Элементы игры на уроке русского языка в 5 классе. « Путешествие с Незнайкой». ( Обобщающий урок по теме « Фонетика»)
Калиничева Е.В., учитель русского языка и литературы. МКОУ« СОШ» , с. Щелканово
Цели урока:
1.Повторить и закрепить изученное по теме
«Фонетика и Графика»;
2.Формировать у учащихся навык работы в группах.
Этапы « Путешествия»:
1. « Подготовка к полету».
2. « На старт !»
3. « Путешествие началось !»
4. « Путешествие заканчивается».
Этап « Подготовка к полету»
Словарный диктант.
Отправиться в путешествие, захватить парашюты, прикрепить мешочки с песком, на дне корзины юный помощник, пришел пораньше, просьба поспешить, лететь на воздушном шаре, серебристые облака, изящная птичка, узкий мостик, чудесная местность.
Этап « На старт !»
Фронтальный опрос по теме « Фонетика и Графика» ( в группах; по цепочке и т.п .)
Этап « Путешествие началось».
Орфографическая станция .
Задание : найдите в тексте слова с безударной гласной в корне; подберите проверочные слова.
… Уж первый снег проносится, белея,
И тихо падает. Уже вода
Застыла на поверхности пруда,
Листва редеет, и светлей аллея...
Задание: прочитайте текст. В каких словах произношение согласных звуков не совпадает с их обозначением на письме. Какое фонетическое явление наблюдается в этих словах?
...Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег, сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замерз,
Насквозь продрогли елки…
Какие слова «оживляют» природу?
Синтаксическая станция.
Задание : произвести синтаксический разбор предложения, составить схему. Указать слова, в которых есть только звонкие согласные.( фонетический разбор слова перья ).
По России морозы
Распушили деревья.
И рисуют на окнах
Лебединые перья.
Алфавитная станция.
Задание: расшифруйте слова.
1) 2, 21, 12, 3, 1, 18, 30.
2) 4, 18, 1, 14, 16, 20, 1.
Задание : прочитайте буквы.
Ж, К, Л, М, П, С, Т, Ф, Х, Ш, Щ.
Задание: сколько звуков в словах:
Я, МОЯ, ЮГ, ЯМА, СЕЛЬДЬ, ВОЗЬМУ.
Орфоэпическая станция
Задание: как правильно прочитать слова?
Конечно, чтобы, гигантский, машинистка, счастливый, модель,
ателье, шофер, дождь, красивее, яичница, скучно.
Задание: сколько звуков « ш» в этом тексте?
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки –
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели по дорожке, и щелкали орешки
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно!
Если кошке по пути, отчего не подвезти!
Этап «путешествие заканчивается»
Задание: помоги Незнайке.
Перенес слова Незнайка:
За – йка, ле – йка, ча – йка, ма – йка,
у – ши, ше – я, ло – б, гла – за,
О –вцы, у – тки, ко – нь, ко – за.
А еще он перенес:
ро – жь, я – чмень, гор – ох, о – вес,
Зо – я, Гри – ша, Тим – офей,
А – ня, О – ля и Се – ргей.
Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?