СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» для 9 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный урок содержит много  интересных сведений о комадии Грибоедова

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» для 9 класса»

Урок 4-5. Тема: «Обобщающий урок по комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума» 9 класс


Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об

особенностях композиции, сюжета и языка комедии.

Задачи: 

  1. Формирование умения отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.

  2. Воспитание коллективизма, взаимовыручки, взаимоподдержки.

  3. Развитие внимания, воображения, артистизма.


Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Опрос домашнего задания (чтение наизусть монолога из произведения).

  3. Объявление темы и целей урока. Работа с темой урока: эпиграф: «…до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы». А. А. Блок.

- Вы уже изучили комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума». Понравилась ли она вам? Сегодня мы еще раз обратимся к этой великой комедии, к этому, по словам А. Блока, «до сих пор неразгаданному и, может быть, величайшему творению всей нашей литературы». Проведем мы наш урок с использованием технологии «Обучение в сотрудничестве». Для этого вы разделились на две команды. На этом уроке нужно показать не только хорошее знание произведения, но и взаимопомощь, взаимовыручку, сотрудничество в команде, в общем, командный дух. Вашим девизом должен быть «Один за всех, и все за одного».

1 задание. Оно поможет вам понять, насколько вы настроены работать дружно, слаженно. За одну минуту вам нужно сесть за столом по алфавиту ваших полных имен по часовой стреле, дать название команде и записать его на листочке. За скорость выполнения заданий и правильность я буду давать вам жетоны – закладки, которые останутся на память о нашем уроке. Команда готова, когда все члены команды дружно поднимают руки. Итак, за одну минуту нужно сесть по алфавиту ваших полных имен по часовой стрелке и придумать название команде. Время пошло. (Учащиеся выполняют задание.) А теперь представимся. (Ученики называют свои имена и хором название команды. Раздаются жетоны) Очень приятно! Все готовы к работе!

2 задание. Эпиграфом ко второму заданию станут слова А. С. Пушкина: «О стихах я не говорю – половина должна войти в пословицу». Так ли это? Да, читая комедию, вы, наверное, встретили много знакомых ранее крылатых фраз, афоризмов. Вспомним их еще раз. Задание: за две минуты необходимо вспомнить и закончить афоризмы. Можно пользоваться текстами. Посыльные – за листочками с заданием. Итак, время пошло. (Учащиеся выполняют задание).

- Для проверки поменяйтесь листочками. А буду читать начало афоризма, а вы все хором его окончание. Напротив правильного ответа ставьте галочку. Посчитайте количество правильных ответов. Выигравшей команде – жетон.

3 задание. Эпиграфом к третьему заданию станут слова Н. В. Гоголя: «Драма живет только на сцене». Давайте и мы покажем небольшие сценки из комедии. У меня в руках листочки с крылатыми фразами. За 2 минуты нужно найти отрывок, который заканчивается этой фразой и сыграть его. Продолжительность эпизода – не более минуты. Посыльные – за листочками. (Учащиеся выполняют задание). Команда, лучше справившаяся с заданием, получает жетоны.

4 задание. Его мы назовем «А судьи кто?» После выхода в свет комедии «Горе от ума» по ее поводу было высказано много разных мнений, написано критических статей. Всех восхищал язык комедии, об этом мы говорили в начале урока. А вот о главном герое – Чацком – мнения были разные, порой противоречивые. Давайте прочитаем несколько высказываний о Чацком различных писателей и критиков

1. «А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На балу московским бабушками? Молчалину? Это непростительно».

(А. С. Пушкин. Из письма к А. А. Бестужеву)



2. «Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы. Чацкий прежде всего – честная и деятельная натура, притом еще натура борца, то есть натура в высшей степени страстная»

(А. Григорьев. Из статьи «По поводу нового издания старой вещи»).



3. «…сам Чацкий показывает только стремление чем-то сделаться, выражает только негодованье противу того, что презренно и мерзко в обществе, но не дает в себе образца обществу»

(Н. В. Гоголь. Из статьи «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность»



4. «Чацкий не только умнее прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть сердце, и при том он безукоризненно честен. Он искренний и горячий деятель…»

(И. А. Гончаров. Из статьи «Мильон терзаний»).

Задание: необходимо всей команде за две минуты, опираясь на высказывания критиков о Чацком, выработать свое, командное, мнение об этом литературном герое и приготовиться к защите своей позиции. Время пошло – начали.

Члены команд по очереди высказывают свое мнение и подтверждают примерами из текста. За самые убедительные доказательства команды получают жетоны.

  1. Подведение итога. А теперь посчитаем количество закладок и похлопаем команде-победительнице. Молодцы, все поработали замечательно!

Выставление оценок

  1. Заключительное слово. – О великой комедии можно говорить бесконечно. В заключение я прочитаю вам стихотворение Булата Окуджавы «Грибоедов в Цинандали».

Цинандальского парка осенняя дрожь.

Непредвиденный дождь. Затяжной.

В этот парк я с недавнего времени вхож –

Мы почти породнились с княжной.

Петухи в Цинандали кричат до зари:

То ли празднуют, то ли грустят…

Острословов очкастых не любят цари –

Бог простит, а они не простят.

Петухи в Цинандали пророчат восход,

И под этот заманчивый крик

Грибоедов, как после венчанья, идет

По Аллее Любви напрямик,

Словно вовсе и не было дикой толпы.

  1. Домашнее задание: сочинение по произведению.