Обобщающий урок по русскому языку по теме: «Наречие» 7 класс
Глухова Александра Павловна - учитель
русского языка и литературы МБОУ «Кадетская
школа имени генерал-майора милиции
В,А, Архипова» г. Чебоксары
Аннотация
Одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается более глубокое и более полное усвоение учебного материала по русскому языку и литературе, является технология развития критического мышления. Она способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных связей. Развивает мыслительные навыки учащихся, делает образование личностно-ориентированным, помогает связи обучения с жизнью. В данной работе представлена разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Наречие» с использованием приемов технологии развития критического мышления. Урок сопровождается презентацией.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:
подготовительный — стадия вызова;
собственно восприятие нового — смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
присвоение информации — стадия рефлексии.
Цель: обобщить и систематизировать учебную информацию по теме «Наречие»
Задачи:
организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при изучении темы знания, умения, навыки;
способствовать развитию орфографической и речевой грамотности, зоркости, смекалки, творческих способностей и воспитанию любви к русскому языку, воспитанию духа здорового соперничества и взаимоподдержки.
Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации материала
Технология: критическое мышление
Приемы технологии развития критического мышления: кластер, ЗУХ
Формы работы: индивидуальная, парная
Ход урока:
Организационный момент (слайд 2)
Учитель:
- Прозвенел звонок для вас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу: класс ваш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья!
- Ребята, сегодня мы работаем на маршрутных листах, которые приготовлены специально для урока. В них вы будете производить все необходимые действия и разборы, а в конце урока сдадите на проверку.
Открываем свои тетради и записываем сегодняшнее число. А вот тему урока вы определите сами, разгадав загадку.
— Разгадайте загадку «Составь слово», чтобы узнать, о какой части речи сегодня пойдёт разговор (слайд 3).
От слова изречение взять корень;
От слова навыпуск взять приставку;
Окончание слова одеяние.
- Записываем тему урока «Наречие». ( слайд 4)
1.Актуализация знаний
- Запишите 4 термина, найдите среди них «Четвёртое лишнее»: Сказуемое, наречие, определение, дополнение (обстоятельство) (слайд 5)
Лишним является термин наречие, так как 3 термина называют члены предложения, а лишний называет часть речи
- Давайте повторим, что знаем о наречии
Запишите это в своей таблице «ЗУХ» (Лист сопровождения)
Знаю | Узнал на уроке | Хочу узнать |
|
|
|
Выявить то, что прописали в 1 графе таблицы, нацелить на работу.
I. Вызов
Прием «Кластер»
Вызываются 3 ученика для составления кластеров, дать им время для обдумывания.
Первый ученик составляет 1 кластер по теме «Наречие как часть речи» (слайд 6).
Пока составляется кластер, остальные пишут творческий диктант.
По лексическому значению определить слово и записать его.
1. Друзья, оставшиеся в классе один на один (наедине).
2. Лист бумаги, сложенный в четыре раза (вчетверо).
3. Равнина, разделенная оврагом пополам (надвое).
4. Дежурные, убиравшие класс два раза (дважды).
5.Брошюры, купленные попутно с книгами (заодно).
- Проверяем теорию 1 кластер (учащиеся по одному выходят и называют содержание блока) Это значение, вопросы, морфологические признаки, роль в предложении, степени сравнения и разряды (эти блоки выделены другим цветом).
- Почему два блока выделены другим цветом? (эти блоки нужно дополнить)
Второй ученик составляет кластер 2 по теме «Разряды наречий» (слайд 7)
- Проверяем кластер 2 «Разряды.
- На маршрутном листе, по которым я буду оценивать вас, есть таблица (слайды 8). Посмотрите и вспомните значения и вопросы, на которые отвечают наречия.
Разряд | Вопросы | Примеры |
Наречия места | Где? Куда? Откуда? | |
Наречия времени | Когда? С каких пор? До каких пор? | |
Наречия причины | Почему? | |
Наречия цели | Зачем? | |
Наречия образа действия | Как? Каким образом? | |
Наречия меры | На сколько? В какой степени? Сколько ? Во сколько? В какой мере? | |
- О чем же говорят наречия? (О том, как, когда, где, по какой причине и с какой целью происходит действие).
- Что нам поможет определить группу наречия? (вопрос)
- Давайте сопоставим ваши таблицы с таблицей на слайде 9.
Третий ученик составляет кластер по теме «Степени сравнения наречий»
- Проверяем кластер 3 «Степени сравнения» Объясните, как образуются степени сравнения, с помощью каких слов и морфем.
Устно показать образование сравнительной и превосходной степени от наречия красиво, далеко, высоко.
красиво - красивее - наиболее красиво (красивее всех)
далеко - дальше - дальше всех
высоко - выше - выше всех
II. Стадия осмысления содержания.
С теорией справились, закрепим ее на практике
Взаимопроверка (поставить друг другу + или – )
Тестирование «Наречие это»..
