СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по русскому языку по теме "Причастие" для обучающихся 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по русскому языку по теме "Причастие" для обучающихся 7 класса»



Разработку подготовил

учитель русского языка и литературы

Григоренко Татьяна Валериевна



Цель: обобщить знания, полученные при изучении темы «Причастие»

Задачи:

Обучающая: закрепить познания о причастиях, их правописание, умение находить причастия в тексте, составлять причастные обороты, выделять их на письме, совершенствовать творческие способности учащихся,

Развивающая: способствовать развитию памяти и орфографической зоркости, развивать устную и письменную речь учащихся, интерес к изучению русского языка, развивать внимание, мышление, речь, умение анализировать, прививать навыки самостоятельной работы

Воспитывающая: воспитывать внимание к слову, бережное отношение к родному языку, культуру общения, повышать учебную мотивацию.


Оборудование: доска, мел, мультимедийная установка, раздаточный материал.


Ход урока.

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.


  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Причастие». Мы с вами долго изучали эту тему, поэтому сейчас вы должны получить только хорошие и отличные отметки. Урок сегодня будет необычным, построен в форме соревнования. За каждый правильный ответ вы будете получать один балл в виде звёздочки. В конце урока мы подсчитаем баллы и определим лидера сегодняшнего урока.

- Откройте свои тетради, запишите число, классная работа и тему урока…


1. Разминка.

- Для начала проведём с вами небольшую разминку.

- Давайте вспомним, что такое причастие?

- На какие вопросы отвечает причастие?

- А теперь, прослушайте небольшую сказку о том, как появилось причастие.

В одно солнечное утро Глагол вышел прогуляться по парку. Тоже самое сделало Прилагательное. Встр­етились Глагол и Прилагательное на небольшой тусклой скамеечке в солнечном парке, когда читали газету на данный день. Они столкнулись взглядом и сразу полюбили друг друга.
Вскоре у них появилась дочь. Родители назвали её Причастие.
Внешне маленькая девочка Причастие была похожа на маму. Причастие отвечала на вопросы: какой? какая? какие? Так же Причастие имела те же окончания, что и у Прилагательного, изм­енялась по родам, числам и падежам.

Но всё таки Причастие была похожа на Глагола. Она имела настоящее и прошедшее время, совершенный и несовершенный вид и возвратность.

Поэтому принято считать, что причастие – самостоятельная часть речи, которая совмещает в себе грамматические значения глагола и прилагательного и обозначает признак предмета по действию.

- Итак, какие признаки прилагательного имеет причастие?

- Какие глагольные признаки имеет причастие?

(ответы учащихся поощряются звёздочками)

2. Наш второй конкурс в сегодняшнем соревновании называется «Действительное или страдательное».

- Вспомним, какие причастия называются действительными?

- А какие причастия называются страдательными?

(ответы учащихся поощряются звёздочками)

- Теперь я буду зачитывать словосочетания, а вы на слух определите, сколько я назову действительных и сколько страдательных причастий. После этого, кто первый поднимет руку и правильно ответит, тот и получит звёздочку.

- Будьте внимательны! Среди названных словосочетаний могут быть «ловушки»!

  1. Спеющий крыжовник Д;

  2. Спетая другом песня С;

  3. Тёплый дождик;

  4. Лаявшая собака Д;

  5. Пришитая пуговица С;

  6. Тёмный горизонт;

  7. Засеянное поле С;

  8. Летящая птица Д;

  9. Светлое небо;

  10. Собранные грибы С;

  11. Болотная вода;

  12. Горячая печь;

  13. Горящая свеча Д;

  14. Желтеющая рожь Д;

  15. Посланная бумага С;

  16. Летучий газ;

  17. Чернеющая пропасть Д;

  18. Чёрная ночь;

  19. Белый снег.

- Итак, сколько вы насчитали действительных и сколько страдательных причастий? (Д-6, С-5).

- Но 6+5 будет только 11, а я вам прочитала 19 словосочетаний. Что случилось?

(ответы учащихся поощряются звёздочками)

- Молодцы, двигаемся дальше.


3. Третий конкурс называется Слитно или раздельно».

- Давайте вспомним, в каких случаях не- с причастиями пишется раздельно, а в каких слитно?

- Для удачного прохождения этого конкурса вы должны ответить ещё на несколько вопросов:

- При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени? (ом, ем, им, ым)

- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? (ущ, ющ, ащ, ящ)

- С помощью каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия прошедшего времени? (вш, ш, н, нн, т)

(ответы учащихся поощряются звёздочками)

- К доске пойдут два человека. Ребята, вы одновременно под мою диктовку записываете словосочетания на правописание не- с причастиями, а все остальные работают в тетрадях. Будьте внимательны!

Независимый человек – нет условий для раздельного написания;

Небеленый потолок – нет условий для раздельного написания;

Не увиденная мною тропа – зависимое слово;

Ненавидящий ложь – без не- не употребляется;

Невидимая звезда – нет условий для раздельного написания;

Не потерянный, а забытый – противопоставление;

Не продуманный тобой ответ – зависимое слово;

Непримиримые противоречия – без не- не употребляется.

