СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по русскому языку по теме: «Наречие» 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлена разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Наречие» с использованием приемов технологии развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по русскому языку по теме: «Наречие» 7 класс»

Обобщающий урок по русскому языку по теме: «Наречие» 7 класс


Глухова Александра Павловна - учитель

русского языка и литературы МБОУ «Кадетская

школа имени генерал-майора милиции

В,А, Архипова» г. Чебоксары


Аннотация

Одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается более глубокое и более полное усвоение учебного материала по русскому языку и литературе, является технология развития критического мышления. Она способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных связей. Развивает мыслительные навыки учащихся, делает образование личностно-ориентированным, помогает связи обучения с жизнью. В данной работе представлена разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Наречие» с использованием приемов технологии развития критического мышления. Урок сопровождается презентацией.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

  • подготовительный — стадия вызова;

  • собственно восприятие нового — смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

  • присвоение информации — стадия рефлексии.

Цель: обобщить и систематизировать учебную информацию по теме «Наречие»

Задачи:

  • организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при изучении темы знания, умения, навыки;

  • способствовать развитию орфографической и речевой грамотности, зоркости, смекалки, творческих способностей и воспитанию любви к русскому языку, воспитанию духа здорового соперничества и взаимоподдержки.

Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации материала

Технология: критическое мышление

Приемы технологии развития критического мышления: кластер, ЗУХ

Формы работы: индивидуальная, парная


Ход урока:

  1. Организационный момент (слайд 2)

Учитель:

- Прозвенел звонок для вас.

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу: класс ваш хоть куда!

Мы начнем урок, друзья!

- Ребята, сегодня мы работаем на маршрутных листах, которые приготовлены специально для урока. В них вы будете производить все необходимые действия и разборы, а в конце урока сдадите на проверку.

Открываем свои тетради и записываем сегодняшнее число. А вот тему урока вы определите сами, разгадав загадку.

— Разгадайте загадку «Составь слово», чтобы узнать, о какой части речи сегодня пойдёт разговор (слайд 3).

От слова изречение взять корень;

От слова навыпуск взять приставку;

Окончание слова одеяние.

- Записываем тему урока «Наречие». ( слайд 4)

1.Актуализация знаний

- Запишите 4 термина, найдите среди них «Четвёртое лишнее»: Сказуемое, наречие, определение, дополнение (обстоятельство) (слайд 5)

Лишним является термин наречие, так как 3 термина называют члены предложения, а лишний называет часть речи

- Давайте повторим, что знаем о наречии

Запишите это в своей таблице «ЗУХ» (Лист сопровождения)

Знаю

Узнал на уроке

Хочу узнать






Выявить то, что прописали в 1 графе таблицы, нацелить на работу.



I. Вызов

Прием «Кластер»

Вызываются 3 ученика для составления кластеров, дать им время для обдумывания.

Первый ученик составляет 1 кластер по теме «Наречие как часть речи» (слайд 6).

Пока составляется кластер, остальные пишут творческий диктант.

По лексическому значению определить слово и записать его.

1. Друзья, оставшиеся в классе один на один (наедине).

2. Лист бумаги, сложенный в четыре раза (вчетверо).

3. Равнина, разделенная оврагом пополам (надвое).

4. Дежурные, убиравшие класс два раза (дважды).

5.Брошюры, купленные попутно с книгами (заодно).

- Проверяем теорию 1 кластер (учащиеся по одному выходят и называют содержание блока) Это значение, вопросы, морфологические признаки, роль в предложении, степени сравнения и разряды (эти блоки выделены другим цветом).

- Почему два блока выделены другим цветом? (эти блоки нужно дополнить)

Второй ученик составляет кластер 2 по теме «Разряды наречий» (слайд 7)

- Проверяем кластер 2 «Разряды.

- На маршрутном листе, по которым я буду оценивать вас, есть таблица (слайды 8). Посмотрите и вспомните значения и вопросы, на которые отвечают наречия.

Разряд

Вопросы

Примеры

Наречия места

Где? Куда? Откуда?


Наречия времени

Когда? С каких пор? До каких пор?


Наречия причины

Почему?


Наречия цели

Зачем?


Наречия образа действия

Как? Каким образом?


Наречия меры

На сколько? В какой степени? Сколько ? Во сколько?

В какой мере?



- О чем же говорят наречия? (О том, как, когда, где, по какой причине и с какой целью происходит действие).

- Что нам поможет определить группу наречия? (вопрос)

- Давайте сопоставим ваши таблицы с таблицей на слайде 9.

Третий ученик составляет кластер по теме «Степени сравнения наречий»

- Проверяем кластер 3 «Степени сравнения» Объясните, как образуются степени сравнения, с помощью каких слов и морфем.

Устно показать образование сравнительной и превосходной степени от наречия красиво, далеко, высоко.

красиво - красивее - наиболее красиво (красивее всех)

далеко - дальше - дальше всех

высоко - выше - выше всех 

II. Стадия осмысления содержания.

С теорией справились, закрепим ее на практике

Взаимопроверка (поставить друг другу + или – )

Тестирование «Наречие это»..