- Посмотрите на слайд 10, рядом с цифрами вы будете ставить “+”, если вы согласны с утверждением, и “-”, если не согласны. Ответы отметьте в маршрутных листах.
Наречие – это самостоятельная часть речи.
Наречие – служебная часть речи.
Наречие не имеет окончания.
Наречие – изменяемая часть речи.
Наречие обозначает признак предмета по действию
Наречие обозначает признак действия.
В предложении наречие играет роль обстоятельства.
Наречие может отвечать на вопрос сколько?
Наречие имеет форму слова.
Наречия можно разделить на смысловые группы.
Задание: обменялись друг с другом листочками и проверили работы. На слайде 11 вывешены правильные ответы, сравните их с тем, что у вас получилось.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ + + - + + - + - -
Неправильные ответы зачеркнуть, подсчитать количество неправильных ответов. Если сделана 1 ошибка или не сделано ни одной, то поставьте “5”, если 2 ошибки – “4”, если 3 или 4 ошибки, то “3”.
Индивидуальное задание, Сделать устно морфологический разбор наречия в предложении Ложатся тихо3 ночи тени.(И.Суриков)
Ложатся тихо
Наречие, обозначает признак действия;
Ложатся (как) тихо неизменяемое, определительное наречие;
В предложении является обстоятельством
Физкультминутка (слайд 12)
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Творческая работа с текстом: вставьте подходящие по смыслу наречия, определите разряд. Конкурс на лучшую работу, сравнение с авторским текстом. ( Слайды 13-14)
Начинает смеркаться. Солнце … опускается за лес. Оно бросает несколько … тёплых лучей, которые прорезывают огненной полосой весь лес, обливая верхушки сосен.
Всё слилось … в серую, … в тёмную массу. Пение птиц … ослабевало.
… они совсем замолкли.
(пропущенные наречия: уже, чуть-чуть, сначала, потом, постепенно, вскоре)
Авторский текст. Начинает смеркаться. Солнце уже опускается за лес. Оно бросает несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес, обливая золотом верхушки сосен. Всё слилось сначала в серую, потом в тёмную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли.
Игра «Корректор» (слайд 15)
Поиграем в корректора. Найдите ошибки с следующем тексте:
Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понесся по саду. Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь.
Работа в парах. Замените фразеологизмы синонимами (наречиями) (слайды 16-17). Определите разряды наречий.. К доске выходят по 2 ученика. Один заполняет графу Наречие, второй – разряд этого наречия.
Фразеологизм | Наречие | Разряд |
Положа руку на сердце | честно | Образа действия |
У чёрта на куличках | далеко | наречие места |
Битый час | долго | наречие времени |
Бок о бок | рядом | наречие места |
Душа в душу | дружно | наречие образа действия |
Кот наплакал | мало | наречие меры и степени |
Ни свет ни заря | рано | наречие времени |
Самостоятельная работа (слайд 18)
- Прочитайте предложения. К какой части речи относятся выделенные слова?
Выпишите наречия и укажите, к каким группам по значению они относятся.
Но однажды поутру прискакала кенгуру.
Невдалеке тускло блестела река.
На берегу реки теперь стало совсем темно.
Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.
Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло!
Коллективная проверка “по цепочке” с объяснением. (Слайд №18).
Однажды поутру - время
Невлалеке – место
Тускло- образа действия
Теперь-время
совсем - степень
Рефлексия
- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Оцените личное отношение к проведенному уроку.
На уроке я чувствовал(а) себя ……….. (комфортно, удобно, хорошо)
Информацию о наречии я запомнил(а)………. (хорошо, крепко, с трудом, плохо)
Урок прошёл …………. (быстро, весело, интересно, скучно)
Синквейн о наречии:
1. Наречие
2. Несклоняемое, неспрягаемое ( т.е неизменяемое)
3. Поясняет, уточняет, раскрывает.
4. Наречие обогащает нашу речь.
5. Уточнение.
Составьте пожелание гостям с использованием наречий.
1.___________________ не болеть.
2.___________________ выглядеть.
3.___________________ улыбаться.
4.____________________быть преданными своему делу.
5.Живите _______________.
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно отражаются на доске.
Домашнее задание:
Сочинение-миниатюра «Хороший зимний денек» (используя наречия: сегодня, светло, весело, дружно, слегка, вдали, мгновенно и др.)
Литература:
Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот. работников образования. 2005. Вып. 2. 94 c.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. Для учителя. М.: Просвещение, 2004. 173 c.
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя. М., Просвещение, 2001, стр. 46-94.
Нарушевич А.Г. «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку».
Сенина Н.А. «Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс». Ростов-на-Дону. Издательство «Легион», 2009
Фёдорова М.В Уроки русского языка в 7 классе». Москва. Издательство «Просвещение», 2001.
Шарова Н.А. «Русский язык. Тематические тесты. Итоговое тестирование. Система подготовки 9-11 классы». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009