

  • Система мембран и каналов, пронизывающих цитоплазму клеток эукариот.

  • Ответ: ЭПС.
Органоиды клетки  50 Органоиды клеточного ядра, являющиеся носителями генов и определяющие наследственные свойства клеток и организмов.

Органоиды клетки 50

  • Органоиды клеточного ядра, являющиеся носителями генов и определяющие наследственные свойства клеток и организмов.

  • Ответ: хромосомы.
Функции органоидов  10 Эти мелкие гранулярные органоиды отвечают за синтез белков в клетке. Часто образуют комплексы с ЭПС.

Функции органоидов 10

  • Эти мелкие гранулярные органоиды отвечают за синтез белков в клетке. Часто образуют комплексы с ЭПС.

  • Ответ: рибосомы.
Функции органоидов  20 Эти органоиды превращают энергию солнечного света в энергию макроэргических связей АТФ и синтезируют углеводы за счет этой энергии из углекислого газа воздуха.

Функции органоидов 20

  • Эти органоиды превращают энергию солнечного света в энергию макроэргических связей АТФ и синтезируют углеводы за счет этой энергии из углекислого газа воздуха.

  • Ответ: хлоропласты.
Функции органоидов  30 В этом органоиде без огня и дыма, но очень эффективно «сжигаются» питательные вещества. КПД необычайно высок: 50%. Как он называется?

Функции органоидов 30

  • В этом органоиде без огня и дыма, но очень эффективно «сжигаются» питательные вещества. КПД необычайно высок: 50%. Как он называется?

  • Ответ: митохондрия.
Функции органоидов  40 Основная функция этих органоидов – переваривание клеток хвоста головастика при его превращении в лягушку.

Функции органоидов 40

  • Основная функция этих органоидов – переваривание клеток хвоста головастика при его превращении в лягушку.

  • Ответ: лизосомы.
Функции органоидов  50 Эти органоиды выполняют у бактерий различные функции - могут служить митохондриями, выполнять функции эндоплазматического ретикулума, аппарата Гольджи, пластид. Представляют собой многочисленные внутрицитоплазматические впячивания.

Функции органоидов 50

  • Эти органоиды выполняют у бактерий различные функции - могут служить митохондриями, выполнять функции эндоплазматического ретикулума, аппарата Гольджи, пластид. Представляют собой многочисленные внутрицитоплазматические впячивания.

  • Ответ: мезосомы.
Клетки  10 В клеточной стенке этих организмов содержится хитин.

Клетки 10

  • В клеточной стенке этих организмов содержится хитин.

  • Ответ: грибы.
Клетки  20 Какой одноклеточный организм питается и как растение, и как животное?

Клетки 20

  • Какой одноклеточный организм питается и как растение, и как животное?

  • Ответ: эвглена зеленая.
Клетки  30 Запасной углевод в клетках животных.

Клетки 30

  • Запасной углевод в клетках животных.

  • Ответ: гликоген.
Клетки  40 Какие клетки изображены на рисунке? Каким организмам они принадлежат?

Клетки 40

  • Какие клетки изображены на рисунке? Каким организмам они принадлежат?

  • Ответ: клетки эпидермиса листа; принадлежат растениям.
Клетки  50 Деление клетки часто называют «танцем хромосом». Но хромосомы в этом «танце» не самостоятельны. Их движение связаны с органоидом, которого нет у цветковых растений. С каким органоидом?

Клетки 50

  • Деление клетки часто называют «танцем хромосом». Но хромосомы в этом «танце» не самостоятельны. Их движение связаны с органоидом, которого нет у цветковых растений. С каким органоидом?

  • Ответ: клеточный центр, представленный 2-мя центриолями.
Ученые  10 Ученые, творцы постулатов клеточной теории.

Ученые 10

  • Ученые, творцы постулатов клеточной теории.

  • Ответ: М. Шлейден и Т. Шванн.
Ученые  20 Этот ученый впервые в научной литературе употребил термин «клетка».

Ученые 20

  • Этот ученый впервые в научной литературе употребил термин «клетка».

  • Ответ: Р. Гук.
Ученые  30 Знаменитый английский ботаник, первооткрыватель хаотического теплового движения частиц, в 1831 году открывший существование ядра.

Ученые 30

  • Знаменитый английский ботаник, первооткрыватель хаотического теплового движения частиц, в 1831 году открывший существование ядра.

  • Ответ: Р. Броун.
Ученые  40 Этот ученый открыл яйцеклетку у млекопитающих, описал стадию бластулы; изучил эмбриогенез цыпленка.

Ученые 40

  • Этот ученый открыл яйцеклетку у млекопитающих, описал стадию бластулы; изучил эмбриогенез цыпленка.

  • Ответ: К. Бэр.
Ученые  50 Ученый, в 1859 году предложивший знаменитый тезис «Из клетки - клетка».

Ученые 50

  • Ученый, в 1859 году предложивший знаменитый тезис «Из клетки - клетка».

  • Ответ: Р. Вирхов.
Разное  10 Отгадайте ребусы.

Разное 10

  • Отгадайте ребусы.

  • Ответ: Вирхов, Гук, Шлейден, Мечников, Броун.
Разное  20

Разное 20

  • В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему клетки составляет: в печени- 18,4%, в поджелудочной железе- 7,9%,в сердце-35,8%.Объясните причину такой разницы в содержании митохондрий в клетках.
Разное  30 Зараженные бактерии набухают, через 30 минут их клеточная стенка лопается, а на свободу выходит сотня новорожденных. Как их зовут?

Разное 30

  • Зараженные бактерии набухают, через 30 минут их клеточная стенка лопается, а на свободу выходит сотня новорожденных. Как их зовут?

  • Ответ: бактериофаги.
Разное  40 Установите соответствие между белками и их функциями. БЕЛОК  ФУНКЦИЯ Кератин  Транспортная Гемоглобин Структурная Пепсин Регуляторная Инсулин Ферментативная Миозин Защитная Лизоцим Двигательная

Разное 40

  • Установите соответствие между белками и их функциями.

БЕЛОК

ФУНКЦИЯ

Кератин

Транспортная

Гемоглобин

Структурная

Пепсин

Регуляторная

Инсулин

Ферментативная

Миозин

Защитная

Лизоцим

Двигательная

Разное  50 В 1906 году этому ученому была присуждена Нобелевская премия. Им был открыт один из органоидов клетки, который назван в честь этого ученого.

Разное 50

  • В 1906 году этому ученому была присуждена Нобелевская премия. Им был открыт один из органоидов клетки, который назван в честь этого ученого.

  • Ответ: Камилло Гольджи.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!