- Теперь ребята, работающие у доски, по очереди читают словосочетания и объясняют написание причастий.

(если не было ошибок, ученики получают по звёздочке, а если ошибки встречались, класс помогает, их ответы тоже поощряются звёздочками)

- Хорошо, ребята, садитесь! А мы продолжаем наше занятие.


4. Наш четвёртый конкурс называется «Правописание Н и НН в суффиксах причастий».

- Давайте вспомним правило, в каких случаях мы пишем одну Н в суффиксах причастий, а в каких две?

(за правильный ответ – звёздочка)

- К доске пойдут два человека. На обороте доски написаны словосочетания с пропущенными буквами на месте суффикса. Ребята вставляют Н или НН, а мы с классом записываем эти же словосочетания под диктовку. А после этого проверим, что у нас получилось. Не забудьте выделить суффиксы.

Кипячёное молоко – несов.в.;

Вскипячённое молоко – сов.в;

Вязаное платье – несов.в.;

Мороженая рыба – несов.в.;

Уроки не выучены – кр. прич.;

Нежданный гость– исключ.;

Раненный на войне;

Испуганные птицы – сов.в.;

Нерешённый вопрос – сов.в;

Работа не сделана – кр.прич.

Теперь по очереди читаете словосочетания и объясняете правописание причастий.

(если не было ошибок, ученики получают по звёздочке, а если ошибки встречались, класс помогает, их ответы тоже поощряются звёздочками)


А теперь, дорогие друзья, у нас с вами музыкально-танцевальная пауза. Отдохнём немного.

Отдохнули, потанцевали и снова настроились на работу.


5. Пятый конкурс называется «Морфемный конструктор».

- К доске пойдут 2 человека. Я раздаю вам карточки, на которых написано по 3 причастия. Вы записываете слова на доске, а остальные ребята в тетрадях. Делаем разбор слова по составу.

Перечитанные пере-чит-а-нн-ые Неуслышанный не-у-слыш-а-нн-ый

Раскисшая рас-кис-ш-ая Пересыхающий пере-сых-а-ющ-ий

Подходящие под-ход-ящ-ие Расстилающих рас-стил-а-ющ-их

- А теперь вместе с классом проверяем. Правильно ребята разобрали причастия?

(если не было ошибок, ученики получают по звёздочке, а если ошибки встречались, класс помогает, их ответы тоже поощряются звёздочками)

- Молодцы, ребята! Садитесь. И мы продолжаем.

6. Следующий конкурс называется «Найди причастный оборот».

- Но перед тем, как перейти непосредственно к конкурсу, давайте вспомним, что такое причастный оборот?

- Всегда ли причастный оборот обособляется?

(ответы учащихся поощряются звёздочками)

- К доске я вызываю… Прослушаем предложение, составим его схему, объясним знаки.

1. Андрей Гаврилович вчера написал возмутившее судебных заседателей заявление.

2. Сидевший за книгами сын поразился состоянием отца, указывающего пальцем на двор


(если не было ошибок, ученики получают по звёздочке, а если ошибки встречались, класс помогает, их ответы тоже поощряются звёздочками)


  1. Домашнее задание.

- У каждого из вас на партах лежит текст (читаем).

- Не кажется ли вам, ребята, что этот текст безрадостный и в нём не хватает ярких красок?

- Что нам может помочь «украсить» его?

- Так значит, зачем в тексте нужны причастия и причастные обороты? Какая часть речи, кроме причастий, делает текст более ярким и выразительным?

- Для того, чтобы оживить текст, я предлагаю вам в течение пяти минут.

- Дома вам необходимо будет распространить предложения на месте пропусков причастиями или причастными оборотами и записать текст в тетрадь.

Человек, ………………………………………………, по настоящему счастлив. Он окружён множеством верных друзей, ……………………………………. Это книги.

Книги встречают нас в детстве, ………………………. Они заставляют нас становиться лучше. Огромный мир, ……………………………, врывается к нам со страниц любимых книг. Вот они стоят на библиотечных полках, …………………… ………………………………, книги, …………………………….

Герои книг, ………………………………, зовут нас в далёкие страны, ………….. ……………………. Мы боремся вместе с пятнадцатилетним капитаном, ………….. …………………………, смеёмся над толстым Карлсоном, …………………………., любуемся Дефоржем.

Всего не перечислишь и не расскажешь. Поэтому каждый из нас волнуется, когда видит стопки новых книг, ………………………………………. Что скрыто в них?


  1. Подведение итогов.

- Сегодня на уроке мы с вами обобщили наши знания о причастии, повторили правописание причастий, умение находить их в тексте, составлять причастные обороты, повторили как они выделяются на письме.

- Теперь подсчитаем количество звёздочек, заработанных вами.

- Лидером (-ами) сегодняшнего урока становится (-ятся) …

(выставление отметок)


Желаю вам творческих успехов.

Спасибо за урок. До свидания, ребята!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!