СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по физике на тему «Работа, мощность, энергия. Простые механизмы»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по физике на тему «Работа, мощность, энергия. Простые механизмы»»

МОУ Шашковская СОШ




Обобщающий урок по физике 7 класс

по теме

«Работа, мощность, энергия. Простые механизмы»







Учитель физики Костылева Е.Ю.



Цели:

Образовательная: систематизировать знания, имеющиеся у обучающихся о понятиях: «работа», «мощность», «КПД», «энергия», «кинетическая энергия», «потенциальная энергия».

Развивающая: выработать умения анализировать учебный материал; развивать логическое мышление, память.

Воспитательная: воспитывать навыки самостоятельной работы, работы в парах, способствовать формированию интереса к предмету физика.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Форма урока: традиционный.

Оборудование: доска, компьютер, рабочие тетради, карточки с задачами.



Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Детям предлагается задание на синтез слов из букв. Они должны назвать слова механическая работа, мощность, КПД, энергия, простые механизмы и сформулировать тему урока: «На сегодняшнем уроке мы с повторим ранее изученные темы и узнаем, готовы ли мы к контрольной работе».


2. Актуализация опорных знаний «Разминка».

А) Учащимся дается задание прочитать термин на слайде, показать ответ, выбрав нужную карточку, записать в таблицу обозначение данной величины и единицу её измерения. Затем дети должны записать на доске формулу, относящуюся к данной физической величине. Детям с ОВЗ можно пользоваться памяткой.

  • Физическая величина, прямо пропорциональная силе, действующей на тело, и пути, пройденному им в направлении действия силы.

  • Физическая величина, равная отношению работы, совершаемой в течение некоторого времени, к этому времени.

  • Отношение полезной работы к полной работе..

  • Физическая величина, характеризующая способность тела совершать работу.

  • Энергия, которой обладают все движущиеся тела.

  • Энергия, которая определяется взаимным расположением взаимодействующих тел.



3. Работа над тестовыми заданиями в парах


Какой из простых механизмов может дать больший выигрыш в работе — рычаг, наклонная плоскость или подвижный блок?

1) рычаг

2) наклонная плоскость

3) подвижный блок

4) ни один простой механизм ни дает выигрыша в работе

Рычаг дает выигрыш в силе в 5 раз. Каков при этом выигрыш или проигрыш в расстоянии?

  1. выигрыш в 5 раз

  2. нет ни выигрыша, ни проигрыша

  3. проигрыш в 5 раз

  4. выигрыш или проигрыш в зависимости от скорости движения

На рычаг действуют две силы, плечи которых равны 0,1 м и 0,3 м. Сила, действующая на короткое плечо, равна 3 Н. Чему должна быть равна сила, действующая на длинное плечо, чтобы рычаг был в равновесии?

F1 · d1 = F2 · d2

3 Н  ·  0,1 м = F2 ·  0,3 м

Груз какого максимального веса можно поднять с помощью подвижного блока, прикладывая силу 300 Н?

  1. 150 Н

  2. 300 Н

  3. 450 Н

  4. 600 Н


4. Физкульминутка

Сегодня физика для нас

Даст на всё она ответы (руки поднимаем, опускаем)

Почему сегодня ветер? ( круговые движения руками )

Почему растает лёд

Возле тёплой печки , ( присели- встали)

Почему легко задуть

Пламя яркой свечки? ( подули на руку)

Почему нам в море плавать

Так легко и просто , (имитируем движения пловца)

Почему нельзя увидеть

Днём на небе звёзды ? ( поморгали глазами)

Как нам правильно стирать

Белое, цветное… (имитируем стирку)

Как мы можем ощутить

Тяготение земное. ( подпрыгнули)

Всё расскажет вам наука

Очень замечательная, (дыхательные упражнения)

Мы желаем изучать

Вам её внимательно.

5. Решение задач. 

Леопард, массой 80 кг, спит на ветке дерева. Определите потенциальную энергию леопарда, если высота ветки над землей 2 метра.

1.Один ребёнок решает у доски, остальные в тетради.

2. Решение задач, каждому выданных на карточках.

ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ

1. Акула массой 250 кг плывет со скоростью 18 км/ч. Определите ее кинетическую энергию.



2. При падении воды массой 2 т совершается работа 400 кДж. С какой высоты падает вода?

3. Вентилятор мощностью 400 Вт совершил работу 24 кДж. Какое время он работал?

4. Определите мощность насоса, который подает воду объемом 4,5 м3 на высоту 5 м за 5 мин.


5. При равновесии рычага на его меньшее плечо действует сила 3 кН, на большее 1,5 кН. Длина меньшего плеча 50 см. Определите длину большего плеча.

6. При равномерном перемещении груза массой 15 кг по наклонной плоскости, динамометр, присоединенный к грузу, показывал силу, равную 40 Н. Вычислите КПД наклонной плоскости, если ее длина 1,8 м, высота 30 см.

6. Домашнее задание: задачи

7. Подведение итогов.

Какие знания по теме мы обобщили и закрепили.

Как работали дети на уроке. Выставление оценок за урок.

Ученики высказывают свои впечатления по уроку.



Решать задачи можно вечно,

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем вам за урок,

А главное, чтоб он был впрок

Урок окончен. Всем спасибо.

А. Задачи на расчет работы:

1. В каком случае совершается большая работа: при действии силы 6Н на расстоянии 70 см или при действии силы 7Н на расстоянии 0,8 м?

2. Из ведра с высоты 1,5 м высыпали 15 кг угля. Найти работу силы тяжести.