- Посмотрите на слайд 10, рядом с цифрами вы будете ставить “+”, если вы согласны с утверждением, и “-”, если не согласны. Ответы отметьте в маршрутных листах.

  1. Наречие – это самостоятельная часть речи.

  2. Наречие – служебная часть речи.

  3. Наречие не имеет окончания.

  4. Наречие – изменяемая часть речи.

  5. Наречие обозначает признак предмета по действию

  6. Наречие обозначает признак действия.

  7. В предложении наречие играет роль обстоятельства.

  8. Наречие может отвечать на вопрос сколько?

  9. Наречие имеет форму слова.

  10. Наречия можно разделить на смысловые группы.

Задание: обменялись друг с другом листочками и проверили работы. На слайде 11 вывешены правильные ответы, сравните их с тем, что у вас получилось.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

+ + + - + + - + - -

Неправильные ответы зачеркнуть, подсчитать количество неправильных ответов. Если сделана 1 ошибка или не сделано ни одной, то поставьте “5”, если 2 ошибки – “4”, если 3 или 4 ошибки, то “3”.

Индивидуальное задание, Сделать устно морфологический разбор наречия в предложении Ложатся тихо3 ночи тени.(И.Суриков)

Ложатся тихо

  1. Наречие, обозначает признак действия;

  2. Ложатся (как) тихо неизменяемое, определительное наречие;

  3. В предложении является обстоятельством

Физкультминутка (слайд 12)

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперед смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Творческая работа с текстом: вставьте подходящие по смыслу наречия, определите разряд. Конкурс на лучшую работу, сравнение с авторским текстом. ( Слайды 13-14)

Начинает смеркаться. Солнце … опускается за лес. Оно бросает несколько … тёплых лучей, которые прорезывают огненной полосой весь лес, обливая верхушки сосен.

Всё слилось … в серую, … в тёмную массу. Пение птиц … ослабевало.

… они совсем замолкли.

(пропущенные наречия: уже, чуть-чуть, сначала, потом, постепенно, вскоре)

Авторский текст. Начинает смеркаться. Солнце уже опускается за лес. Оно бросает несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес, обливая золотом верхушки сосен. Всё слилось сначала в серую, потом в тёмную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли.

Игра «Корректор» (слайд 15)

Поиграем в корректора. Найдите ошибки с следующем тексте:

Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понесся по саду. Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь.

Работа в парах. Замените фразеологизмы синонимами (наречиями) (слайды 16-17). Определите разряды наречий.. К доске выходят по 2 ученика. Один заполняет графу Наречие, второй – разряд этого наречия.

Фразеологизм

Наречие

Разряд

Положа руку на сердце

честно

Образа действия

У чёрта на куличках

далеко

наречие места

Битый час

долго

наречие времени

Бок о бок

рядом

наречие места

Душа в душу

дружно

наречие образа действия

Кот наплакал

мало

наречие меры и степени

Ни свет ни заря

рано

наречие времени


Самостоятельная работа (слайд 18)

- Прочитайте предложения. К какой части речи относятся выделенные слова?

Выпишите наречия и укажите, к каким группам по значению они относятся.

  • Но однажды поутру прискакала кенгуру.

  • Невдалеке тускло блестела река.

  • На берегу реки теперь стало совсем темно.

  • Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.

  • Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло!

Коллективная проверка “по цепочке” с объяснением. (Слайд №18).

  • Однажды поутру - время

  • Невлалеке – место

  • Тускло- образа действия

  • Теперь-время

  •  совсем - степень

  1. Рефлексия

- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Оцените личное отношение к проведенному уроку.

На уроке я чувствовал(а) себя ……….. (комфортно, удобно, хорошо)

Информацию о наречии я запомнил(а)………. (хорошо, крепко, с трудом, плохо)

Урок прошёл …………. (быстро, весело, интересно, скучно)

Синквейн о наречии:

1. Наречие

2. Несклоняемое, неспрягаемое ( т.е неизменяемое)

3. Поясняет, уточняет, раскрывает.

4. Наречие обогащает нашу речь.

5. Уточнение.

Составьте пожелание гостям с использованием наречий.
1.___________________ не болеть.

2.___________________ выглядеть.

3.___________________ улыбаться.

4.____________________быть преданными своему делу.

5.Живите _______________.

Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно отражаются на доске.

Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра «Хороший зимний денек» (используя наречия: сегодня, светло, весело, дружно, слегка, вдали, мгновенно и др.)


Литература:

  1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот. работников образования. 2005. Вып. 2. 94 c.

  2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.

  3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. Для учителя. М.: Просвещение, 2004. 173 c.

  4. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя. М., Просвещение, 2001, стр. 46-94.

  5. Нарушевич А.Г. «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку».

  6. Сенина Н.А. «Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс». Ростов-на-Дону. Издательство «Легион», 2009

  7. Фёдорова М.В Уроки русского языка в 7 классе». Москва. Издательство «Просвещение», 2001.

  8. Шарова Н.А. «Русский язык. Тематические тесты. Итоговое тестирование. Система подготовки 9-11 классы». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009