3. При равномерном подъёме гранитной плиты на высоту 12 м была совершена работа 624кДж. Определите объем плиты. Плотность гранита считать равной 2600 кг /м3 .

Б. Задачи на расчет мощности:

1. Найдите мощность, развиваемую колесным трактором, движущимся со скоростью 36 км/ ч при силе тяги 12,8 кН.

2. Какой мощностью должно обладать подъемное устройство, чтобы за 20с поднять груз массой 500кг на высоту 48м ?

3. Полезная мощность насоса 10000Вт. Какой объем воды может поднять этот насос на поверхность земли с глубины 18 м в течение 30мин? Плотность воды принять равной 1000кг /м3

В. Задачи на расчет КПД:

1. При равномерном перемещении груза весом 150 Н по наклонной плоскости динамометр, привязанный к грузу, показывал силу 40Н. Определите КПД наклонной плоскости, если её длина 1,8 м, а высота – 0,3 м.


2. Определите КПД рычага, с помощью которого груз массой 80кг был поднят равномерно на высоту 90см. При этом длинное плечо рычага, к которому была приложена сила 500 Н, опустилось на расстояние 1,8м.


3. При помощи подвижного блока КПД которого 91%, равномерно поднимают груз, действуя на веревку с силой 220Н. Определите массу груза.


В. Задачи на условие равновесия тела с закрепленной осью вращения:

1. К рычагу слева приложена сила 4Н, плечо этой силы 0,5м. каким должно быть плечо силы 10Н, чтобы рычаг находился в равновесии?

2. К концам невесомого рычага приложены силы 40Н и 240Н. расстояние от точки опоры до меньшего груза равно 6см. Определите длину рычага, если он находится в равновесии.

3. Два малых по размерам груза массами 4кг и 2кг скреплены невесомым стержнем длиной 0,6м. Центр тяжести такой системы находится на расстоянии, равном:

1) 0,20м; 2) 0,15м;

3) 0,25м.; 4)0,30м; 5) 0,10м



Механическая работа

Мощность

Энергия

КПД

Простые механизмы

Потенциальная энергия

Кинетическая энергия
















Б

А

Р

О

А

Т



М

Щ

О

Т

С

Н

Ь

О

Л

Б

К

О





Р

Ч

А

Ы

Г




Н

Э

Р

И

Е

Я

Г
























Физическая величина

Обозначение

Единица измерения

Мощность



КПД



Энергия



Работа



Кинетическая энергия



Потенциальная энергия









Физическая величина

Обозначение

Единица измерения

Мощность



КПД



Энергия



Работа



Кинетическая энергия



Потенциальная энергия









1.Какой из простых механизмов может дать больший выигрыш в работе — рычаг, наклонная плоскость или подвижный блок?

1. рычаг

2. наклонная плоскость

3. подвижный блок

4. ни один простой механизм ни дает выигрыша в работе


2.Рычаг дает выигрыш в силе в 5 раз. Каков при этом выигрыш или проигрыш в расстоянии?

  1. выигрыш в 5 раз

  2. нет ни выигрыша, ни проигрыша

  3. проигрыш в 5 раз

  4. выигрыш или проигрыш в зависимости от скорости движения


3.На рычаг действуют две силы, плечи которых равны 0,1 м и 0,3 м. Сила, действующая на короткое плечо, равна 3 Н. Чему должна быть равна сила, действующая на длинное плечо, чтобы рычаг был в равновесии?

F1 · d1 = F2 · d2

3 Н  ·  0,1 м = F2 ·  0,3 м


4.Рычаг находится в равновесии под действием двух сил. Сила F1 = 4 H. Какова сила F2, если плечо силы F1 равно 15 см, а плечо силы F2 равно 10 см?

  1. 4 Н

  2. 0,16 Н

  3. 6 Н

  4. 2,7 Н





















Итоговый тест

Вариант 1

  1. Совершается ли работа:

Стальной шарик катится по гладкому льду ( отсутствует трение о лед и сопротивление воздуха )

А. Да Б. Нет

2. Переведите значение мощности Р = 20 кВт в СИ

А. 20000 Вт Б. 2000 Вт

3. Сила действующая на рычаг равна 50 Н, а плечо силы 10 см; Момент силы равен :

А. 5 Нм Б. 50 Нм

4. Для накачивания воды в бак водонапорной башни на высоту 20 м используется насос. Определите мощность насоса, если он накачивает в бак 1,5 м воды в минуту. ( плотность воды 1000 кг/ м )

А. 20 кВт Б. 10 кВт

5. Шарик, подвешенный на нити, поднят на высоты 20 см, а затем его отпускают и он движется с некоторой скоростью. Определите скорость шарика.

А. 2 м/с Б. 4 м/с




Вариант 2

  1. Совершается ли работа: гиря стоит на столе

А. Нет Б. Да

2. Переведите значение работы А = 5 Мдж в СИ

А. 5000 Дж Б. 5000000 Дж

3. Какой потенциальной энергией обладает тело массой 1 кг на высоте 10 м

А. 100 Дж Б. 1000 Дж

4. Подъемный кран с мощностью электродвигателя 5,8 кВт равномерно поднимает поддон кирпича массой 2000 кг на высоту 16 м. Определите время подъема

А. 108 с. Б. 118 с.

5. Шарик, подвешенный на нити, поднят на высоту 80 см., а затем его отпускают и он движется с некоторой скоростью. Определите скорость шарика.

А. 4 м/с Б. 2 м/с




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!